Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Межнациональные отношения в социально-культурной сфере




Технологии межнационального и межкультурного обмена и сотрудничества

Согласно энциклопедии «Народы России» (1994), на террито­рии Российской Федерации проживает более 150 народов и народ­ностей. Говоря о социально-культурных технологиях, характерных для каждой из этих этнических групп, правомерно, на первый взгляд, называть их этнокультурными технологиями. Однако нель­зя не согласиться с мнением некоторых ученых и политиков о не­корректности такого наименования. И вот почему. Соединять по­нятия «этническое» и «культурное», тем более применительно к технологиям, следует крайне осторожно, поскольку термин «этни­ческий» далеко не всегда раскрывает подлинную «культурную» суть того или иного человека. Можно быть этническим украинцем, но, прожив всю свою жизнь среди русских, полностью «русифи­цироваться)) и, следовательно, обрести российскую культурную идентичность,

Правы авторы, считающие необходимым, в соответствии с де­мократическими принципами, дать право каждому индивиду са­мому определять свою идентичность с этнической либо культур­ной позицией. В любом этносе, как известно, существует масса различных культурных групп, и поэтому свою культурную при­надлежность каждый из представителей данного этноса опреде­ляет сам. Всякие стереотипы, критерии и оценки здесь неуместны.

В содержании социально-культурной деятельности по законам преемственности находят свое отражение историческая память и


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

самосознание народа, обеспечивающие его целостность и истори­ческую сохранность, свидетельствующие о его стержневых миро­воззренческих характеристиках как этнической общности.

Возникновение и развитие любой межпоколенной общности людей отличается, по сути, прежде всего своей социально-культурной приро­дой. Как известно, процесс сложения культуры и нации неделим: форми­рование этнической общности людей и развитие ее культуры неразрывно связаны друг с другом.

Говоря о межнациональных отношениях, необходимо рассматривать их как сложное социально-психологическое явление. Они в определен­ной мере затрагивают систему моральных норм и нравственных ценно­стей, которые и составляют основу межнациональных отношений.

Широкой массе специалистов и профессионалов, занятых в социально-культурной сфере, необходимо хорошо ориентиро­ваться в объективных и субъективных факторах, влияющих на природу межнациональных отношений. Деформации в экономике, нарушения социальной справедливости, диспропорции трудовых ресурсов между суверенными республиками, расхождения в со­циокультурной инфраструктуре, нарушения в вопросах подго­товки и расстановки кадров, недостаточное внимание в ряде слу­чаев к культурным, языковым, бытовым интересам отдельных групп в национальных регионах в условиях миграции во многом предопределяют реальные национальные отношения на личност­ном уровне.

Проведение в жизнь идеи обогащения культуры мира, интен­сивная интернационализация культуры сопровождают процесс возрождения национальной культуры, творчества и традиций каж­дого народа. В содержании социально-культурной деятельности происходит актуализация национальных форм традиционной культуры и общечеловеческих ценностей.

Национальное самоопределение сопровождается неизбежной дифференциацией социально-культурных процессов, тщательным учетом национальных особенностей.

Нарушение самого принципа национального самоопределения неоднократно приводило к тому, что культура многих наций и на­родностей отрывалась от своих национальных корней, а идея все­общего национального самоотречения была приоритетной. Явно


Раздел V. Социально-культурные технологии

ошибочный курс на всемирную денационализацию культуры имел своим результатом утрату национального самосознания

В современных условиях восстанавливается историческая пре­емственность культуры на почве национальных традиций: преодо­левается девальвация культурных ценностей: возрождается уте­рянная историческая память, ликвидируются вредные последствия денационализации социально-культурной деятельности; Осущест­вляется отказ от усредненного, унифицированного, однообразного социально-культурного института, не имеющего своего нацио­нального лица. Организаторы социально-культурной деятельности непосредственно опираются на все полезное, что имеется в активе возрождаемых народных традиций.

