Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экспериментальная психология 1 страница




Общая сумма стоимости имущества

Общая сумма финансовых обязательств

Коэффициент банкротства = -----------------------------------------------------

Если коэффициент банкротства превышает 0,5, то это свидетельствует о том, что предприятие находится на грани банкротства.

Анализ финансовых результатов хозяйственной деятельности торгового предприятия. Обобщающими показателями конечных результатов работы является, как известно, пибыль.

В условиях развития рыночных отношений важное значение при оценке финансового состояния предприятия имеет комплексное измерение прибыльности и рентабельности через систему показателей и коэффициентов (прибыль на инвестируемый капитал, прибыль на общие активы, прибыль на собственный капитал, маржа прибыли, рентабельность).

 

ВОПРОС 30. Финансовый план торгового предприятия. Содержание и исходные предпосылки его составления

 

ОТВЕТ: Прежде чем составить финансовый план необходимо произвести экономические расчеты следующих показателей:

- потребности в собственных оборотных средства;

- прибыли (доходов) в разрезе отраслей деятельности;

- плана распределения прибыли;

- сметы расходования фондов накопления и потребления;

- прироста устойчивых активов;

- источников финансирования капитальных вложений.

В финансовом плане предусматривается общая сумма прибыли от всех видов деятельности и распределение прибыли по направлениям расходования.

Финансовый план состоит из двух разделов:

1. Доходы и поступления

2. Расходы и отчисления

Основными статьями доходов являются: прибыль, амортизационные отчисления на полное

восстановление основных фондов, прирост устойчивых пассивов, временно свободные средства специальных фондов направляемых на плановые затраты, прочие доходы.

Во втором разделе финансового плана предусматриваются направления расходования средств. К ним относятся: налоги на прибыль и недвижимость, прирост собственных оборотных средств за счет устойчивых пассивов и временно свободных средств фондов, отчисления органам управления, капитальные вложения, прочие расходы.

К финансовому плану прилагается расчет норматива собственных оборотных средств по предприятию.

 

 

 

 

 

2-е издание, дополненное

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Психология»

Санкт-Петербург

Москва • Харьков • Минск 2000

Дружинин Владимир Николаевич ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Издание 2-е, дополненное

Серия «Учебник нового века»

Главный редактор издательства В. Усманов

Зав. психологической редакцией А. Зайцев

Зам. зав. психологической редакцией В. Попов

Ведущий редактор М. Лебедева

Литературный редактор П. Предбанникова

Художник обложки В. Королева

Обработка иллюстраций Н. Резников, Д. Милов

Корректоры Т. Брылёва, Н.Баталова, Н.Викторова

Оригинал-макет подготовили Н. Бычкова, С. Кожевников

ББК88.3я7 УДК159.9(075) Дружинин В. Н.

Д76 Экспериментальная психология — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 320 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»)

ISBN 5-8046-0176-8

Учебное пособие содержит материалы стандартного курса «Экспериментальная психоло­гия» 'для психологических факультетов университетов. В нем изложены методологические основания психологического исследования, дана классификация и характеристика эмпиричес­ких методов. Подробно рассматриваются процедура и организация психологического экспери­мента, способы контроля переменных, схемы экспериментальных планов. Одна их глав посвя­щена социально-психологическим аспектам взаимодействия испытуемого и экспериментатора.

Книга предназначена для студентов и преподавателей психологических факультетов, а также для всех интересующихся методами психологического исследования.

©Дружинин В. Н., 1999 © Серия, оформление. «Издательство Питер», 2000

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 5-8046-0176-8

Издательство «Питер». 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная. 67. Лицензия ЛР № 066333 от 23 02 99.

Подписано в печать 30.12.99 Формат 70х100'/ц. Усл. п л. 26. Тираж 7000 экз. Заказ №. 1982 Отпечатано с диапозитивов в ГПП «Печатный Двор»

Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникации. 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр.,

 

Оглавление

 

ОТ АВТОРА.............................................................................................................................................................................. 3

ЧАСТЬ I. Экспериментальная психология..................................................................................................................... 4

Предисловие........................................................................................................................................................................ 5

1. НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, ЕГО ПРИНЦИПЫ И СТРУКТУРА...................................................................... 7

1.1. О методологии науки................................................................................................................................................ 7

1.2. Исследование............................................................................................................................................................ 10

1.3. Теория и ее структура............................................................................................................................................ 14

1.4. Научная проблема.................................................................................................................................................. 15

1.5. Гипотеза..................................................................................................................................................................... 16

1.6. Основные общенаучные исследовательские методы.................................................................................... 18

2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ..................................................................................................... 23

2.1. Психологическая наука как выбор..................................................................................................................... 23

2.2. Вновь о методологии.............................................................................................................................................. 26

2.3. Классификация методов психологического исследования......................................................................... 27

2.4. Неэкспериментальные психологические методы........................................................................................... 32

