Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Межкультурное сотрудничество




К одной из наиболее динамичных и перспективных сфер реа­лизации социально-культурной деятельности относятся междуна­родное культурное сотрудничество и межкультурный обмен.

Актуальность этого вида общественной практики особенно возрастает в период проведения по инициативе ООН «Междуна­родного десятилетия культуры мира и ненасилия» в интересах на­родов планеты (2001 - 2010). Сама суть такой инициативы за­ключается в налаживании диалога между цивилизациями, в недо­пущении того, чтобы объективно развивающиеся процессы глоба­лизации носили неуправляемый характер и наносили ущерб со­хранению культурной самобытности и цивилизационного разно­образия народов.Культурное разнообразие столь же необходимо современном) миру, как и обеспечение его политической многополюсности, пре­дотвращение притязаний на гегемонизм или национальную ис­ключительность.

Для более полного понимания сущности межнационального культурного сотрудничества и международного культурного об­мена как области общественной практики, в которой реализуется социально-культурная деятельность, остановимся на ключевых понятиях, а также принципах, субъектах, формах и нормативно-правовом регулировании, характерных для этой сферы,

Впервые термин «общее культурное наследие человечества» стал общепринятым в середине XX века. Конференция ООН в Думбартон-Оксе (1945г.) проложила рассматривать культуру как общее наследие человечества и приняла решение о создании в рамках ООН специального органа - ЮНЕСКО, на который были возложены координация и руково­дство вопросами интеллектуального сотрудничества на международном уровне. В Уставе ЮНЕСКО (ст. 1) записано, что эта организация прсж-


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

де всего заботится о сохранении и об охране всеобщего наследия чело­вечества - книг, произведений искусства и других памятников историче­ского и культурного значения. На признании ценности культурного на­следия человечества основаны практически все концептуальные доку­менты ЮНЕСКО.

Термин «общемировое культурное наследие» используется практически во всех документах ООН и ЮНЕСКО, касающихся взаимоотношений государств в области культуры. Так, например, в Гаагской конвенции ЮНЕСКО 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта говорится, что «ущерб, наносимый культурным ценностям каждого народа, явля­ется ущербом для культурного наследия всего человечества, по­скольку каждый народ вносит свой вклад в мировую культуру». В том же документе содержится определение и такого ключевого понятия, как «культурные ценности каждого народа», входящие в общемировое культурное наследие. Этим термином обозначается совокупность культурных явлений, движимых и недвижимых культурных объектов, которыми обладают отдельно взятые стра­ны и народы.

В соответствии со Всеобщей декларацией прав человека (ст.27), каж­дый человек имеет право на пользование достижениями культуры как своего народа, так и других стран и народов. Следуя широкой трактовке этого права, его можно рассматривать как право на пользование дости­жениями мировой культуры, а не только культуры в рамках одного го­сударства. Для обеспечения этого права государства обязаны сотрудни­чать в области культуры, создавать для своих граждан самые благопри­ятные возможности и необходимые условия.

Социально-культурная деятельность является эффективным инст­рументом осуществления межрегиональных и международных связей в области культуры. Эш деятельность реализуется сегодня по определен­ным направлениям и формам. Среди них - культурные обмены как про­дуктами социально-культурной деятельности (фильмами, спектаклями, предметами живописи и скульптуры и т.д.), так и художественными кол­лективами, делегациями, отдельными исполнителями; защита культур­ных ценностей с помощью различных форм и способов как в мирное время, так и в периоды военных конфликтов; совместная деятельность представителей различных стран по созданию культурных ценностей, по проведению научных исследований в библиотеках, архивах, музеях, на


 


Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

раскопках историко-культурных памятников; организация разномас­штабных фестивалей, конкурсов, традиционных праздников в честь зна­менательных дат и юбилеев; экспортно-импортная деятельность, связан­ная с покупкой и продажей произведений искусства и литературы через аукционы или на основе межгосударственных договоров.

Методологически важным для общественной практики соци­ально-культурной деятельности является понятие принципов как фундаментальных положений и правил, на которых основываются многочисленные акции и контакты в области межнационального культурного сотрудничества и международного культурного об­мена.

Как правило, здесь выделяют общие (базовые) и частные принципы. К общим (базовым) относятся зафиксированные в Дек­ларации Генеральной Ассамблеи ООН (1970) принципы междуна­родного права, распространяющиеся не только на политические и экономические, но и на социальные и культурные отношения и связи между государствами: запрещение угрозы силой и исполь­зования силы; уважение государственного суверенитета: невмеша­тельство во внутренние дела; равенство и право на самоопределе­ние; мирное разрешение споров; обязательное исполнение обяза­тельств.

