Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек и религия.




План.

1. Эволюция религии.

2. Основные подходы к изучению религии.

3. Структура религии.

4. Функции и роль религии в обществе.

 

Одной из древнейших форм культуры является религия. Термин «религия» происходит от латинского глагола «религаре», что значит «связывать». С точки зрения религиозного человека, религия - это то, что связывает, соединяет его с Богом.

За время своего существования человечество выработало множество всевозможных религий, значительно отличающихся друг от друга. В течении многих тысячелетий религиозные верования косили исключительно политеистический характер (многобожие). Религиозных учений, в современном понимании, не существовало, а первые религиозные идеи выражались в мифологической форме, где главными действующими силами выступают обожествленные природные явления: солнце, луна, небо, земля, ветер и т.д.

В античные времена, боги приобретают человеческий (антропоморфный) облик. Так олимпийские боги не только внешне похожи на людей, но и обладают чисто человеческими качествами: добротой и жестокостью, великодушием и коварством, милосердием и мстительностью, честностью и лживостью и т.д. По сути, главным отличием богов от людей, являлось бессмертие и большее могущество, так как они подобно людям были подвластны судьбе.

Но уже в Древнем мире начинают зарождаться черты новых монотеистических (единобожие) религий. Так в Древней Греции, Ксенофан выдвигает и обосновывает идею единого Бога. Он критикует Гомера и Гесиода, известных древнегреческих мифотворцев, за политеизм, и за антропоморфизацию богов. В этом же направлении развивались философские идеи Эмпедокла, Анаксогора, Сократа. Но самый большой вклад в разработку религиозного мировоззрения внес Платон. Его идеи о различении мира явлений (природный мир) от мира вечных сущностей (мир идей, потусторонний мир), его учение о бессмертии души, об универсальности и первенстве идеи блага, о сущности божественного мира, лежат в основе большинства современных религий.

Но первыми, кто на практике осуществил переход от политеизма к монотеизму, были древние евреи. Именно они начали поклонение единому богу Яхве (Иегова) и создали стройное религиозное учение (иудаизм), изложенное в Ветхом Завете Библии. В дальнейшем на базе этого вероучения возникли две монотеистические религии - христианство и ислам, которые, вместе с индуизмом и родственным ему буддизмом, стали ведущими религиями современного общества.

 

С древнейших времен религия интересовала человека не только как способ общения с Богом, но и как уникальное явление общественной жизни. Попытки объяснить, что же представляет собой религия, какова ее сущность, структура, значение, привели к формированию специальной науки - религоведение. Религоведение изучает процессы возникновения, функционирования и развития религии, ее строение, роль в жизни отдельного человека и общества в целом, взаимосвязь и взаимодействие с другими областями культуры. Эта наука формировалась под влиянием как богословско-теологической, так и философско-научной мысли. И хотя цель у всех одна - изучение религии - средства и методы достижения этой цели, различны.

Исторически первой формой религоведческого знания является теология (от греч. слов «Теос» - Бог и «Логос» - знание, учение) - учение о Боге в западном христианстве, и богословие, как учение о прославлении Бога в православии. Богословско-теологический подход к изучению религии – это подход с позиций самой религии. И хотя здесь допускаются эмпирические методы исследования и приемы логики, но считается, что понять религию может только верующий человек, неверующему она чужда, непонятна и недоступна. Очень большое значение здесь придается божественному откровению, озарению - дающему человеку истинное, божественное знание. В целом для богословско-теологического подхода характерно истолкование религии как особого, сверхприродного явления, дарованного человеку Богом. Таким образом, религия получает надприродный, надчеловеческий, надобществекный статус.

Научный подход предполагает изучение религии с позиций разума и научных методов познания. Научное религоведение пытается раскрыть естественные, земные корни религии и закономерности ее развития. Здесь широко применяются исторические методы, предполагающие изучение религиозных систем в процессе их возникновения, становления и развития, а также учет взаимодействия в этом процессе, как общих закономерностей истории, так и своеобразных конкретных обстоятельств. Этот подход широко использует законы логики, выводя все последующие формы религии из ее первичных форм. В религоведении также используют сравнительно-исторические исследования. В ходе этих исследований осуществляется сопоставление различных этапов развития одной и той же религии в различные моменты времени, а также разных религий существующих одновременно, но находящихся на разных ступенях развития. Большую помощь религоведению оказывают другие науки: философия, история, археология, антропология, этнология, социология, психология и т.д.

С научной точки зрения религия возникла в ходе исторического развития человека и общества, и имеет вполне естественное происхождение. Она возникает, как реакция человека на полную зависимость от природы, как стремление обрести власть над природой и своими собственными, бессознательными инстинктами. Религия является также особой формой отражения, познания действительности. Эта форма познания возникла от неумения дать научное объяснение природным явлениям, отсюда наделении их сверхъестественными качествами. Религия возникла также вследствие стремления человека к идеальным формам общежития, вытекающего из несовершенства существующих общественных систем. Это приводило к фантазиям о «Царстве Божьем», рае, нирване - где нет страданий, смерти, тоски, несправедливости, и где людей ожидает счастье и блаженство.