Особое внимание уделяется восстановлению во многом утра­ченной системы праздников, обрядности, традиционных форм от­дыха и развлечений. Социально-культурная сфера становится ак­тивной силой в деле возрождения народного искусства, ремесел. народных игр и других видов национальной культуры. Активизи­руются национально-патриотические факторы воспитания, кото­рые становятся силой, способной противостоять распространению безверия, скептицизма, цинизма. Развитие патриотизма способст­вует укреплению сплоченности и единства всех людей. Через на­циональное идет путь к интернациональному.

Российская Федерация — объединение многих национальных республик, и в этих условиях большое значение приобретает дея­тельность различных социально-культурных институтов как эле­мента развития национальной культуры, межнационального обще­ния, взаимодействия и взаимообогащения национальных культур. Они способствуют дальнейшему углублению межнациональных отношений, созданию условий свободного развития духовной жизни и языков народов Российской Федерации, равных возмож­ностей культурно-досуговой деятельности для всех национально­стей.

В Основах законодательства Российской Федерации о куль­туре гарантируется право на сохранение и развитие культур но-на­циональной самобытности народов и иных этнических общностей, проживающих на территории Российской Федерации, на защиту, восстановление и сохранение исконной культурно-исторической среды обитания. Всем этническим общностям, компактно прожи-


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилышков. Социально-культурная деятельность

вающим вне своих национально-государственных образований или не имеющим своей государственности, предоставляется право на культурно-национальную автономию

Национальные культурные центры, национальные общества и землячества вправе разрабатывать и представлять в соответст­вующие органы государственной власти и управления предложе­ния о сохранении и развитии национальной культуры. Они распо­лагают правом проводить фестивали, выставки и другие аналогич­ные мероприятия, содействовать организации национального краеведения, охране национально-исторических и культурных па­мятников, созданию этнографических и иных музеев. Под их эги­дой создаются национальные клубы, студии и коллективы искус­ства, организуются библиотеки, кружки и студии по изучению на­ционального языка, общероссийские, республиканские и иные ас­социации.

Особым покровительством государства в отношении сохране­ния и восстановления культурно-национальной самобытности пользуются малочисленные этнические общности. На них распро­страняются исключительные меры защиты и стимулирования, предусмотренные федеральными государственными программами социально-экономического, экологического, национального и культурного развития.

По инициативе национальных меньшинств с целью содействия в изучении языка, истории, культуры своего народа, сохранения лучших традиций и национальной самобытности, укрепления дружбы и взаимопонимания между народами создаются нацио­нально-культурные объединения исторического, краеведческого, художественно-музыкального, спортивно-оздоровительного и дру­гого характера.

При национально-культурных объединениях открываются школы. где по желанию детей, взрослых изучаются родной язык и родная лите­ратура, история народа, его культура. Они финансируются за счет средств национально-культурных объединений, добровольных взносов родителей. Органы культуры и народного образования оказывают на­ционально-культурным объединениям необходимую помощь в открытии воскресных школ, бесплатно предоставляют помещения для проведения занятий.


Раздел V. Социально-культурные технологии

При общеобразовательных школах и других учебно-воспита­тельных учреждениях по желанию учащихся, родителей также ор­ганизуются факультативные группы по изучению языка, литера­туры и истории национальных меньшинств. Работа преподавате­лей в этих группах оплачивается за счет учебно -воспитательного учреждения.

Сеть не только образовательных, но и культурно-досуговых центров (клубов, библиотек, парков, музеев и др.) формируется с учетом национального состава населения региона, специфического типа расселения национальных групп в границах территории.

Расширяется практика межнационального, в том числе внутри-и межесмейного, общения, обмена культурной информацией, ху­дожественно-зрелищными и другими программами, взаимодейст­вия национально-культурных фондов, движений, обществ и дру­гих объединений. В помощь социальным работникам издается большое количество полноценных информационно-методических материалов и сборников репертуара на национальных языках, дающих возможность для наиболее полной реализации нацио­нально-культурных запросов.

