Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек и наука




План.

1. Сущность науки.

2. Критерии научности.

3. Становление и развитие науки.

4. Наука и мораль.

 

Наука является одной из форм духовной культуры общества, а ее развитие - важнейшим фактором обновления всех сфер жизнедеятельности человека: материального производства, социально-экономических отношений, духовной жизни.

Что же такое наука? Наука - это сфера человеческой деятельности, заключающаяся в выработке и теоретической систематизации знаний о действительности. Она включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира. Непосредственная цель науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, на основе открываемых законов.

Условно структуру науки можно представить в виде пяти неразрывно связанных между собой частей - эмпирической, теоретической, философско-мировоззренческой, практической и образовательной.

Эмпирические знания включают в себя информацию, получаемую с помощью органов чувств - посредством наблюдений, измерений, экспериментов. Именно благодаря эмпирическим данным идет постоянное накопление фактов, которые или подтверждают, или опровергают существующие теории, а также стимулируют выдвижение новых гипотез и теорий.

Теоретическое знание включает в себя рациональное осмысление полученных фактов и выведение закономерностей, которые позволяют похить и объяснить, почему данные явления протекают так, а не иначе, а также предсказать его дальнейшее развитие. Помимо законов, которые составляют основу теоретического знания, к этому разделу науки относятся также идеи и гипотезы. Именно с них, по сути, и начинается научное познание.

Философско - мировоззренческий комплекс позволяет обобщать добытые всеми существующими науками знания и на этой основе создавать современную научную картину мира. В общественной жизни мировоззренческий аспект науки проявляется в подтверждении или отрицании основополагающих принципов общественного устройства и межчеловеческих отношений.

В практическую часть науки входят комплексы зданий, оборудование, приборы, инструменты, технологии, созданные и используемые человеком для получения новых знаний. В наше время практически никакой род научной деятельности невозможен без технических средств. И их совершенствование является важнейшим средством ускорения развития науки.

Ну и, конечно же, развитие науки не возможно без наличия системы подготовки научных кадров. Она включает в себя специализированные ВУЗ, НИИ, Академии. Только отлично подготовленные специалисты, при наличии самого совершенного научного оборудования, могут обеспечить успешное развитие науки

 

Чем же отличается научное знание от других форм познания мира, мифологии и религии? Для мифологического и религиозного сознания характерна вера в сверхъестественное (Бога). В науке такая вера в расчет не принимается. Та или иная система знаний считается научной, если она отвечает следующим критериям.

1.Объективность. Научное знание связано с раскрытием природных или общественных явлений, взятых самих по себе. При этом происходит отвлечение и от интересов субъекта, и от всего сверхъестественного. Природу требуется познать из нее самой, она признается самодостаточной. Люди и их отношения тоже должны быть познаны такими, какими они есть, без всяких посторонних прибавлений.

2. Рациональность. Любая научная теория должна соответствовать законам рационального мышления, т.е. быть логичной и не противоречивой.

3. Проверяемость. Ни одно утверждение не может считаться истинным без подтверждения практикой. Проверяемость научных истин, их воспроизводимость через практику придает им свойство общезначимости.

 

Важнейшее значение в понимании предназначения науки, имеет выяснение причин, которые сыграли решающую роль в ее возникновении. Главные причины появления науки заключаются в том, что человек существо любознательное и творческое, а также в том, что главнейшей задачей человека всегда была борьба за существование. И человек для решения этой задачи пошел совершенно по иному пути, чем другие живые существа. Вместо того, чтобы, как все организмы приспособиться к определенным природным условиям, он начинает преобразовывать природу и приспосабливать ее к себе, создавая искусственную среду обитания, А для того, чтобы справиться с этой задачей, необходимо было знать причинно-следственные связи, т.е. законы природы и общества. Именно вследствии этих потребностей, в ходе практической деятельности - родилась наука.

В первобытном обществе науки не было. Тем не менее, уже тогда человек стал накапливать определенные знания, которые помогали ему заниматься охотой и собирательством, строить жилища, совершенствовать орудия труда.

С возникновением первых цивилизаций, происходит выделение умственного труда, в самостоятельный вид человеческой деятельности. Именно в это время происходит зарождение философии и зачатков специализированных наук. И хотя наука в то время находилась под влиянием религии, она продолжала развиваться и оказывать влияние на все сферы человеческой жизни.

