Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия эллинистически-римского периода




Особенностью эллинистически-римского периода является преимущественное изучение проблем ценностей и смысла жизни человека. Этим занимались школы киников, эпикурейцев, стоиков и скептиков.

Выдающимся философом эллинистического периода является Эпикур (342-271 гг. до н.э.). В Афинах в 35-летнем возрасте он основал школу в саду, на воротах которого была начертана надпись: «Гость, тебе будет здесь хорошо, здесь удовольствие – высшее благо». Школу посещали как женщины, так и рабы, что для античности было необычным. Она была известна своей дружеской атмосферой.

Эпикур считал, что философия посредством размышлений о вечных проблемах бытия должна приводить человека к счастливой жизни, свободной от страданий. «Пусты слова того философа, которыми не врачуется никакое страдание человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезни из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни из души». Поэтому «пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устаёт заниматься философией....Кто говорит, что ещё не настало время занятий философией, тот похож на того, кто говорит, что для счастья или ещё нет, или уже нет времени».

Эпикур разделил философию на канонику (учение о познании), физику и этику, где последняя является главной. Он выстроил целостную систему по этике, поэтому её часто называют эпикурейской этикой.

Для Эпикура счастье – это удовольствие. А удовольствие – это отсутствие страданий. «Когда мы говорим, что удовольствие есть конечная цель, то разумеем не удовольствия распутников и не удовольствия, заключающиеся в чувственном наслаждении, как думают некоторые, …но мы разумеем свободу от телесных страданий и от душевных тревог». Скорее под счастьем здесь следует понимать душевный покой и духовную полноту бытия, которую сообщают человеку занятия философией.

Родоначальником другой школы эллинистического периода – скептицизма был Пиррон из Элиды. Считается, что на скептиков большое влияние оказала софистика. Пиррон провозгласил принцип «воздержания от суждений» (эпохэ): о вещах нельзя сказать ничего определенного, ни того, что они прекрасны, ни того, что они безо-бразны. Поэтому отношение к ним может быть только одним: следует воздержаться от каких бы то ни было категорических суждений о них. Если нет достоверных ответов на вопрос типа: «Что есть истина?», надо просто жить.

Однако Пиррон не считал, что не существует ничего достоверного. Он полагал, что чувственные впечатления конкретного человека не могут вызывать сомнения. Если человек считает, что что-то ему кажется сладким или горьким, то так оно и есть, но из этого нельзя сделать вывод о том, что это существует в действительности.

Киники (или в латинской транскрипции циники) свое название получили от холма Киносарг в Афинах. По другой версии, этимология слова kuon – собака, поэтому киников часто называли «собачьими философами». Учение киников было создано в условиях кризиса античного полиса. Так, основатель кинизма Антисфен (344-370 гг. до н.э.) был незаконнорожденным. Крупнейшим представителем данной школы был также Диоген Синопский (412-323 гг. до н.э.).

Киники проповедовали отказ от достижений материальной цивилизации, одиночество, разрыв социальных связей, пренебрежение общественными нормами, сведение всех потребностей к минимуму, непризнание авторитетов. Легенда гласит, что когда Александр Македонский сказал Диогену: «Проси у меня, чего хочешь», тот ответил: «Не заслоняй мне солнца».

Киники с вызовом именовали себя «гражданами мира» (от греческого «космополит» – гражданин мира) и обязывались жить в любом обществе не по его законам, а по своим собственным, с готовностью приемля статус юродивых и нищих. Призывая довольствоваться малым, Диоген всем своим образом жизни доказывал пренебрежение к светской жизни. Считая дом роскошью, сам жил в бочке. Увидев однажды, как мальчик пил воду горстью, выбросил из своей сумы чашку, промолвив: «Мальчик превзошёл меня в простой жизни».

Возврат к «естественному» состоянию киники признавали основой счастья и добродетели. Так, девиз Диогена был: «Ищу человека». По преданию, Диоген, бесконечно повторяя эту фразу, среди белого дня ходил с зажженным фонарём в толпе, тем самым демонстрируя людям ложный характер их существования.

Философия киников была одним из источников стоицизма, который в определенной форме смягчил кинические крайности. Своё название стоики получили от портика «Расписной стои» в Афинах, где была основана их школа. Основателем считают Зенона из Китона (346-264 гг. до н.э.). Философия стоиков состояла из логики, физики, этики. Зенон Китийский сравнивал философию то с яйцом, то с организмом. Желток – это этика, белок – физика, скорлупа – логика. Или: жилы и кости организма – это логика, мясо – этика, душа – физика. Физика, по мнению стоиков, давала знания о природе, этика учила жить «в согласии с природой», а логика скрепляла систему.

