Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы и подходы




Накопленный опыт социально-культурной реабилитации и поддержки лиц с ограниченными возможностями позволяет сфор­мулировать целый ряд существенных общих и частных принци­пов, которых придерживаются в своей деятельности специалисты, занятые в этой сфере: медики, психологи, социальные работники, специалисты социально-культурной сферы.

К общим, универсальным принципам относится прежде всего принцип системного подхода к социально-культурной реабили­тации инвалидов и лиц пожилого возраста. Он предполагает все­стороннюю проработку решений и предпринимаемых действий, анализ возможных альтернатив, координацию усилий специали­стов различного профиля, оценку возможных последствий осуще­ствляемых культурно-терапевтических, реабилитационных тех­нологий. В соответствии с принципом системности каждая из та­ких технологий должна обладать всеми признаками системы: ло­гикой процесса реабилитации, взаимосвязью составляющих его элементов, целостностью.

Другим общим принципом является принцип средового подхода. Он предполагает создание педагогически организован-


раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

ной среды для лиц пожилого возраста и инвалидов, которая слу­жила бы местом отдыха и общения с предметами искусства, свер­стниками и интересными людьми, проведения занятий и репети­ций, личных наблюдений и исследований, творческих встреч и экскурсий.

Содержание социально-культурной реабилитации людей с ограни­ченными возможностями во многом базируется на организации для по­жилого человека или инвалида благопршггаых в духовном отношении референтных сред их досуга и общения.

Это прежде всего среды его межличностного общения и досуга в се­мье, в кругу ближайших родственников, друзей, соседей, в производст­венном, учебном или досуговом коллективе. Это и среды его внелично-стного общения со СМИ, с книгой, искусством, природой, животными и т.д. Преодолению физических и социальных ограничений, дефицита ду­ховного и эстетического развития пожилых людей и инвалидов помогает создание специально организованных эстетических, экологических, ва-леологических и других референтных сред, основанных на сочетании работы многопрофильных творческих мастерских и студий с экспози­циями современного искусства или интерактивными лабораториями.

Создание и многократное использование притягательных досутовых средств и ситуаций, ориентированных на потребности этих людей в по­знавательной, игровой и творческой деятельности, объективно требуют применения в практике социальной реабилитации не только традицион­ных медико-социальных, социально-психологаческих или педагогиче­ских методик, но и методик социально-культурных. Их эффективность неизмеримо возрастает, если досуговая деятельность лиц с ограничен­ными возможностями:

- носит более длительный и поэтапный характер - от достижения
коллективных задач к личностному росту (фактор самоактуали­
зации);

- ориентирована на проявление и развитие творческого потенциала
того или иного человека, его коммуникативных и социальных свя­
зей (фактор социально-творческий).

Обеспечивая условия общения и познания, среда способствует формированию позитивного мышления, развивает воображение, стимулирует творческое начало, дает возможность любому из них, особенно ребенку, познавать мир не только по фильмам, книгам,


 




Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильни ков. Социально-культурная деятельность

учебникам и рассказам, но и, самое главное, путем личного на­блюдения и участия. В состав среды мы обязательно включим средства культуры и искусства, собственно социально-культурные технологии и тех, кто осваивает и воспроизводит эти технологии в интересах реабилитации - специалистов социальной, культурной и образовательной сфер.

К общим принципам относится и принцип дифференциро­ванного подхода к отдельным лицам и социальным группам как объектам социально-культурной реабилитации и поддержки. Дифференциация подходов к разрешению социокультурных про­блем различных групп пожилых людей и инвалидов проводится на основе учета целого ряда факторов. Это факторы социального риска, влияющие на положение этих групп; выявление индиви­дуальных культурных потребностей и интересов этих категорий населения; адресность при предоставлении образовательных, раз­влекательных, оздоровительных и других услуг с приоритетом со­действия пожилым гражданам и инвалидам; ориентация на разви­тие самопомощи и взаимоподдержки данных групп населения в социокультурной сфере; обеспечение информированности всего населения о положении инвалидов и пожилых людей, об их право­вых гарантиях и возможностях получения ими необходимой помощи и услуг.

Выбор пути и методов реабилитации и интеграции должен оптимально соответствовать потребностям, возможностям общества и конкретным условиям, в которых они осуществляются. В связи с этим он должен быть ориентирован на индивидуализацию, адресность, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность и целостность подходов, а также предполагать воз­можность своевременной коррекции с учетом изменений психосоматического состояния инвалида, условий и возможностей осуще­ствления реабилитационных мероприятий.

В число общих принципов включается и принцип обратной связи. Для органов и учреждений социальной защиты, культуры, здравооохранения, образования и всех занятых в них специалистов он предполагает регулярное получение информации о результатах их деятельности, о реакции непосредственных организаторов и исполнителей реабилитационных мероприятий и тех, на кого эти мероприятия непосредственно направлены. В результате обратной

раздел П. Сферы реализации социально-культурной деятельности

связи появляется возможность предпринять необходимые коррек­тировочные действия.