2.4.1 наблюдение........................................................................................................................................................ 32

2.4.2 Беседа................................................................................................................................................................... 35

2.4.3 «Архивный метод»............................................................................................................................................ 36

3. ПСИХОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА............................................................................. 39

3.1. Экспериментальное общение............................................................................................................................... 40

3.2. Экспериментатор: его личность и деятельность............................................................................................ 46

3.3. Испытуемый: его деятельность в эксперименте.............................................................................................. 50

3.4. Личность испытуемого и ситуация психологического эксперимента...................................................... 52

4. ПРОЦЕДУРА И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА......... 62

4.1. Организация и проведение экспериментального исследования................................................................ 62

4.2. Идеальный эксперимент и реальный эксперимент........................................................................................ 73

4.3. Реальный эксперимент и «эксперимент полного соответствия»............................................................... 75

4.4. Экспериментальная выборка............................................................................................................................... 78

4.5. Экспериментальные переменные и способы их контроля........................................................................... 82

4.5.1 Независимая переменная................................................................................................................................ 84

4.5.2 Зависимая переменная.................................................................................................................................... 86

4.5.3 Отношения между переменными.................................................................................................................. 87

4.5.4 Контроль переменных..................................................................................................................................... 90

4.5.5 Определение внешней переменной.............................................................................................................. 91

5. Экспериментальные и неэкспериментальные планы............................................................................................ 96

5.1. Экспериментальные планы................................................................................................................................... 96

5.1.1 Планы для одной независимой переменной.............................................................................................. 96

5.1.2 Планы для одной независимой переменной и нескольких групп..................................................... 101

5.1.3 Факторные планы........................................................................................................................................... 102

5.1.4 Планы экспериментов для одного испытуемого................................................................................... 107

5.2. Доэкспериментальные и квазиэкспериментальные планы....................................................................... 115

5.2.1 Доэкспериментальные планы..................................................................................................................... 116

5.2.2 Квазиэкспериментальные планы............................................................................................................... 117

5.2.3 Планыeх-post-facto....................................................................................................................................... 120

5.3. Корреляционное исследование......................................................................................................................... 121

5.3.1 Планирование корреляционного исследования.................................................................................... 123

5.4. Планирование корреляционных исследований в кросскультурной психологии и психогенетике 129

5.4.1 Кросскультурное исследование................................................................................................................. 130

5.4.2 Психогенетическое исследование............................................................................................................. 138

6. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ...................................................................................................................... 145

Основные понятия. Измерение, шкалы, числовая система с отношениями, эмпирическая система с отношениями, отображение, порядок, номинация, метрика, свойство, шкалограмма, тест, валидность, надежность, гомогенность, прогностичность, тестовые нормы, латентно-структурный анализ, латентная переменная, логит, трудность задания, дискриминантность задания. 6.1. Элементы теории психологических измерений.................................................................................................... 146

6.1.1 Шкала наименований.................................................................................................................................... 148

6.1.2 Шкала порядка................................................................................................................................................ 149

6.1.3 Шкала интервалов......................................................................................................................................... 151

6.1.4 Шкала отношений.......................................................................................................................................... 152

6.1.5 Другие шкалы.................................................................................................................................................. 152

6.1.6 Шкальные преобразования......................................................................................................................... 153

6.2. Виды психологических измерений................................................................................................................... 154

6.3. Тестирование и теория измерений.................................................................................................................... 156

6.4. Классическая эмпирико-статистическая теория теста.............................................................................. 163

6.5. Стохастическая теория тестов (IRT)................................................................................................................ 166

7. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ.............................................................................. 175

7.1. Результаты исследования, их интерпретация и обобщение..................................................................... 176

7.2. Форма представления результатов исследования....................................................................................... 180

7.3. Требования к оформлению научной статьи.................................................................................................. 188

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................................................................................... 191

Часть II................................................................................................................................................................................. 191

Структура и логика психологического исследования............................................................................................ 191

ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................................................................................................. 191

1. ПРЕДМЕТНАЯ СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ....... 192

1.1. Логические предпосылки структурного описания психологического исследования....................... 193

1.2. Умозрительные психологические предпосылки........................................................................................... 198

1.3. Структура естественнонаучного психологического исследования....................................................... 201

1.4. Виды естественнонаучного психологического исследования (методические подходы)................. 207

1.5. Факт и артефакт в психологическом исследовании.................................................................................... 209

1.6. Основные характеристики психологического эмпирического исследования..................................... 211

2. СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ЭМПИРИЧЕСКОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ....... 214

2.1. Проблема объектной специфики психологического эмпирического исследования (эксперимента) 214

2.2. Общение исследователя и испытуемого, роль инструкции....................................................................... 219

2.3. Субъект-объектная природа испытуемого и специфика эмпирического психологического метода 224

3. ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ЭМПИРИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ 231

3.1. Еще раз о телеологическом и каузальном подходах.................................................................................. 232