Крупнейший римский философ Луций Анней Сенека (4-65 гг.
до н.э.)был первым представителем стоицизма в Древнем Риме. В течение 5 лет он был воспитателем будущего императора Нерона. В период его правления роль Сенеки в государственных делах была очень высока. Но затем он впал в немилость, был обвинён в заговоре против Нерона и приговорён к смертной казни через самоубийство.

В своих произведениях Сенека утверждает, что в жизни изменить ничего нельзя и следует повиноваться судьбе. Можно лишь изменить своё отношение к ней и достойно выдерживать ее удары: «Лучше претерпеть то, чего не можешь исправить, и не ропща сопутствовать Богу, по чьей воле это происходит. Плох тот солдат, который идёт за полководцем со стоном». В отношении к судьбе нужно проявлять смирение, а активность должна быть в господстве над своими страстями: «Изменить такой порядок мы не в силах, – зато в силах обрести величие духа». Счастье человека – в его отношении к событиям и обстоятельствам. «Каждый несчастен настолько, насколько полагает себя несчастным».

В целом, во взглядах стоиков, среди которых были также Эпиктет, Цицерон и император Марк Аврелий, отразилось настроение целой эпохи, эпохи разочарованности и усталости, охватившей целые народы.

В III в. н.э. возникает школа неоплатонизма – последняя великая философская система античности, которой пришлось вести борьбу с набирающим силу христианским мировоззрением. Большую славу приобрел глава римской школы неоплатоников Плотин (204-270 гг. до н.э.). Собрание его трактатов получило название «Эннеады», так как они были сгруппированы его учениками в группы по 9 книг. Видными представителями неоплатонизма были также Порфирий и Прокл. Неоплатоники предприняли попытку синтеза воззрений Платона и Аристотеля, взяв от Платона тезис об оформляющем влиянии идей (эйдосов) на материю, а от Аристотеля – идею об абсолютном первоисточнике всех вещей и явлений в мире (Уме-перводвигателе), который они назвали Единое. Весь Космос разворачивается (или, точнее, изливается) из Единого, подобно тому, как изливается вниз переполненная водой чаша. Этот процесс неоплатоники называют эманацией (от позднелат. – истечение, распространение).

В результате Космос приобретает следующую иерархическую структуру, где каждый нижний слой менее совершенен, чем высшие.


Единое

Мировой Ум (совокупность платоновских идей)

Мировая душа (идеи, приобретающие способность жить и действовать в физическом мире)

Физический Космос (мир реальных физических и биологических явлений, который скрытно питает Мировая душа)

Бескачественная материя, источник хаоса и зла.

Задача человека – возвыситься до познания Единого, превозмогая обман и соблазны физического бытия. Для этого нужно развивать свои познавательные способности, соответствующие иерархии космического бытия: чувства-рассудок-разум-мистическая интуиция. В акте мистической интуиции человеку может приоткрыться Божественное солнце Единого. По преданию, сам Плотин четыре раза переживал мистический экстаз слияния с Единым. Изощренная философская техника и глубина неоплатонических текстов оказали большое влияние на последующую философию, в том числе и христианскую.

В 529 г. н.э. римский император Юстиниан запрещает сторонникам античной философии иметь школы и преподавать. На смену античным идеям приходит христианство. На продолжительное время, вплоть до эпохи Возрождения, античной философии суждено было уйти в тень, чтобы потом возродиться. Эллинистически-римская эпоха в истории философии сменяется эпохой Средних веков.

 

Контрольные вопросы

1. Что представляла собой Древняя Греция в античный период и с чем связан ее расцвет?

2. Назовите крупнейших деятелей науки и культуры античности.

3. Перечислите периоды античной философии.

4. Какие вопросы, явления изучали натурфилософы и почему они так назывались?

5. «Из тех, кто первым занялся философией, большинство считало началом всех вещей лишь начало в виде материи: то, из чего состоят все вещи, из чего первого они возникают и во что в конечном счете уходят…» (Аристотель). Почему в учениях древнегреческих философов материя выступала в форме того или иного чувственно-данного вещества и какого?

6. Что рассматривает в качестве первоосновы всего существующего каждый из перечисленных античных философов? Каждому понятию из группы А подберите соответствующее из группы Б (табл. 4).

Таблица 4

 

Группа А Группа Б
Фалес Огонь
Анаксимандр Форма – активное начало, материя – пассивное
Гераклит Вода
Демокрит Апейрон (бесконечное)
Платон Атомы
Аристотель Идеи (эйдосы)
Пифагор Число

 

7. Кого из представителей натурфилософского периода вы можете отнести к монистам, кого – к плюралистам?

