Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммуникативные барьеры




Два основных требования к эффективному речевому воздействию можно назвать принципами эффективного общения. Таким образом, можно констатировать, что основными принципами эффективного общения являются принцип результативности и принцип коммуникативного равновесия.

 

Речевое воздействие и манипуляция

 

Важным теоретическим разграничением в науке о речевом воздействии является разграничение речевого воздействия и манипулирования.

Речевое воздействие - это воздействие на человека при помощи речи с целью убедить его сознательно принять нашу точку зрения, сознательно принять решение о каком-либо действии, передаче информации и т.д.

Манипулирование - это воздействие на человека с целью побудить его сообщить информацию, совершить поступок, изменить свое поведение и т.д. неосознанно или вопреки его собственному мнению намерению.

Наука о речевом воздействии должна включать изучение как средств собственно речевого воздействия, так и средств манипуляции. Современный человек должен обладать всеми навыками, поскольку в различных коммуникативных ситуациях, в различных аудиториях, при общении с различными типами собеседником появляется необходимость как в речевом воздействии, так и в манипуляции (ср. например, случаи необходимости воздействия на расшалившихся или расплакавшихся детей, эмоционально возбужденных людей, пьяных и др.). Манипулятивное воздействие как тип речевого воздействия не является ругательным словом или морально осуждаемым способом речевого воздействия. Например, обучение и воспитание детей – в значительной степени необходимая для общества манипуляция.

 

Существуют коммуникативные барьеры – типичные трудности, возникающие в общении людей в связи с действием тех или иных объективных или субъективных причин и препятствующие успешной коммуникации, пониманию людьми друг друга.

Коммуникативные барьеры могут быть связаны с многими факторами: различием в национальных культурах общающихся людей, различиями в их ценностях, уровне образования, религиозной принадлежности и т.д. Такие барьеры можно назвать культурными (Лебедева, с. 109).

Барьеры могут быть социальными, связанными с несовпадением социального статуса общающихся. Например, барьеры, связанные с различиями в возрасте («родители неспособны нас понять»), социальном и имущественном положении («сытый голодного не понимает»), принадлежности к мужскому или женскому полу («только женщина может понять женщину»).

Барьеры могут быть связаны с различиями в жизненных целях и потребностях. Так, люди, у которых не решены проблемы обеспечения повседневной жизни, мало интересуются проблемами демократии, свободы, прав личности – ср. знаменитую «пирамиду потребностей» Абрахама Маслоу: физиологические потребности (пища, питье, секс, выживание); потребности, связанные с безопасностью (жилище, одежда, защита, чувство безопасности); потребности взаимоотношений (любовь, дружба, принадлежность к семье и другим группам); потребность в уважении (самоуважение, уважение со стороны других); потребности самоактуализации (самовыражение, творчество). По А.Маслоу, человек начинает испытывать те или иные потребности только тогда, когда удовлетворены потребности более низкого уровня.

Существуют ролевые барьеры – когда человек не может сменить роль при изменении ситуации общения: отец выступает отцом, сколько бы лет ни было его ребенку, начальник ведет себя с женой и детьми как с подчиненными и т.д.

Очень сильны различные психологические барьеры – связанные с особенностями психики общающихся, с существенными различиями психологии общающихся людей.

А.Борисов отмечает: «Масса факторов способна ввести нас в заблуждение. Очень часто нас обманывает первое впечатление, мы «встречаем по одежке», «понимаем в меру своей испорченности», выдаем желаемое за действительное и «судим по себе», иначе говоря, вольно или невольно приписываем человеку, его словам или поступкам определенный смысл и содержание, часто не соответствующее действительности… На бытовом уровне это проявляется, например, в инерции оценок всех действий, совершаемых человеком, о котором нам уже что-то известно: все поступки «дурного» человека видятся нам в плохом свете, все поступки «хорошего» представляются правильными. Новая информация, получаемая о человеке, накладывается на предшествующую, причем существовавший ранее образ мешает объективному восприятию новых поступков – действует т.н. «эффект ореола» (Лебедева, с.66).

Одним из наиболее ярких психологических барьеров в межкультурном общении является этноцентризм - восприятие и интерпретация поведения других через призму своей культуры, что выражается в оценке различий между этническими группами по принципу «мы лучше, они – хуже». Этноцентризм - это тенденция использовать стандарты своей группы для оценки других групп, располагая свою группу на вершине иерархии и рассматривая другие группы как нижестоящие.

Как отмечает Н.В.Лебедева, «наша собственная культура задает нам когнитивную матрицу для понимания мира, так называемую «картину мира». Если мы все время живем в одной культуре, то естественным для нас будет считать свою культуру стандартом» (с.21).

Н.В.Лебедева отмечает, что всем людям свойственно:

1. считать то, что происходит в их культуре, естественным и правильным, а то, что происходит в других культурах, неестественным и неправильным;

2. рассматривать обычаи своей группы как универсальные: что хорошо для нас, то хорошо и для других;

3. считать нормы, роли и ценности своей группы безусловно верными;

4. считать помощь и кооперацию с членами своей группы естественной;

5. действовать так, чтобы члены своей группы были в выигрыше;

6. гордиться своей группой;

7. чувствовать неприязнь по отношению к внешним группам (с.22).

Общее правило таково: чем больше культурные различия между группами, тем больше потенциальный негативизм их оценки. Поэтому осознание человеком своего этноцентризма - первый шаг к его преодолению, к объективности оценки им других людей.

Отметим, что существует и группоцентризм – «центризм» профессиональной группы, объединения людей по дружеским связям, «центризм» любой группы общения. Они, естественно, оказывают влияние на восприятие членов других групп и также являются барьерами в общении.

