Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурные истоки




ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX-XX ВЕКОВ

и характерные особенности современной западной философии (вторая половина XIX-XX веков)

Вторая половина XIX в. ознаменовалась возникновением целого ряда принципиально новых тенденций во всех сферах об­щественной жизни. В области техники происходит переход к массовому индустри­альному производству и использованию гигантского потенциала новой – электро­магнитной энергии. Это сопровождается не только дальнейшей механизацией, стандартизацией и неизбежно вытекающей отсюда обезличкой физического труда, но все возрастающей специализацией и технизацией труда интеллектуального, когда ученый – некогда учитель жизни и мудрец – постепенно превращается в узкого специалиста-профессионала, в того самого пролетария умственного труда, который больше не может претендовать на статус мудреца, причастного ко всеобщим истинам и веч­ным ценностям.

Сама научная задача отныне расчленяется на отдельные компоненты, испол­нитель которых может в некоторых случаях не знать об общем плане и конечных целях научного исследования. Это приводит к изменению связи между личностью ученого и использованием результатов его открытий. Ученый как бы удаляется от практической реализации научных открытий, в меньшей степени чувствует от­ветственность за их использование. Для общества же, в свою очередь, становится важным не столько сам ученый как личность или процесс совершения открытий, сколько полученный результат.

Мало того, именно научными лабораториями и институтами, а вовсе не труда­ми ученых-одиночек теперь целенаправленно изобретаются и внедряются не толь­ко полезные технические устройства, но во всевозрастающих масштабах и орудия массового уничтожения, например, пулеметы и ядовитые газы. Но, значит, больше нельзя ставить знак равенства между разумом и моралью, наукой и безусловными ценностями. В этот период начинают подвергаться серьезным сомнениям, каза­лось бы, незыблемые просвещенческие культы автономного и самоценного науч­ного разума, а также безудержного технического прогресса.

В сфере экономических отношений происходят не менее существенные сдвиги. Капитализм переходит в монополистическую фазу своего развития. Формируются первые транснациональные корпорации, и образуются зачатки глобального товарного и финансового рынков. Начало процесса глобализации сопровождается не только углублением разрыва между богатой и бедной частя­ми населения, экономически развитыми и колониальными странами, но также формированием культа массового и ничем не ограниченного материального по­требления. В области взаимоотношений с природой это оборачивается зачатками опять-таки глобального экологического кризиса; в со­циальной сфере – нарастанием классовых противоречий с требованиями эконо­мического равенства; в области международных отношений – возникновением массы локальных военных конфликтов и подготовкой почвы для мировых войн за экономический передел мира.

В этот же период впервые явственно обнаруживается кризис урбанизма: социальная атомизация и нарастание чувства пси­хологической заброшенности у людей в условиях ослабления родовых и семейных связей, сокращение продолжительности жизни городского населения, возникнове­ние феномена массовых психических эпидемий. Кризис урбанизма нашел блестя­щее отражение в романах Ф.М. Достоевского, в поэзии Э. Верхарна.

Искусство ХIХ в., особенно второй его половины характеризуется нарастанием жанрового и тематического разнообразия, художественным мироощущением кризиса традиционных ценностей и межчеловеческих отношений. Так, романтизм как новый стиль в искусстве
и особое мироощущение возникает в Европе после разочарования в возможности рационального устройства общества. Романтики
(Теодор Жерико, Эжен Делакруа, А. Беркли – в живописи; Виктор Гюго, Стендаль, Флобер, Гете, Гофман, Гейне, Байрон, Шелли
в литературе) отрицали классицизм. Они пытались уйти от трагической действительности в мир человеческих страстей и переживаний, показать неприемлемый характер конфликта между свободной творческой личностью и обществом. Конфликтное и трагическое переживание реальности в романтическом искусстве усугубляется тем, что на стадии развитой технической цивилизации художественное творчество человека также начинает приобретать прикладной, утилитарный характер.

С середины ХIХ в. разочарование в идеалах классицизма и романтизма в свою очередь привело к формированию реалистической литературы и иных видов искусства. Выдающимися представителями в европейской живописи были Г. Курбе, Ф. Милле, в литературе – Бальзак, Гюго, Флобер, Диккенс, Теккерей, Шоу. Писатели и
художники выступали за четкость, простоту и ясность выражения идей, использовали приемы психологического анализа, писали о противоречиях и проблемах в обществе, сосредотачивая внимание на быте и условиях жизни.

Реалисты стремились к правдивому отображению действительности, давали глубокий анализ социальных явлений, выступали против как чрезмерного натурализма, так и идеализации каких-то сторон жизни. Подобное художественное осмысление реальности создавало предпосылки для использования искусства в качестве средства агитации и пропаганды пролетарской идеологии и жизненных ценностей трудящегося человека – одного из главных героев того времени.

В искусстве, в том числе в литературе ХХ в. при сохранении многих художественных традиций ХIХ в. усиливается дух формотворчества и волюнтаризма (авангард, сюрреализм, примитивизм), что достигает вершины во второй половине ХХ в., в искусстве постмодерна.

В конце ХIХ и особенно в ХХ вв. процессы технической и экономической глобализации начинают все активнее сопровождаться тенденцией культурной унификации, утратой целыми континента­ми своего национального своеобразия и самобытности. Стандартизация культуры со все возрастающей скоростью идет параллельно со стандартизацией жизни от­дельной человеческой личности. Именно эта тенденция с особенно болезненной остротой отмечается мыслителями самой различной идейной ориентации и нацио­нальной принадлежности.

Раздробленность и противоречивость бытия человечества во второй половине ХIХ в. лишь усугубляется в веке ХХ, который остается в истории человечества веком несбывшихся надежд, где безудержный научно-технический прогресс не решил ни одной из общекультурных и общегуманитарных проблем человечества: социальной нищеты огромных масс населения планеты, деградации среды обитания, расовой и религиозной розни. Эта противоречивость и трагизм человеческого бытия найдут свое отражение в современной западной философии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.