Знание национального языка, этнографии и других элементов национальной культуры коренного населения региона является сегодня обязательным условием подготовки квалифицированных кадров менеджеров, экономистов социально-культурной сферы, организаторов социально-культурной деятельности и народного творчества.

В этих условиях совершенно объективно возникает потреб­ность в подготовке не только таких специалистов управления, как менеджеры социально-культурной деятельности, но и арт-менед-жеров, менеджеров выставок и презентаций. Подчеркнем, что речь идет не о новых специальностях, а об углубленной специализации в указанных видах деятельности уже выпускаемых кадров.

В качестве субъекта социально-культурной деятельности, ко­торый решает не только этнокультурные, но и экономические, политические, психологические проблемы, стоящие перед нети­тульным населением той или иной социально-территориальной общности - города, поселка, региона в целом, выступает диас­пора. Она, как показывает опыт многих субъектов Российской Фе­дерации, становится реальным и эффективным инструментом


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

осуществления подлинной национально-культурной автономии, организации рационального взаимодействия людей единого этни­ческого происхождения на основе единства национального языка, традиций, обычаев, народного воспитания и творчества.

Правовую основу для продуктивных действий как отдельных регионов, так и диаспор в этом направлении составляет Закон РФ о национально-культурной автономии (1996). Подобная автоно­мия этим Законом совершенно однозначно квалифицируется как оптимальная форма национально-культурного самоопределения в виде общественного объединения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на ос­нове их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, об­разования, национальной культуры.

Специфика этнонаправленных технологий В рамках национально-культурного самоопределения перед любой, даже малочисленной этнической общностью, не говоря уже о наделенных большими правами субъектах Российской Фе­дерации, открываются благоприятные возможности для практиче­ского внедрения и использования творческих, развивающих, обу­чающих этнокультурных технологий на различных ступенях гу­манитарного, художественно-педагогического образования в до-профессиональном образовании (детский сад, школа, учреждения дополнительного образования), базовом профессиональном обра­зовании (вузы и средние специальные учебные заведения), про­фессионального совершенствования (система повышения квали­фикации), профессиональной самореализации. В качестве посто­янных генераторов, носителей и пользователей этнонаправленных технологий в сфере культуры, искусства, дополнительного образо­вания, досуга как в Москве, Санкт-Петербурге и других городах, так и в субъектах Российской Федерации прекрасно зарекомендо­вали себя национально-культурные и культурно-образовательные центры, национально-творческие дома, школы, студии как разно­видности общественных организаций и самодеятельных объеди­нений. Их объединяет общая цель - культурное самоопределение, саморазвитие и сохранение больших и малых этнических групп.


Раздел V. Социально-культурные технологии

Этнонаправленные технологии составляют основу возрожде­ния национальных культурных традиций, фольклора, декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел.

Диапазон этнонаправленных технологий, используемых как на федеральном, так и региональном уровнях, достаточно широк Он включает в себя организацию мероприятий, способствующих развитию сотрудничества между субъектами Российской Федера­ции, странами СНГ, странами дальнего зарубежья в области науки: образования, здравоохранения, культуры и искусства, реализации государственной национальной политики; показ культурных про­грамм национальных общин, землячеств и диаспор; взаимное со­трудничество национально-культурных и образовательных цен­тров Москвы и России; открытие федеральной и региональных телевизионных программ «Многообразие народов и земель рос­сийских»; содружество федеральных, московских и региональ­ных СМИ в организации и проведении телемостов, выставок книг и периодических изданий, в том числе на языках народов России; проведение Дней национальностей, фольклорно-этнографических празднеств, народных гуляний, смотров национальных кухонь, «Дней открытых сердец»; реализация тематических проектов, по­священных юбилейным датам в истории Отечества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.