Частные (специальные) принципы сформулированы в Декла­рации принципов международного культурного сотрудничества ЮНЕСКО (1996) и включают в себя: равенство культур госу­дарств, народов, наций, народностей, национальных и этнических групп; служение культуры делу мира; взаимовыгодность культур­ного сотрудничества; обязательность защиты культурных ценно­стей во время мира и во время войны,

Реализации перечисленных принципов подчинена вся социально-культурная деятельность, направленная на международное взаимодей­ствие и сотрудничество в таких областях духовной жизни, как художест­венная культура, политическая культура, бытовая культура, мораль, пра­во, наука и т.д.

В настоящее время множество акций, связанных с межгосударствен­ным культурным сотрудничеством и межкультурным обменом, прово­дится в рамках развития идеи общемировой межнациональной культу­ры, широко известной в последние годы под термином «культура ми­ра». Организация Объединенных Наций объявила 2002-2010 годы


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

«Международным десятилетием культуры мира и ненасилия». В самом понятии «культура мира» подчеркивается многозначность множества факторов, которые могут как содействовать, так и препятствовать ук­реплению мира. В этой связи существенную роль приобретают кон­цепции, выводы, предложения и рекомендации по использованию практического потенциала социально-культурной деятельности как средства реализации доктрины культуры мира.

Сама идея культуры мира станет всеобщей только после того, как ее воспримет и осмыслит значительная часть стран и индивидов, обра­зующих мировое сообщество. Любые попытки утвердить концепцию культуры мира в глобальном масштабе останутся бесплодными, пока в качестве основы не будет достигнуто равновесие альтернативных культур внутри каждой страны, каждой семьи, каждого взятого в от­дельности человека.

В самом обращении к термину «культура мира» подчерки­вается многообразие социальных, конфессиональных, этнокуль­турных и других факторов, которые могут как содействовать, так и препятствовать укреплению мира, эффективно противо­стоять проявлениям экстремизма, насилия, неуважительного от­ношения к правам и свободам граждан.

Государствам- членам ООН предложено в ходе десятилетия уделять больше внимания деятельности по пропаганде культу­ры мира и ненасилия, содействовать любым поощряемым формальным и неформальным её проявлениям, на местном, ре­гиональном, национальном и международном уровнях разви­вать партнерские отношения и обмен информацией, участво­вать в проведении специальных крупномасштабных мероприя­тий, отвечающих интересам человечества, грядущих поколе­ний.

Миротворческая деятельность как профилактическая превен­тивная работа, направленная на устранение или хотя бы смягчение конфликтообразуюших моментов, приобретает все большее число сторонников. По существу программа культуры мира как антипода логики войны и насилия предполагает установление такого со­стояния общества, при котором при решении любых спорных во­просов на всех уровнях общения будет доминировать отказ от лю­бого военного противостояния, от насилия, от нанесения ущерба возможным оппонентам. Человечеству предлагается единственно


раздел Н. Сферы реализации социально-культурной деятельности

возможный альтернативный путь перехода от логики силы и стра­ха к логике разума и доброжелательности во всех сферах об­щественной деятельности.

Проблема выстраивания и реализации программных положе­ний требует серьезной теоретической разработки, развития кон­кретных технологий, формирования специальных знаний, умений и навыков.

Вместе с тем концепция культуры мира не является возвраще­нием к практике бытовавшего во второй половине XX века массо­вого движения защитников мира, выступавших за предотвращение третьей мировой войны и угрозы использования оружия массового уничтожения в глобальном масштабе. Ничего общего эта концеп­ция не имеет с предпринимавшимися несколько десятилетий назад попытками развернуть в различных, главным образом слабораз­витых, странах деятельность волонтеров из так называемого меж­дународного «Корпуса мира». И, наконец, в корне неверно ото­ждествлять концепцию культуры мира с якобы модернизирован­ной формой пацифизма, начисто отвергающего любую войну ис­ходя из идеи «непротивления злу насилием».

Укажем на несколько характерных черт, отличающих про­грамму культуры мира и ненасилия от предшествующего практи­ческого опыта в области миростроительства. Во-первых, это не просто кратковременная кампания, а длительный, рассчитанный на многие годы процесс, требующий продолжительной, разнооб­разной по форме и содержанию настойчивой работы. Во-вторых, миротворческая деятельность, в отличие от многих других обще­ственных практик, характеризуется полисубъектностью, много-уровневостью, вторжением в самые сокровенные секторы общест­венных отношений - экономических, политических, культурных, социальных. В-третьих, программу культуры мира и ненасилия нельзя эффективно реализовать в одной, отдельно взятой стране, в отрыве от процессов, происходящих в регионе или мировом со­обществе в целом.