Существуют когнитивные барьеры, то есть барьеры, вытекающие из особенностей действия мыслительных механизмов человека. Когнитивные барьеры связаны с наличием определенных мыслительных стереотипов в сознании человека, тех или иных приемов мышления, способов получения выводов из наблюдаемого материала.

Выделяют 4 способа воздействия стереотипов сознания на коммуникативное поведение человека (Лебедева, с.110):

1. Увязывание группового членства с определенными психологическими характеристиками собеседника (напр. «англичане консервативны»);

2. Воздействие стереотипа на способ отбора и прохождения информации (об ингруппе (своей группе) запоминается наиболее благоприятная информация, об аутгруппе (чужой группе) - наиболее неблагоприятная);

3. Формирование ожидания определенного поведения от других;

4. Порождение предсказаний, которые сбываются (так как люди отбирают модели поведения других людей, согласующиеся с уже сложившимися в их сознании стереотипами).

Некоторые личностные стереотипы могут стать очень жесткими убеждениями (групповые социальные стереотипы обычно несколько менее жесткие), и могут вообще не давать человеку возможности изменить взгляд на вещи, объективно оценивать ситуацию. Такое наблюдается у людей с ригидным типом психики, а также у больных людей. Психолог А.Маслоу писал о пациенте, который утверждал, что он труп, и никакие аргументы не могли его разубедить. А.Маслоу спросил: - А течет ли у трупов кровь? – Нет, - ответил больной. Тогда А.Маслоу проколол пациенту палец и показал, что у него выступила капля крови. Пациент с изумлением уставился на свою кровь и воскликнул: «Ничего себе! Оказывается, у трупов течет кровь!» (Лебедева, с.70). Ср. жесткие личностные стереотипы некоторых начальников: «критика в мой адрес - это подрыв моего авторитета».

Общеизвестно, что перед разными людьми на одну и ту же тему надо выступать по-разному. С чем это связано? Дело в том, что различные социальные, возрастные, гендерные группы людей воспринимают информацию, руководствуясь своими групповыми стереотипами восприятия. Стереотипы определяют восприятие и интерпретацию фактов, теми или иными группами людей.

Стереотипы - это стандартизованные, упрощенные образы какого-либо явления, существующие в общественном сознании и усваиваемые индивидом в готовом виде. Групповые стереотипы необходимо выявлять и учитывать при общении и воздействии на ту или иную группу людей. Примеры групповых стереотипов: старики: «Яйца курицу не учат», «Молодо - зелено»; мужчины: «Все женщины интеллектуально ниже мужчин»; женщины: «Изменил - значит, никогда не любил»; «маленькие люди»: «Начальство что хочет, то и делает» и т. д.

Стереотипы восприятия приводят иногда к возникновению как бы «групповой» или «возрастной» логики, своеобразного стиля мышления, способов делать выводы. Когда ребенок говорит: «Солнышко живое, потому что оно движется», это соответствует его логике мышления; и что интересно - ребенок этой фразой может убедить другого ребенка, но, конечно, никак не взрослого. Или вот пример «женской крестьянской логики». Р. М. Горбачева впоминает: «Вспоминаю одну женщину, в чьем доме я очутилась поздно вечером со своим опросно-анкетным листом. А в листе у меня было до тридцати вопросов! После беседы, после ответов на мои многочисленные дотошные вопросы, она вздохнула и спросила:

-Доченька, что ж ты больно худенькая?

Я ей говорю:

-Да что Вы, нет, нормальная.

Она тем не менее продолжила:

-Мужа-то, небось, нету у тебя?

Я говорю:

-Есть...

Опять вздохнула:

-Небось, пьет?

-Нет.

-Бьет?

-Что Вы? Нет, конечно.

- Что ж ты, доченька, меня обманываешь? Я век прожила и знаю—от добра по дворам не ходют» (Горбачева Р. М. Я надеюсь... М., 1991, с. 124 - 125). Подобные стереотипы мышления (ментальные стереотипы) и создают те специфические особенности аудитории, которые необходимо знать оратору, прежде чем он начнет свое выступление в такой аудитории.

Стереотипы, являющиеся групповыми для одной культуры («нет новостей - это хорошие новости» для английской культуры) могут быть представлены в сознании только отдельных личностей другой культуры (например, русской, для которой характерен скорее обратный стереотип – «нет новостей - значит, что-то случилось»).

Барьерами в общении могут выступать психологические черты личности.

Оптимист видит то же, что и пессимист, но понимает увиденное по-иному. Оптимисту трудно с пессимистом, холерику – с меланхоликом, экстраверту – с интровертом.

На общение влияет такое психологическое качество личности, как самоконтроль. Люди с высоким самоконтролем ориентированы на самораскрытие, стремление узнать и понять собеседника, а также лучше определяют фальшь и обман в общении. Люди с высоким самоконтролем хорошо обучаемы и социально адаптивны в новых условиях, хорошо контролируют выражение своих эмоций и способны произвести то впечатление, которое хотят произвести. Люди с низким самоконтролем демонстрируют противоположные качества.

Есть и чисто языковые барьеры в общении - когда собеседник и говорящий говорят на разных языках либо уровень владения языком у них очень сильно различается. Языковой барьер возникает и тогда, когда собеседники не заботятся о взаимном понимании и употребляют привычную им лексику, не думая о том, знает ли ее партнер по общению. Одни и те же слова могут по-разному пониматься общающимися, некоторые слова могут пониматься одними и не пониматься другими собеседниками или пониматься по-своему и т.д. Языковой барьер часто создают научные термины, иноязычные слова, обилие жаргонизмов.

Знание коммуникативных барьеров и умение их преодолевать - важнейшая составляющая эффективного общения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.