8. Было ли свойственно древнегреческой философии диалектическое понимание мира?

9. Кто первым сформулировал диалектические принципы развития мира?

10. Кто является автором атомистической теории, и что она собой представляет?

11. Назовите философов классического периода античной философии.

12. Кто такие софисты?

13. Что такое сократический метод?

14. На что были направлены философские рассуждения Сократа?

15. В чем суть объективного идеализма Платона?

16. Что такое идеальное государство по Платону?

17. Типы государств по Платону.

18. С какими положениями Платона не был согласен Аристотель?

19. Основные идеи Аристотеля.

20. Почему по Аристотелю в единстве материи и формы именно форма играет ведущую роль?

21. Что такое «линия Платона» и «линия Демокрита»?

22. Перечислите школы эллинистического периода античной философии. Кратко охарактеризуйте суть их учений.

23. Почему идея покорности судьбе у стоиков, поиск удовольствий у эпикурейцев, вопросы типа «как надо жить» стали во главу угла именно в эллинистический период античной философии?

24. В чем суть философии неоплатоников?

25. С чем связан упадок в развитии античной философии и какой этап в истории философии приходит ей на смену?

 

Практические задания

Задание 1. Ответьте на 5 вопросов древнегреческого мудреца Фалеса и сравните свои ответы с ответами Фалеса (ответы см. в конце главы):

1. Что прекраснее всего?

2. Что мудрее всего?

3. Что обще всем?

4. Что самое вредное?

5. Что сильнее всего?

Задание 2. Гераклит критиковал Гомера: «Этот мудрейший из «эллинов», сказавший: «Да исчезнет вражда среди богов и людей» не понял, что с исчезновением борьбы «все исчезнет». Что имел в виду под «все исчезнет» Гераклит?

 

Задание 3. «Морская вода чистейшая и грязнейшая. Рыбам она пригодна для питья и целительна, людям же для питья непригодна и вредна», или «Ослы солому предпочли бы золоту». Какой философский смысл раскрывается в данных высказываниях Гераклита?

 

Задание 4. Продолжите высказывание Фалеса.

«Эфиопы пишут своих богов черными и курносыми, фракийцы – голубоглазыми и русыми. Если бы быки, львы и кони имели бы руки и могли ими рисовать и ваять, как люди, тогда бы их боги были бы похожи на…» ___________ (ответ см. в конце главы).

 

Задание 6. «Что есть красота?». Так звучит вопрос Сократа своему собеседнику в «Гиппии Большом». «Это красивая девушка», – отвечает он. Ответил ли собеседник по существу на вопрос Сократа?

 

Задание 7. Аристотель подчеркивал, что «от философии не нужно ждать практической «пользы», т.е. решения частных, прикладных задач. Мы могли бы сказать так: философия – это не тактика, а стратегия человеческой жизни, она есть удел свободного человека, она есть взгляд в вечность». Согласны ли вы с такой оценкой роли философии?

 

Задание 8. «Все, что следует делать, обо всем говорить и помышлять так, как будто каждое мгновенье может оказаться для тебя последним. Самая продолжительная жизнь ничем не отличается от самой краткой. Ведь настоящее для всех равно, а следовательно, равны и потери. Никто не может лишиться ни минувшего, ни грядущего. Ибо кто мог отнять у меня то, чего я не имею? Но что может вывести на путь? Ничего, кроме философии». Признаете ли вы то предназначение философии для человека, о котором говорит здесь стоик Марк Аврелий?

 

Ответы на задание 1.

1. Что прекраснее всего? Мир, ибо все, что прекрасно устроено, является его частью.

2. Что мудрее всего? Время. Оно породило одно и породит другое.

3. Что обще всем? Надежда. Ее имеют даже и те, у кого нет ничего другого.

4. Что самое вредное? Порок, ибо в его присутствии портится почти все.

5. Что сильнее всего? Необходимость, ибо она непреодолима.

Ответ на задание 4. «На быков, львов и лошадей».

 

Литература

1. Античная философия. Энциклопедический словарь. – СПб.: Прогресс-Традиция, 2008.

2. Арним Г. История античной философии. – СПб.: ЛКИ, 2007.

3. Асмус В.Ф. Античная философия. – СПб.: Высшая школа, 2009.

4. Голубева Г.А. Философия. – М.: Альфа-Пресс, 2011.

5. Махлак К.А. История античной философии. – М.: Издательство института богословия и философии, 2009.

6. Юнгер Ф.Г. Греческие мифы. – М.: Владимир Даль, 2006.


ГЛАВА III. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 7517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.