Актуальность и гражданская востребованность программы культуры мира и ненасилия определяются тем, что коренные во­просы, касающиеся будущего развития мира в XXI столетии, ос­таются и по сей день открытыми, что мир по-прежнему сохраняет биполярность, что сегодня как никогда становится актуальной


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Крас илъников. Социально-культурная деятельность

идея предупреждения конфликтов через воспитание, особенно для стран и народов, раздираемых гражданскими войнами, межэтни­ческими и межконфессиональными столкновениями, идеологиче­ской конфронтацией.

Реализуя концепцию культуры мира, мы неизбежно сталкиваемся с необходимостью разрешения противоречия, возникающего перед представителями разных стран и народов: с одной стороны, стрем­лением сохранить свою включенность в общемировой социокультур­ный контекст и сотрудничество, а с другой -желанием не порывать с истоками своей национальной культуры. Сутью и смыслом док­трины культуры мира может и должна стать вьфаботка такой систе­мы, которая с максимальной полнотой и в реальных масштабах: времени могла бы обеспечить возможность представителям различ-; ных национальностей: во-первых, самоидентифицироваться как носи- телям своей национальной культуры, уклада жизни своего народа, его традиций, норм и ценностей; во-вторых, создать условия для их; вступления в равноправный диалог с инокультурным окружением; в третьих, включиться в современные общемировые культурные про-; цессы.

На протяжении последних лет ведутся поиски наиболее эффективных средств и способов использования социально-культурной деятельности как инструмента межкультурного общения и взаимопонимания. Всё более очевиден тот факт, что наряду с, экономикой и политикой социально-культурная сфера есть и остается; важным фактором регулирования не только внутренней жизни, но ивзаимоотношений между странами.

Следует особо подчеркнуть практическую значимость двух понятий, принципиально важных для осуществления воспитатель-; ной работы в рамках программы культуры мира и ненасилия. Речь идет об утверждении в качестве доминирующих и об адекватном восприятии на всех языках и континентах таких терминов, как!«диалог» и «взаимная толерантность».

В широком смысле, опираясь на изначальную емкость и зна­чимость этих понятий для реализации программы, нам предстоит в долгосрочной перспективе определить те опасные для всего цивилизованного человечества рубежи, за которыми любовь перерастает в ненависть, вера - в безграничный фанатизм, а толерантность -в безразличие и равнодушие; за которыми интерес к культурному!


Раздел П. Сферы реализации социально-культурной деятельности

наследию перерастает в культурную ограниченность, а историко-патриотическая работа превращается в почву для взращивания на­ционализма и нетерпимости.

Как постоянно функционирующий социальный институт, культура мира не подлежит какому-либо искусственному конст­руированию либо директивному введению с помощью решения законодательного или исполнительного органа власти. Институт культуры мира нельзя культивировать в приказном порядке. Его можно терпеливо взращивать, опираясь на инициативу разных со­циальных слоев населения, обеспечивая государственную и обще­ственную поддержку распространению идей и практического опы­та отдельных лиц и организаций,

Именно поэтому инициаторы проекта программы культуры мира и ненасилия не пошли по пути создания формализованных структур - организации официального межведомственного коми­тета - и разработки соответствующего плана или программы ме­роприятий. Они совершенно справедливо полагали, что такой шаг с самого начала существенно ограничил бы участие неправитель­ственных, гражданских организаций, сковывал инициативу парт­неров, особенно неформальных организаций, отдельных групп добровольцев. Такая ситуация вступает в явное противоречие с целевой установкой проекта, делающей его «пилотным», - пробу­дить к жизни миротворческие устремления рядовых граждан, сде­лать их восприимчивыми к духу и ценностям культуры мира.

Более продуктивным подходом представляется рассмотрение культуры мира не как учебной дисциплины, рассчитанной на пре­подавание в образовательных и академических учреждениях (1), не как системы региональных центров на местах, осуществляю­щих принятые ими собственные локальные программы мероприя­тий по культуре мира (2), не как ограниченной временными рам­ками информационно-просветительной кампании, обладающей мощными средствами и каналами трансляции (3), а прежде всего в качестве крупнейшего межнационального социально-культурного института нормативного типа, который представляет собой сово­купность норм, идей, взглядов, традиций, принципов, отношений, которыми руководствуются отдельные страны и народы в своей общественной практике в области миротворчества и мирострои-тельства.


ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Суть и смысл общественного назначения такого института культуры мира достаточно четко отражены в документах третьей консультативной встречи партнёров по реализации проекта в ре­гионах России. Как социально-культурный институт, культура ми­ра строится на «принципиально иной этике отношений, основан­ной на взаимном уважении, толерантности и диалоге как между разными этническими, религиозными и социальными группами, так и внутри этих групп, равно как и на формировании особого внутреннего мира и равновесия в душе каждого отдельного чело­века».

Полисубъектность культуры мира как современного межна­ционального института определяется целым рядом её характерных черт и особенностей.

Здесь прежде всего следует подчеркнуть включенность этого института в многочисленные виды общественных практик и куль­турных правоотношений, в которых, собственно, и реализуется сегодня социально-культурная деятельность большинства юриди­ческих и физических лиц как внутри каждой страны, так и за её пределами. Сегодня сферами реализации принципов и идей куль­туры мира и миротворческой деятельности являются образование, культура и искусство, досуг и досуговая деятельность, физическая культура и спорт, средства массовой информации и общественные связи, социально-культурная реабилитация незащищенных групп населения и др.

Это, в свою очередь, означает, что широкомасштабная задача' реального воплощения бытующих в мировом сообществе норм и принципов культуры мира и ненасилия, осуществления эффективного миротворческого воспитания может быть решена усилиями многочисленных субъектов социально-культурной деятельности] начиная с отдельной личности и института семьи и кончая широкой сетью учреждений и организаций, связанных с изучением, освоением, развитием и трансляцией огромных информационно-образовательных потоков, конкретизирующих цели и задачи no-i строения культуры мира и ненасилия на уровне сообщества.

Решение этой поистине глобальной задачи невозможно без ввода в действие научно обоснованного комплекса методов и тех­нологий межсубъектного взаимодействия и сотрудничества этнических, конфессиональных и социальных групп, межкультурного]


Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

диалога и партнерства, развития культурного обмена, межлично­стных и межнациональных коммуникаций, охраны всемирного культурного и природного наследия.

Одной из разновидностей культуры мира как социально-культурного института является поликультурная среда, исполь­зуемая в качестве инструмента поликультурного общения и обра­зования. Педагоги разных стран настойчиво говорят о необходи­мости баланса в популяризации и освоении традиций и опыта раз­ных культур.

Подрастающему поколению, незнакомому с иными культура­ми, кроме своей, грозит вкусовой эгоцентризм, склонность судить о других культурах по собственным стандартам. Само наличие полиэтнического, многокомпонентного в культурном отношении населения в крупных городах (например, в таком мегаполисе, как Москва) заставляет подчинить поликультурное образование и вос­питание созданию условий для взаимопонимания различных групп, общин и этносов, формированию терпимости и взаимного уважения, выявлению общих ценностных ориентиров и культур­ных универсалий. Отсутствие взаимопонимания, связанное с эле­ментарной поликультурной неграмотностью, может обернуться проявлениями культурной нетерпимости, враждебности и даже действиями антикультурного агрессивного характера.

Поликультурная среда создает благоприятные возможности для «кросс-культурного» художественного восприятия и мышле­ния. Большинство исследователей приходит к выводу о необходи­мости следования трем главным принципам, обеспечивающим благоприятное течение и результативность межкультурного взаи­модействия и взаимопонимания: равный статус участников, их действительно тесное, а не формальное и не поверхностное, взаи­модействие, наличие у них общей цели.

Например, педагоги московского Центра творческо-эстетического центра «Гармония» считают, что поликультурное воспитание и образование детей можно начинать с раннего возрас­та, но при этом доминирующими должны быть отечественные культурные традиции. Основное время в работе Центра отводится освоению фольклора, сказок, истории христианства, проведению детских праздников музыкально-поэтического и изобразительно-театрального характера,


Т. Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Значительное время посвящается и другим культурам. При этом основным средством знакомства с ними служит комплексное «погружение» в инородные культурные пласты через обращение к сказочному материалу и его музыкально-игровой драматургии, изобразительную деятельность, пение, танцы, игру на различных детских музыкальных инструментах.

Педагоги в школах США, Англии и ряда других западных стран на собственном опыте убеждаются в эффективности поли­культурного образования в уменьшении разногласий между уча­щимися разных национальностей и в устранении проблем в обще­нии. Например, во многих американских школах появились учеб­ные классы африканской и индонезийской музыки, накапливается обширный дидактический материал в виде литературы, магнито-записей и видеофильмов.