Таким образом, религия, с научной точки зрения, является неотъемлемой частью человеческой жизни и представляет собой особый вид духовной культуры человечества.

Что же представляет собой религия? Какова ее структура? Большинство современных религиоведов выделяют в основе религии три сферы: религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации.

Религиозное сознание проявляется, прежде всего, в вере. Не случайно слово «верующий» отождествляется с понятием «религиозный человек». Предметом религиозной веры является сверхъестественное: в политеизме вера в богов, духов, магию и т.п.; в монотеизме - вера в единого Бога. Кроме веры, религиозное сознание включает в себя и религиозные чувства. В чем же особенность этих чувств и переживаний, чем они отличаются от обычных человеческих чувств? В принципе - это обычные человеческие чувства: любовь, радость, страх, надежда и т.д. Главная их особенность в особой направленности на объект веры. При искренней вере, эти чувства значительно усиливаются и оказывают на человека огромное эмоциональное воздействие. Религиозные чувства очень индивидуальны и зависят, как от особенностей самого человека, так и от социальных условий в которых он живет, а также от религии, к которой он принадлежит.

В развитых религиозных системах религиоведы выделяют обыденное и концептуальное религиозное сознание. На обыденном уровне оно проявляется в форме мифологических представлений, суеверий, обычаев, традиций и эмоциональных переживаний. Религиозное сознание на концептуальном уровне существует в форме систематизированного и рационально обоснованного вероучения. Содержание вероучения сформулировано и записано в священных книгах (Библия, Коран, Талмуд и т.д.), а также утверждено религиозными организациями в виде канонизированных догматов, признание которых является непременным условием членства в данных организациях. Отклонение от неукоснительного следования этому вероучению, трактуется как богоотступничество, ересь и подлежит осуждению и наказанию.

Вторым базовым элементом религии является религиозный культ. В современных религиях культовые действия образуют сложную систему, включающую в себя длительные богослужения и совершение особых обрядов - таинств, а также поклонение иконам,.скульптурам, мощам, соблюдение постов и религиозных праздников. Главная цель любых культовых действий, установление мистической связи с Богом. Вершиной культовой деятельности считается молитва - словесное или мысленное обращение человека к Богу. Молитвы бывают коллективными и индивидуальными. Коллективные молитвы, как правило, совершаются организованно и проходят в храмах. В процессе этих молитв участники богослужения испытывают мощное воздействие, как со стороны священнослужителей, так и со стороны друг друга. Также на сознание верующих огромное влияние оказывает внешняя обстановка. Архитектура храма, его оформление, призваны возбуждать и усиливать религиозные чувства людей. Если коллективные молитвы организованны, то индивидуальные молитвы спонтанны и вызываются внутренними, душевными импульсами. Они совершаются в уединении (если в коллективе, то мысленно) и носят сугубо интимный характер. Именно такие молитвы считаются важнейшим признаком подлинной религиозности.

Третьим звеном в структуре религии являются религиозные организации. В настоящее время выделяются два основных типа таких организаций: церковь и секта.

Церковь - это тип религиозной организации со сложной строго централизованной и иерархизированной системой взаимодействия между священнослужителями и верующими, осуществляющей функции выработки, сохранения и передачи религиозной информации, организации и координации религиозной деятельности и контроля за поведением членов церкви. И хотя в церкви отсутствует постоянное и строго контролируемое членство, она, как правило, имеет миллионы последователей. Принадлежность к церкви, в основном, определяется не осознанным выбором, а традицией. Например, в России принято крестить грудных детей, а это значит, что они автоматически становятся членами Русской православной церкви.

Секта - возникает в результате отделения от церкви части верующих и священнослужителей, на основе разногласий по поводу вероучения и культа. Характерными чертами секты являются: сравнительно небольшое количество последователей, осознанное постоянно контролируемое членство, стремление отгородиться от других религиозных объединений и даже от общества, претензия на исключительность установок и ценностей, убеждение в избранности Богом, отсутствие деления на священнослужителей и мирян.

Одной из разновидностей сект является так называемый харизматический культ. Главная его особенность, то, что он создается вокруг яркой личности, которая провозглашает себя или Богом, или его посланцем. В таких сектах еще в большей степени проявляются тенденции к исключительности, изоляционизму, избранности и проявлению фанатизма.

В заключении можно сделать вывод, что современные религии представляют собой довольно сложную систему, состоящую из трех тесно переплетенных элементов: религиозного сознания, культовой деятельности и религиозных организаций.