Частные принципы представляют собой важнейшие требова­ния, без которых невозможно осуществление эффективной госу­дарственной политики, направленной на социально-культурную реабилитацию и поддержку социально незащищенных групп насе­ления. К ним относится ряд принципов, вытекающих из содержа­ния большинства законодательных актов Российской Федерации, а также нормативно-правовых документов, принятых субъектами РФ, регулирующих текущую деятельность государственных и об­щественных органов и учреждений социальной защиты, культуры, досуга, образования, спорта:

- принцип государственной ответственности, предполагаю­
щий постоянную и обязательную деятельность муниципаль­
ных и общественных органов по созданию условий жизни,
труда, быта и досуга граждан социально-недостаточных ка­
тегорий;

- принцип равных возможностей для лиц с ограниченными
возможностями и граждан старшего поколения на пользова­
ние культурными благами, на творчество, самореализацию и
самоутверждение в социально-культурной сфере;

- принцип единства, преемственности и стабильности государ­
ственной политики в области социально-культурной реаби­
литации и поддержки незащищенных групп населения;

- принцип социального взаимодействия государства и обще­
ства с инвалидами и пожилыми гражданами в целях их соци­
ально-культурной реабилитации и поддержки, получения
ими дополнительных культурных благ и повышения каче­
ства их жизни, быта и досуга за счет собственных усилий,
добровольного проявления инициативы и активности, интел­
лектуального развития и творчества в течение всей жизни

Соблюдение этих принципов способствует предупреждению причин, порождающих проблемы пожилых людей и инвалидов в социокультурной сфере, содействует практической реализации их прав и законных интересов, обеспечению возможности для их творческого самовыражения и самоутверждения, предупреждает возможное устранение их от участия в активной социокультурной


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельно сть

деятельности, а также обеспечивает соблюдение равенства прав и возможностей пожилых граждан и инвалидов при получении со­циально-культурных благ и услуг.

Эксперты Всемирной организации здравоохранения напоми­нают о необходимости выражаться крайне осторожно в тех слу­чаях, когда применяется понятие ограничения жизнедеятельности. Если о пожилом человеке говорят: «У него имеется снижение спо­собности к обучению», то тем самым демонстрируются нейтраль­ность и такт по отношению к интерпретации имеющихся возмож­ностей данной личности. Но категорично заявить, что кто-то явля­ется «лицом с ограниченной жизнедеятельностью», даже если эта характеристика адекватна реальному состоянию личности, - зна­чит наклеить на человека ярлык, отказывая ему в праве заниматься какой-либо деятельностью в привычных для него условиях, ма-, нере, темпах и т. д.

Корректное использование терминологии является одной из норм профессиональной этики специалистов, работающих в среде пожилых. Это требование актуально как для осуществления гума­нитарных программ, так и для подготовки дипломированных ме­неджеров, педагогов-психологов, технологов в области соци­ально-культурной реабилитации.

В результате лица «третьего возраста» и инвалиды, полностью или частично утратившие свою способность к реализации жизнен­ных функций, в обиходе получают неадекватные характеристики, что негативно отражается на их весьма неопределенном социаль­ном статусе. Социальные работники, например, пользуются ши­роко распространенным термином «инвалиды», в то время как в семейной среде говорят о снижении у одного из ее членов способ­ности говорить, видеть, слышать, ходить и т.д. Медики, занимаясь пожилыми пациентами, более склонны рассматривать причины и следствия нарушений и ограничений их жизнедеятельности.

В любом случае основной целью социально-культурной реа­билитации всегда было и остается формирование у инвалидов и пожилых людей стремления к самодостаточному, независимому и здоровому образу жизни, соответствующему исконно российской духовной традиции и принципам этики.


раздел П. Сферы реализации социально-культурной деятельности

Особенности социально-культурной реабилитации и поддержки инвалидов

В соответствии с Федеральным законом «О социальной за­щите инвалидов в Российской Федерации» реабилитация инва­лидов предусматривает систему медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических и социально-культур­ных мероприятий, направленных на устранение или возможно бо­лее полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вы­званных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации являются восстановление соци­ального и культурного статуса инвалида, достижение им матери­альной независимости и его социальная адаптация, а в содержание реабилитации входят:

- медицинская реабилитация, которая состоит из восстанови­
тельной терапии, реконструктивной хирургии; протезирования
и ортезирования;

- профессиональная реабилитация, которая включает профес­
сиональную ориентацию, профессиональное образование,
профессионально-производственную адаптацию и трудо­
устройство;

- социальная реабилитация, которая состоит из социально-
средовой ориентации и социально-бытовой адаптации.
Основу разработки и реализации технологий социально-культурной

реабилитации инвалидов на территории каждого субъекта РФ составляет не только необходимое нормативно-правовое поле, но и комплекс теоре­тических положений и практических рекомендаций, содержащихся в одобренной Министерством культуры РФ (январь 1995 года) Концепции государственной социокультурной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации. Существует целый ряд других документов, за­крепляющих и регулирующих процесс становления практически новой Для страны инфраструктуры учреждений и организаций, призванных взять на себя осуществление социально-культурной реабилитации инва­лидов с помощью как общих педагогических, так и специализированных технологий.