Характерный факт приводился на музыкально-этнографической конференции в г. Сиэтле (США). В классе уча­щихся десятилетнего возраста при первом прослушивании афри­канской музыки у детей возникали ассоциации типа «дикари в джунглях», «праздник людоедов» и т.д. Накопив в течение не­скольких месяцев опыт музицирования на африканских нацио­нальных инструментах, учащиеся изменили подобное отношение к африканской музыке, к самим африканцам как создателям этой музыки.

Ученые и практики отмечают важную роль социально-культурного посредничества в достижении взаимопонимания ме­жду культурами. Посредники, выступающие в качестве многочис­ленных субъектов социально-культурной деятельности, являются по существу связующим звеном между культурными системами, давая людям возможность познакомиться с иной культурой, пере­водя её ценности на язык, доступный восприятию.

Особое внимание привлекают специфические социальные группы, обозначенные в базовых концепциях доктрины культуры мира и ненасилия: дети, женщины и молодежь; пожилые лица, ве­тераны труда и инвалиды; многодетные и неполные семьи; биз­несмены и предприниматели и другие. Степень интенсивности и эффективности социально-культурных акций и миротворческих мероприятий среди данных групп субъектов далеко не равнозначна. В документах ЮНЕСКО это объясняется чрезвычайной распы-


раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

ленностью и чрезмерным уровнем политизированности одних, ориентацией на экономические интересы других, влиянием тен­денций к сегрегации у третьих и т.д.

В проекте «Декларации прав культуры», предложенной академиком Д.С.Лихачевым, говорится: «Участие в культурной жизни есть неотъемлемое право каждого гражданина, поскольку человек является творцом культуры и её главным творением. Свободный доступ к культурным объектам и ценностям, которые по своему статусу являются достоянием всего человечества, должен быть гарантирован законами, устраняющими политические, экономические и таможенные барьеры» (статья 5).

Для реализации концептуальных положений культуры мира исключительно важное значение имеет активная позиция человека и семьи как полноправных субъектов культуры, постоянных но­сителей социальных ролей и культурных ценностей в процессе социально-культурной деятельности. В то же время культура рас­полагает незаменимыми средствами для того, чтобы глубоко про­никнуть в человеческую природу, понять истоки конфликтов и страданий, сосредоточить усилия по совершенствованию лично­сти.

Попытки утвердить концепцию культуры мира в глобальном масштабе останутся бесплодными, пока не будет достигнуто гар­моничное воспитание альтернативных культур каждым человеком и в каждой отдельно взятой семье. Сама идея культуры мира ста­нет всеобщей только после того, как её примет значительная часть людей, образующих мировое сообщество.

Достижение этой цели, что следует подчеркнуть особо, во многом зависит от влияния такого традиционного социально-культурного института, как семья. Вся история развития мирового сообщества - это история развития семьи как социального инсти­тута, инструмента гуманизации и консолидации общества, социа­лизации личности, преодоления межнациональных конфликтов и достижения гражданского согласия.

Формируя общемировую межнациональную культуру, необхо­димо иметь в виду, что основополагающую роль в этом процессе играют такие социальные институты, как семья и школа.

Культура мира начинается с культуры в собственном доме. Семейная политика становится неотъемлемой частью политики


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

государств мира, а культура брачно-семейных отношений - ча­стью мировой культуры.

В недрах семьи как социально-культурного института таится масса проблем, нуждающихся в обсуждении на уровне честного и предметного межкультурного диалога. Так, представителей вос­точных народов приводит в недоумение то пренебрежение, с кото­рым люди Запада относятся к семейным ценностям. С точки зре­ния «азиатских культур», взращенных на глубоких эмоциях, оди­ночество и отсутствие семейного тепла для человека гораздо более мучительно и страшно, чем несоблюдение прав человека1.

По существу, социально-культурная деятельность не исчерпа­ла всех своих возможностей для того, чтобы привести в действие огромный и пока полностью не востребованный воспитательный и образовательный потенциал, заключенный во внутрисемейных и межсемейных отношениях - как вертикальных (между дедушками, бабушками, родителями, детьми и внуками), так и горизонтальных (между сверстниками, супругами, отдельными семьями и т.д.).

Не менее важная роль в обеспечении гармонизации национальных культур с идеей общемировой культуры принадлежит современной шко­ле, социально-культурному институту образования. Определяющим ори­ентиром деятельности государства по реализации этнокультурных обра­зовательных интересов становится гармоничное сочетание дифферен­циации и интеграции в обучении, совмещение этнонационализма и пат­риотизма. Все этносы должны получить равные возможности для удов­летворения образовательных потребностей, в то же время каждый этнос и этническая группа требуют особого внимания, специфического диффе­ренцированного подхода.