 

Итак, мы выяснили, что представляет собой религия. Но чтобы до конца понять сущность религии, необходимо выяснить ее функции, т.е. какую роль она играет в жизни человека и общества. В решении этого вопроса выделяются две крайние точки зрения, связанные с положительной и отрицательной оценками роли религии. Первую представляют в основном мыслители религиозного и идеалистического направления, вторую - материалисты и в частности представители марксизма-ленинизма. Попытаемся взглянуть на роль религии объективно, без предвзятости в ту или другую сторону.

Начнем с характеристики воздействия религии на духовную жизнь человека, прежде всего на нравственность. Проповедь общечеловеческих нравственных ценностей характерна практически для всех религий мира. Авторитет этих норм освящается учением о их божественном происхождении и поддерживается страхом божьего наказания. Поэтому эти нормы искренне принимаются многими людьми и становятся важнейшими регуляторами отношений в обществе. Статистика показывает, что чем религиознее страна, тем ниже в ней уровень алкоголизма, наркомании, проституции, преступности и т.п. Религия также учит нас доброте, милосердию, состраданию, благотворительности. В частности, Русская православная церковь не только активно проповедует эти ценности, но и подает конкретные примеры — открывая дома престарелых, приюты для беспризорных детей, активно работая в тюрьмах и колониях.

Но самое главное религия обладает смыслообразующей функцией. Она делает жизнь многих людей осмысленной, а значит ценной в глазах самого человека и его окружения. Особенно возрастает значение этой функции в переломные моменты истории, когда рушатся старые идеалы, а новые еще не созданы. В результате человек впадает в растерянность, чувствует себя беспомощным и никому не нужным. И именно в такие моменты многие люди обращаются к религии, и находят в ней успокоение и смысл жизни.

Религия также способствует созданию и сохранению материальных культурных ценностей. Грандиозные пирамиды Египта и Центральной Америки, величественные храмы, скульптуры, иконы, фрески, вошли в сокровищницу мировой культуры.

Современные религиозные организации играют большую роль в поддержании мира и урегулировании вооруженных конфликтов. Проповедуют идеи равенства и гуманизма, участвуют в экологическом движении. И во всем этом, несомненно, проявляется положительная роль религии в общественной жизни.

Но с другой стороны религия может играть и негативную роль. Очень часто именно религия становится причиной вооруженных конфликтов и войн. Вспомните «крестовые походы», «джихад» в исламе, религиозные войны в эпоху Реформации. В настоящее время под религиозными лозунгами действует «международный терроризм».

Неоднозначно влияние религии и на человеческую личность. С одной стороны она призывает человека к соблюдению высоких нравственных норм, а с другой проповедует покорность и смирение, отказ от противодействия злу и несправедливости, фатализм и покорность судьбе. Религиозная вера у отдельных лиц вырождается в фанатизм. Фанатики же (неважно религиозные или политические) для достижения своих целей готовы пожертвовать не только собой, но и всем человечеством.

Довольно спорным является утверждение, что религия является тормозом исторического прогресса. На самом деле все зависит от тех социальных сил, которые стоят за тем или иным религиозным течением. Так немецкий социолог Макс Вебер довольно убедительно показал, что протестантизм сыграл важнейшую роль в формировании современной западной цивилизации, в то время, как восточные религии не только не стимулировали это развитие, а в определенном плане даже послужили барьером для такого развития. История свидетельствует, что нередко борьба за социальную справедливость, равенство, получает религиозную окраску. Религиозная мотивация играла важнейшую роль в борьбе за гражданские права негров в США, которую возглавил пастор Мартин Лютер Кинг. В латиноамериканских антиимпериалистических движениях активно участвуют представители католического духовенства. Но история показывает и обратные примеры. Так Русская православная церковь, вопреки идеалам христианства, поддерживала крепостное право в России, и сама владела сотнями тысяч душ крепостных крестьян. В современной Индии, индуизм противится слому кастовой системы и реальному равноправию индийцев.

Таким образом, нельзя говорить о какой-то неизменно положительной или отрицательной роли религии, которая присуща ей во все времена, и для всех народов. В различных исторических условиях религия может выступать, и как сила сковывающая человеческую энергию, приводящая к пассивности, бегству от действительности, фатализму, и как сила мобилизующая эту энергию для преобразования общества на более справедливых началах. И даже единовременно в ней могут проявляться, и положительные, и отрицательные стороны воздействия на человека и общество. В целом же, на мой взгляд, положительные функции религии значительно превышают ее негативные проявления.

Вопросы и задания.

1. Охарактеризуйте процесс эволюции религии от низших форм к высшим.

2. В чем суть богосло веко-теологического подхода к изучению религии?

3. В чем суть научного подхода к изучению религии?

4. Какова структура религии?

5. Что представляет собой религиозное сознание? В каких формах око проявляется?

6. Что представляет собой культовая система?

7. Охарактеризуйте основные типы религиозных организаций.

8. Какова на ваш взгляд роль религии в современном мире?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.