Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русский космизм




XIX – начала XX веков

Философские идеи русских ученых-естествоиспытателей

Русская философия XIX – начала XX вв. испытала на себе влияние отечественного естествознания благодаря трудам Н.И. Пирогова (1810-1881), И.М. Сеченова (1829-1905 ), Д.И. Менделеева (1834-1907), К.А. Тимирязева (1843-1920), В.В. Докучаева (1846-1903), И.П. Павлова (1849-1936).

Характерной чертой творческой деятельности отечественных ученых было не только решение научных задач, но и обращение к философско-мировоззренческим вопросам. Так, Д.И. Менделеев относил естествознание к философским наукам, потому что оно, по его мнению, проникает за грань видимого и стремится познать скрытые причины явлений. Он считал, что в основании мира лежит вечное, общее и единое, которое мы познаем лишь во временном и частном проявлении, что и составляет область наук. В своей работе «Заветные мысли» он пишет о том, что научные обобщения ограничены возможными на данный момент рамками познания, поэтому всякие обобщения меняются по мере изучения реальности. Свои философские взгляды он называл реализмом, так как материализм и идеализм односторонне «смотрят» на мир и, по его мнению, не отвечают реальному положению дел. В 60-е годы XIX столетия выходит в свет статья Н.И. Пирогова «Вопросы жизни». Отвечая на вопрос «Что значит быть человеком?», Пирогов формулирует новые задачи в области воспитания. В.М. Бехтерев, высказывая идею о необходимости объединения наук о человеке, опирался на концепцию энергетизма немецкого философа и ученого В. Оствальда. Бехтерев считал, что механическая работа мышц и психические процессы головного мозга являются результатом проявления энергии более высокого порядка. Вслед за Оствальдом он был убежден, что существует мировая энергия, представляющая собой объединения вещества и силы. Энергетические идеи В.М. Бехтерева сегодня становятся популярны в свете дискуссий о телепатии и психической энергии.

Космизм – это научное и философское течение, в котором весь космос рассматривается как единое структурное образование (живой организм), находящийся в общем процессе развития. Сами по себе представления о космосе как едином живом организме восходят к античной философии, а именно к платонизму. В конце XIX в. попытки применить теорию эволюции к космосу предпринимались на Западе, но как самостоятельное философское направление космизм получил развитие именно в России. Русский космизм представлен несколькими течениями: естественнонаучным (К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский) и религиозным (Н.Ф. Федоров, Д. Андреев). Интересно отметить, что данные идеи высказывались в России не только философами и естествоиспытателями, но и представителями художественной интеллигенции – поэтами, художниками, композиторами
и писателями: В. Одоевским, Н. Заболоцким, Н. Рерихом, А. Платоновым, И. Скрябиным и др.

Одной из центральных идей русского космизма является тезис
о космическом предназначении человечества. Природа понимается как единый и цельный организм, и человечество есть часть этого организма. Люди – разумные существа, способные понять характер этого развития и действовать в соответствии с ним. С момента появления человека ведущую роль в развитии космосаиграетсознание. Сознание и его носитель человек – это закономерный результат эволюции, но человек для русских космистов является еще несовершенным существом, находящимся в процессе роста и развития. Человек не только подчиняется законам космоса, но и несет ответственность в общекосмическом масштабе за поддержание жизни на Земле. В человеке Вселенная обрела небывалую возможность дальнейшего развития, способность познавать и преобразовывать себя и мир. И эту возможность человек призван реализовать.

Родоначальником русского космизма и основателем учения об «общем деле» является Н.Ф. Федоров (1829-1903). Он пришел к выводу, что через разумные существа природа приходит к самопознанию и самоуправлению. В центре его внимания также стояли проблемы преодоления смерти человеком, поиска возможности бесконечного человеческого существования.

У некоторых космистов встречается мысль о существовании
в космосе братьев по Разуму. Так, К.Э. Циолковский (1857-1935) – известный ученый и основатель современной космонавтики – в своих философских работах высказывает идею множества разумных миров во Вселенной, с которыми взаимодействует наш земной мир. Будущее человечества связано с устремлением в космическое пространство и установлением связей с братьями по разуму. В своей «космической философии» он обосновывает идеи о возможности освоения околоземного пространства и расселения человека в космосе. Он признает наличие во Вселенной вечных, неуничтожимых элементов материи – атомов, обладающих чувствительностью и зачатками духовности.
В работе «Монизм Вселенной» Циолковский пишет о космосе как живом существе, наделенном разумом.

Среди научных концепций внутри русского космизма необходимо в первую очередь отметить разработанную В.И. Вернадским (1863-1945) концепцию антропокосмизма, где природная (космическая) и человеческая (социальная) деятельность рассматриваются
в единстве как «две стороны» или «две стадии» одного процесса.

В.И. Вернадский – выдающийся естествоиспытатель, мыслитель-гуманист своим учением о биосфере и ее переходе в ноосферу перевернул современное научное представление о мире. Биосфера, по Вернадскому, − это целостная биогеохимическая оболочка нашей планеты, развивающаяся по своим внутренним законам. Главным фактором, формирующим биосферу, выступает живое вещество. Живое вещество – это совокупность живых организмов, тонкая пленка на поверхности планеты, усваивающая космическую энергию, прежде всего энергию Солнца. Эта особенность живого вещества бесконечно ускоряет все процессы, происходящие в биосфере. Живое вещество, по Вернадскому, вечно, изначально присутствует в Космосе и повсеместно в нем распространено. Ученый обосновал космопланетарный характер человечества, которое в будущем должно приобрести автотрофность (способность получать энергию для своей жизнедеятельности непосредственно из космоса, без уничтожения растительного и животного мира Земли).

Анализируя возможности все возрастающей мощи цивилизации, В.И. Вернадский приходит к выводу о том, что человечеству как части живого вещества придется взять на себя ответственность за будущее разумное и гармоничное развитие биосферы. Новое состояние биосферы (с включенным в нее человечеством) ученый и называл ноосферой, используя термин, введенный французом Э. Леруа. Таким образом, природные и социальные процессы, происходящие на Земле, он рассматривал в тесной связи с космическими.

Аналогичные идеи развивал и А.Л. Чижевский (1897-1964), продолжив учение Циолковского. На громадном статистическом материале он показал влияние солнечной активности (солнечных ритмов) на биосферу Земли и социальные процессы (эпидемии, революции, религиозные конфликты и т.д.). Чижевский считал, что космическая энергия обусловливает все жизненные процессы в биосфере.

Идея влияния космических энергий на биохимическую энергию живого вещества на Земле и отсюда – на земные исторические события нашла свое отражение в теории пассионарного этногенеза историка Л.Н. Гумилева (1912-1992).

Мистический вариант космизма развивался в книге «Роза мира» философа и поэта Д.Л. Андреева (1906-1959). В его поэзии нашла отражение идея духовного единства человека и природы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что тема единствачеловека иКосмоса, человека и мира является одной из ключевых для всей русской философии. Человек как часть единого целого несет ответственность за весь космос и особенно за поддержание жизни на Земле. Духовно-нравственное и экологическое развитие цивилизации и есть ноосферная задача современного человечества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.