Необходим такой тип образования и такая школа, которые бы учи­тывали и использовали этнокультурные особенности учащихся: этниче­ски различные структуры восприятия, этническое начало эмоций, памя­ти, внимания, пространственной ориентировки, мышления. Стержнем воспитания в такой школе является патриотизм, основанный на нацио­нальной идентичности каждого, диалоге и взаимопроникновении куль­тур народов, их взаимном обогащении.

Решение проблем национального и общечеловеческого в содержа-


Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

нии воспитательной работы учреждений образования приобретает в на­стоящее время приоритетное значение.

Интенсивное развитие международного обмена в области искусства, спорта, туризма, образования потребовало выработ­ки адекватных основ и технологий межкультурной информа­ции и коммуникации. Проводятся регулярные исследования проблем межнационального и межкультурного общения, разра­батываются рекомендации по конкретным вопросам адаптации к инокультурным явлениям.

Осмысление понятия «культура мира» предполагает изу­чение механизма так называемой «культурной экспансии». Под этим термином подразумевается проведение определенной со­циально-культурной деятельности с целью навязывания своей культуры обществу, потенциалу которого она не соответст­вует или соответствует не полностью.

В практике социально-культурного маркетинга факты культурной экспансии представляют собой весьма частое явление. К механизму культурной экспансии относятся: внедрение как высокой, так и массовой культуры определенного образца (например, западной культуры); неод­нократное использование необходимого демонстрационного давления с помощью рекламы, средств массовой информации, выставочной дея­тельности, многих других социально-культурных институтов; соответст­вующая ориентация института образования; создание ангажированного в определенном смысле слоя интеллигенции.

Принадлежа к семейству широко применяемых инструментов международной конкуренции, культурная экспансия подчинена завое­ванию рынков сбыта для носителей определенного типа культуры в виде конкретных продуктов или услуг социально-культурного назна­чения.

К характерным чертам культурной экспансии исследователи от­носят: перенесение образа жизни и потребительских ориентации стран-«агрессоров» на другие территории, насаждение «своей» куль­туры как универсальной, исключающей вклад других культур: стремление достичь политических целей, используя культурные свя­зи; развитие одностороннего потока информации - от «центра» к


 


Филлипс Т. Универсальный эталон равенства и человеческих прав в свете се­мейной этики//Установление культуры мира... С.53.


' Практика глобализации: игры и правила новой эпохи/Под ред. М.Г. Деляги­на. -М.: Инфра-М, 2000.- С.122.


 

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

«периферии», от крупнейших монополий в области социокультурного бизнеса (шоу-бизнес, СМИ, индустрия развлечений и т.д.) к много­численной аудитории зрителей, слушателей, читателей в других странах; формирование в этих странах социально-культурной элиты, которая способствует утверждению ориентации и укреплению влия­ния стран-«агрессоров»'.

Практика социально-культурной деятельности на мировом уровне наполнена проявлениями культурной экспансии. Они связаны, в част­ности, с межкультурной коммуникацией. Ряд стран, особенно колоний, постоянно прибегают к использованию чужого языка из-за политиче­ских и экономических причин. Некоторые нз языков в силу разных причин приобретают статус межнационального (например, русский язык на территории бывшего СССР или английский как средство общения на международном уровне и в Интернете). Однако в данном контексте факт «культурной экспансии» следует воспринимать как объективную закономерность.

Межкультурное сотрудничество, таким образом, не может не затрагивать ментальной сущности и суверенитета национальных традиций каждого народа. В рамках концепции культуры мира нуждается в корректировке и определенном переосмыслении роль социально-культурной деятельности в освоении, сохранении и обогащении национальных этнокультурных традиций. Под влиянием энергичного натиска современных информационных технологий национальные традиции, этот один из самых поч­тенных социально-культурных институтов, в последние годы все чаще воспринимается как синоним отсталости, косности, консерватизма, неспособности к восприятию нового.

Существует определенное объективное несоответствие большин­ства национальных традиций тем требованиям, которые заключены в самой природе современных социокультурных, в первую очередь информационных, технологий.

В рамках общемирового культурного и информационного про­странства эти технологии отличаются повышенной мобильностью, отсутствием жесткого закрепления кадровых и финансовых ресурсов за каким-либо одним объектом, динамичным перемещением с одной

1 Ерасов Б.С. Социальная культурология. -М.: Аспект-пресс, 2000. - С.433. 274


Раздел П. Сферы реализации социально-культурной деятельности

территории на другую. Не имея однозначной территориальной ((Привязки», современные социокультурные, информационные техно­логии в сравнительно сжатые сроки могут быть эффективно освоены любой страной, входящей в мировое сообщество.