В соответствии с законодательством в стране создана государ­ственная служба социальной защиты лиц с ограниченными воз­можностями. Вся деятельность социальных учреждений в этом направлении осуществляется на основе разработки и реализации


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

индивидуальных программ реабилитации (ИПР) для отдельных категорий инвалидов.

Реабилитация должна обеспечивать восстановление или уменьшение ограничений у инвалида, приводящих к социальному ущербу его самого, семьи и общества. При этом важное значение имеет целостный подход к личности инвалида, учитывающий все его проблемы, индивидуальные потребности, надежды и интересы, социальный фон. Инвалид из объекта превращается в полноправного субъекта, стоящего в центре процесса реабилитации и активно участвующего в нем.

При рассмотрении процесса социально-культурной реабилитации и поддержки детей и взрослых с ограниченными возможностями следует иметь в виду, что инвалид, как любой человек в качестве, является частью его культурной системы, понимаемой широко: как быт и нравы, семейный уклад, этика производственных отношений, досуг и традиции, приверженность определенным видам искусства и формы праздничного общения.

Поэтому, определяя пути социальной реабилитации инвалида, необходимо иметь в виду возможность обеспечения основных форм жизнедеятельности через социокультурную интеграции личности.

Оценивая накопленный опыт и возможности средств культуры, способной путем использования различных технологий помочь лицам с ограниченными возможностями наладить социальные связи, выявить и развить творческие способности и удовле­творить эстетические интересы, самоутвердиться в новой сложно ситуации, можно утверждать, что есть все основания представля социокультурную реабилитацию как часть социальной реабилитации.

Целесообразность включения ее в систему комплексной реабилитации инвалидов продиктована как основополагающей ролью культуры в развитии и самореализации личности, так и практическим опытом социокультурной деятельности учреждений культуры, убедительно подтверждающим благотворное влияние средств культуры, искусства, творчества на образ жизни инвалидов. Эффективное использование этих средств в процессе реабилитации инвалида способствует формированию у него духовно-нравственных и социальных установок, чувства уверенности в


раздел П. Сферы реализации социально-культурной деятельности

жизни, которые обеспечивают корректирующее и восстанавли­вающее воздействие на здоровье и мотивацию независимости в различных сферах жизнедеятельности.

В этой работе, которая связана с созданием условий, благопри­ятствующих художественно-эстетическому и нравственному вос­питанию детей и взрослых - инвалидов, категорически недопус­тимо жертвовать качеством ради количества, массовости. Такого рода практика приводит к отрицательным последствиям, которые могут выразиться в устойчивой реакции отторжения на художест­венно-просветительские воздействия извне со стороны лиц с огра­ниченными возможностями.

Подобная закономерность в наибольшей степени проявляется в детской инвалидной среде. Помочь ребенку с аномальным разви­тием адекватно ориентироваться в потоке художественной ин­формации, реализовать свои творческие способности может толь­ко квалифицированный педагог. Однако такого уровня взрослых специалистов и наставников крайне мало среди сотрудников реа­билитационных центров, преподавателей школ, родителей, то есть всех тех, кто призван обеспечить социально-культурное со­провождение такого ребенка на пути в мир искусства и самобыт­ного творчества. Именно поэтому мы вновь и вновь возвращаемся к вопросу о жизненной необходимости активного, дееспособного субъекта социально-культурной реабилитации по отношению к детской инвалидной среде.

Результаты исследований свидетельствуют о целесообразно­сти разделения людей, выступающих в качестве объекта и субъ­екта социально-культурной реабилитации, на две группы. Первую группу составляют дети с ограниченными возможностями, кото­рых отличает активное участие в культурной жизни, в самобытном художественном, техническом, прикладном творчестве, музыке, спорте, где у них интенсивно формируются соответствующие зна­ния, умения и навыки, удовлетворяются разнообразные потребно­сти и интересы.

Вторая группа включает в себя «культурный авангард» или «культурную элиту». В ней представлены не только специалисты реабилитационных центров и учреждений культуры - психологи, социальные работники и социальные педагоги, владеющие совре­менными культуротерапевтическими технологиями. Наиболее


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

значимую часть этой элиты, её культурное ядро составляют взрос лые люди с ограниченными возможностями, наиболее актив ные, талантливые, профессионально продвинутые, творчески ода­ренные авторы и исполнители из инвалидной среды.

Задача государственных органов и общественности - создать условия, необходимые для роста и консолидации этой прослойки, усиления возможностей её влияния на окружающую среду, пре­жде всего на детей-инвалидов. Наличие внутри самой инва-: лидной общности активно действующей социально-культурной оси «элита - дети» объективно способствует творческому развитию ребенка с ограниченными возможностями. Благодаря такой оси и у взрослых, и у детей-инвалидов возникают благоприятные условия для самореализации, внутренней консолидации, осуществления по отношению к обществу социально-культурных функ­ций, получения необходимой моральной и материальной под­держки со стороны общества и государства.

Постоянное взаимодействие и партнерство перечисленных групп открывает большие перспективы в реабилитационной работе, дает возможность эффективнее использовать социально-культурную среду, ввести инвалидов и их семьи в реальный богатейший мир культуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.