Начиная с 17 века объем научной деятельности удваивается примерно каждые 10-15 лет (рост числа открытий, научной информации, числа научных работников и т.п.). Но это не значит, что наука всегда развивается равномерно и прямолинейно. Рассмотрение последних веков истории человечества показывает, периоды спокойного развития науки, сменяются периодами революционных скачков. В период нормального развития науки деятельность ученых строится на основе одних и тех же правил и стандартов научной практики. В это время ученые не ставят перед собой задачи создания принципиально новых теорий, более того, они часто нетерпимы к новаторам и их идеям. Нормальная наука уточняет известные факты, совершенствует изобретения, накапливает и обобщает знания.

Но среди этих фактов попадается все больше и больше таких, которые не могут быть объяснены с помощью господствующих представлений и теорий. В результате этого в науке начинают проявляться кризисные явления. Этот кризис сопровождается радикальной переоценкой и перестройкой всей научной системы и выдвижением новаторских идей. Изменяются не только теории, изобретаются новые средства исследования, открываются новые силы, вещества и миры. Так, например, изобретение микроскопа открыло человечеству микромир, телескопа - мегамир. Вот этот процесс ломки старой научной системы и создание принципиально новой, получил определение - научная революция.

Научные революции являются основной движущей силой научно-технического прогресса. Особенно большое значение имели революции 17 и 20 вв. Научная революция 17 века определила основные направления развития науки до Новейшего времени и привела к созданию галилеево-ньютоновской (механистической) картины мира. Революция 20 века, открытием теории относительности pi квантовой механики, перевела старые теории в разряд относительных истин, и создала новую научную картину мира, основанную на новых представлениях о пространстве, времени и Движении. Развиваясь в практическом направлении (автоматизация и компьютеризация, ядерная энергетика, лазеры, биотехнологии и т.д.), она приобрела характер научно-технической революции. НТР - это коренное, качественное преобразование производительных сил, на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. Она резко ускоряет научно-технический прогресс и оказывает определяющее воздействие на все стороны человеческой жизни. В результате этого, резко возрастают требования к уровню образования, квалификации, культуры, организованности и ответственности работников и управленцев всех уровней. В настоящее время, если человек хочет соответствовать духу времени и быть успешным, ему необходимо постоянно повышать свою эрудицию и квалификацию.

 

В науке, как и в любой сфере человеческой жизнедеятельности, взаимоотношения между теми, кто в ней занят, регулируются определенной системой нравственных норм, определяющих, что допустимо, что поощряется, а что считается неприемлемым для ученого. Эти моральные нормы можно разделить на три группы.

К первой относятся общечеловеческие требования и запреты, адаптированные к особенностям научной деятельности. Например, в науке очень постыдным считается плагиат - кража чужих идей, открытий, изобретений.

Ко второй группе относятся моральные нормы, которые характерны только для науки. Примером таких норм является бескорыстный поиск и отстаивание истины. История науки навсегда запечатлела имена ученых, которые ради истины пожертвовали самым ценным, что есть у человека - жизнью: Сократ, Д.Бруно, Н.И.Вавилов, В.И.Вернадский и многие другие.

К третьей группе относятся нравственные правила, которые касаются взаимоотношений ученого с обществом. Этот круг этических проблем, часто обозначают как проблему свободы научного поиска и моральной ответственности ученого за результаты своих открытий. Особенно остро эти проблемы встали в эпоху научно-технической революции. Ведь любое научное открытие можно использовать, как на благо человечества, так и во вред ему. Нет нужды напоминать, какую угрозу человечеству представляет термоядерное, химическое и биологическое оружие. В настоящее время стремительно развивается генная инженерия, биотехнологии, исследования человеческого сознания и т.д. Уже сейчас с помощью целенаправленного воздействия на гены и нервную систему, человека можно превратить в биоробота, действующего по заданной программе. Работы в этой области могут положить конец человечеству в том виде, в котором оно существует в настоящее время. Достижения современных наук, со всей остротой ставят вопрос о осознании учеными своей ответственности перед обществом. Сегодня идея неограниченной свободы научного поиска, безусловно, прогрессивная прежде, должна быть заменена принципом «не навреди», А для того, чтобы этот принцип восторжествовал, необходимо установить жесткий общественный контроль над проблемными направлениями научной деятельности.

Вопросы и задания.

1. Что такое наука? Какова ее структура?

2. Каковы критерии научности? Чем научное знание отличается от религиозного и мифологического?

3. Почему возникла наука?

4. Каковы закономерности развития науки?

5. Что такое НТР? Каково ее значение?

6. Каких моральных принципов должен придерживаться ученый?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.