Именно такие процессы характерны сегодня для многонацио­нальных государств, внутренняя нестабильность которых обусловлена огромной пестротой национальных традиций образующих их народов. Успешное развитие экономики любой страны объективно зависит от единообразного применения всех используемых технологий, а это единообразие, в свою очередь, неизбежно переносится и на культуру, и на психологию межнациональных отношений. Эрозии обычно под­вергаются те этнические культуры, которые испытывают массиро­ванное воздействие извне и не имеют достаточно устойчивых и раз­витых видов социально-культурной деятельности, способных адекват­но противостоять внешнему натиску и отвечать новым жизненным требованиям. Примерами подобного рода могут служить культура племени айнов в Японии или культура американских индейцев.

Распространение в пределах той или иной страны чужеродного для нее типа культуры, которая никак не интегрируется с собствен­ной культурой, не обогащает её и остается обособленным придатком, существенно ослабляет культурную конкурентоспособность данной страны в мировом культурном пространстве. Существенно ослабля­ются её возможности для вывода своих этнокультурных технологий на общемировой уровень.

Страны, располагающие в мировом культурном масштабе поис­тине сверхмощными информационными ресурсами, обретают право на выработку собственных культурных доктрин, далеко не всегда и не по всем позициям согласующихся с концепцией гуманитарно -направленного развития культуры мира.

Возникает естественный вопрос: каким образом можно защититься от подобной культурной экспансии, уберечь самобытные националь­ные традиции и виды социально-культурной деятельности отдельных стран и народов от наступления внешнего «духовного агрессора»?

Ответ на этот вопрос может выглядеть парадоксально. Культура мира в силу многоликости самой своей природы содержит весомые гарантии противостояния культурному монополизму, тотальному под­чинению, культурному диктату одной, наиболее информатизирован-ной страны.


Т. Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

В противном случае станет невозможной реализация самой идеи международного культурного сотрудничества и конкуренции. К сча­стью, это в принципе неосуществимо из-за наличия неустранимых, преимущественно объективных отличий культуры каждой страны, которая автоматически отстаивает минимальный интеллектуальный, духовный, информационный суверенитет своего народа.

Эту закономерность никак нельзя игнорировать в условиях гря­дущей постепенной «автоматической» интеграции культур в одну общемировую. Процесс глобализации сферы культуры, который вы­зывает много споров в настоящее время, вовсе не означает стандар­тизацию по американскому или какому-либо другому образцу. Это должно быть слияние различных культур в союзе высшего порядка, который будет представлять собой нечто большее, чем просто сум­марное выражение ряда составляющих.

Тем не менее, такая закономерность неоднократно наруша­лась. Как известно, до Октябрьской революции 1917 года пра­вославие (восточное христианство) было официальной религи­ей Российского государства, при этом другие конфессии, кро­ме некоторых сект, не испытывали идеологического давления. После революции коммунистические идеи оказались несовмес­тимыми ни с какой религией, поскольку сами, по сути, были «новой религией». В течение последующих семи десятилетий религиозная идентификация грозила гражданам страны распра­вой, смертью, арестом, лишением права устроиться на работу, учебу и т.д.

В таких условиях естественный путь передачи религиозных культурных традиций, воззрений и устоев от поколения к поколению, от родителей к детям был затруднен. В школе, в клубе, в пионерской или комсомольской организации дети и подростки должны были идентифицировать себя как «атеи­сты». То же касалось и взрослых: учителей, клубных и биб­лиотечных работников, деятелей искусства и других. Фильмы, художественные произведения, публицистика антирелигиозной направленности получали значительную финансовую и полити­ческую поддержку государства. В начале 60-х годов прозвуча­ло торжественное обещание Н.С. Хрущева в скором времени «показать по телевизору последнего попа». В результате такому мощному социально-культурному институту национальной иден-


Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

хификации, как религия, еще на многие годы было уготовано своеобразное «отлучение» от активного участия в духовной жизни своего народа.

Многочисленная сеть социально-культурных институтов пред­ставляет собой фундаментальную базу для разработки и реализа­ции региональных программ в рамках доктрины культуры мира и ненасилия, расширения контактов в информационном и образова­тельном пространстве (телевидение, радио, пресса, международ­ный книгообмен, Интернет, школы, средние специальные и выс­шие учебные заведения и др.). Культурное сотрудничество воз­можно в различных видах и жанрах искусства в области досуга и развлечений (туризм, спорт) и т.д.

Распространение идей межкультурного сотрудничества в рам­ках доктрины культуры мира и ненасилия должно осуществляться с помощью средств массовой информации, учреждений образова­ния, широкой общественности. Каждый из регионов (области, края, республики) участвует в разработке и реализации планов информационного обеспечения (медиапланов) кампаний и про­грамм, направленных на широкое распространение идей миро­творчества в сфере культуры, искусства, образования, спорта, раз­вития межэтнических и межконфессиональных связей.

Кампании и программы, как правило, базируются на исполь­зовании многочисленных социально-культурных институтов: на­ционально-культурных центров и центров культуры мира на мес­тах, кафедр по преподаванию культуры мира как учебной дисцип­лины в образовательных и академических учреждениях. Они опи­раются на центральную и местную прессу, радио- и телеканалы, специальные веб-сайты в сети Интернет, библиотеки, культурные и творческие ассоциации, музеи и выставочные комплексы, на­ционально-культурные центры, издательства, многочисленные неправительственные, общественные организации и др.

Важную роль в этой системе занимает институт национально­го образования, представляющий одну из важнейших сфер соци­ально-культурной деятельности. Здесь наиболее эффективным средством решения проблемы приобщения учащейся молодежи и студентов к культуре мира является изменение содержания препо­давания и воспитания через создание и систематическое обновле­ние учебных предметов, программ, учебников и учебных пособий,


ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

пронизанных идеями культуры мира и ненасилия, сотрудничества и партнерства.

В качестве субъектов и партнеров в сфере международного культурного сотрудничества выступают международные органи­зации и прежде всего Организация Объединенных Наций по во­просам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), созданная в 1945 году, множество международных, межгосударственных, межрегиональных ассоциаций, союзов, советов, обществ и других организаций, работающих в области культуры, науки, образова­ния, туризма, спорта, искусства, а также правительственные и не­правительственные учреждения и организации в каждой из стран.

Вопросы для проверки и самоконтроля к III разделу

1. В чем опасность проявления стереотипов у людей, принад­
лежащих к одной культурной группе (футбольных фана­
тов, поклонников «звезды» эстрады или кино, любителей
экстремальных видов спорта, коллекционеров и других)?

2. К какой группе функций относится деятельность педагогов
и тренеров, занимающихся выявлением и поддержкой де­
тей с признаками одарённости: а) социальные функции, б)
воспитательные функции; в) обучающие функции; г) мето­
дические функции; д)другое?

3. То же самое определите в отношении специалиста-
хореографа, проводящего мастер-класс. Педагога, зани­
мающегося иппотерапией в группе детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата. Студентов, собравших
трудных подростков в летнем спортивно-оздоровительном
лагере.

4. Приведите примеры из исторического и современного со­
циально-культурного опыта России, когда культурные раз­
личия между отдельными группами не разделяли людей.
Почему это происходило? Какие выводы можно сделать из
этого?

5. Назовите основные структурно-функциональные компо­
ненты, характерные для каждой из следующих сфер обще­
ственной социально-культурной практики: досуга, искус­
ства, образования, физкультуры и спорта, реабилитацион-


Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

ной работы, межкультурного обмена и сотрудничества. Что у них общее, а что отличает друг от друга?

6. Чем отличаются учреждения дополнительного образования
от учреждений профессионального образования: а) про­
граммами; б) профилем деятельности, в) добровольностью
участия, г) уровнем подготовки; д) приемами и методами
обучения; е) другое?

7. Каким образом представителям двух российских культур,
отчужденных друг от друга на протяжении почти всего XX
века, удалось сохранить ментальность и ценностно-
смысловую идентичность в своей социально-культурной
деятельности?

8. На социально-культурном опыте российского общества
приведите примеры конвергенции - слияния, интеграции
- разнородных духовных норм и ценностей, взаимоисклю­чающих друг друга позиций и тенденций в рамках единой российской культуры,

9. Каким образом, по вашему мнению, дети и взрослые с аль­тернативным физическим и умственным развитием (инва­
лиды) формируют свою культуру? Что в данном случае
требуется от социального педагога, организатора досуга?

10.Почему некоторые люди проявляют больше сострадания к
больным ангиной, гриппом, бронхитом, чем к детям и
взрослым с альтернативным физическим или умственным
развитием (церебр&аьный паралич, полное или частичное
отсутствие зрения и слуха, синдром Дауна, шизофрения)?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2101; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.