3.2. Герменевтический метод в психологии........................................................................................................... 235

3.3. Отношение герменевтики и естественнонаучного подхода в психологическом эмпирическом исследовании 239

3.4. Трехмерная классификация психологических эмпирических методов................................................. 245

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................................................................................... 255

ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................................................................................................................. 256

ПРИЛОЖЕНИЕ 1............................................................................................................................................................... 256

Этические принципы проведения исследования на человеке*........................................................................ 256

ПРИЛОЖЕНИЕ 2............................................................................................................................................................... 257

Образец анкеты после проведенного эксперимента*......................................................................................... 257

ПРИЛОЖЕНИЕ 3............................................................................................................................................................... 258

Правила подготовки рукописи для публикации в «Психологическом журнале» («ПЖ»)*...................... 258

СЛОВАРЬ............................................................................................................................................................................. 261

БИБЛИОГРАФИЯ.............................................................................................................................................................. 269

 

ОТ АВТОРА

Предлагаемый вашему вниманию учебник построен в соответствии с программой стандартного курса «Экспериментальная психология» для психологи­ческих факультетов университетов.

С момента выхода первого издания «Экспериментальной психологии» в издатель­стве «Инфра-М» прошло три года. За это время я, как автор, выслушал достаточно много похвал и нареканий по поводу содержания книги, которая совершенно услов­но называлась «учебное пособие».

Во-первых, писалась она не как «учебное пособие», а как полноценный учебник по курсу «Экспериментальная психология», и лишь бюрократические изыски Ми­нобразования РФ не позволили (вопреки заключению УМО по психологии университетов России) присвоить книге статус учебника

Во-вторых, сыграло свою роль руководство издательства, название которого я не хочу упоминать, заказавшее мне учебник небольшого объема, а в последний момент, когда текст был готов, отказавшееся заключить договор. Поэтому первоначально в учебнике очень кратко излагалась методическая часть, а также не были включены разделы, посвященные специфике планирования и проведения исследований в различных отраслях психологии

Но учебник стал жить собственной жизнью. Два тиража быстро разошлись, и издательство «Питер» любезно предложило мне подготовить второе издание «Экс­периментальной психологии».

Чем это издание отличается от предыдущих? Мне хотелось изложить собствен­ные взгляды на методологию психологического исследования. Поскольку без серь­езного изложения методологических проблем любой учебник по эксперименталь­ной психологии неполноценен, в качестве дополнения к основному тексту в книгу включена сокращенная монография «Структура и логика психологического иссле­дования», вышедшая в 1994 году небольшим тиражом в издательстве Института пси­хологии РАН Кроме того, основной текст учебника дополнен разделами, посвящен­ными специфике планирования исследований в психогенетике и культуральной пси­хологии. Мы дополнили основной текст рисунками и графиками, поясняющими его содержание.

В предыдущем издании в тексте было много опечаток, содержательных и стили­стических недочетов. За опечатки не ручаюсь, но содержательные и стилистиче­ские огрехи с помощью редактора издательства «Питер» удалось исправить.

Я буду очень признателен преподавателям и студентам, которые критически от­несутся к тексту и выскажут мне свои замечания и пожелания для того, чтобы учесть их при переиздании учебника (если оно состоится).

Хочу поблагодарить гуманитарную редакцию издательства «Питер» за сотруд­ничество, которое, я надеюсь, пойдет на благо психологии, а также высказать при­знательность Н. Б. Горюновой и В. М. Макарову за помощь в подготовке учебника.

ЧАСТЬ I. Экспериментальная психология


 

Правды о цветах нет, есть наука ботаника.

Виктор Шкловский

 

Предисловие

До начала 80-х годов психологическая наука в нашей страна напо­минала, образно говоря, перевернутую пирамиду, стоящую на своей вершине. Боль­шинство отечественных психологов занималось исследовательской и преподава­тельской работой, меньшая часть — прикладными разработками, считанное коли­чество оказывало консультативную психотерапевтическую и психодиагностиче­скую помощь людям.

Социальные процессы в России привели к тому, что психологи стали зарабаты­вать на жизнь преподаванием, изданием популярных книг и практикой. Интерес к гуманитарной психологии, практической психологии и к тому, что в США называют self-help, возрос необычайно. Интерес же студентов психологических факультетов к фундаментальным исследованиям, а тем более к их методам снизился. Кроме того, культура психологического эксперимента в нашей стране традиционно была не на высоте.

Главным пособием для студентов-психологов, изучающих технику проведения психологического эксперимента, считается учебник Р. Готтсданкера «Основы пси­хологического эксперимента» (1982), удачно переведенный профессорами МГУ Ч.А. Измайловым и В.В. Петуховым. Книга Готтсданкера при всей популярности изложения и доступности все же, на мой взгляд, не охватывает многообразия про­блем, возникающих при планировании и проведении современного психологическо­го эмпирического исследования.

Монография Д. Кэмпбелла «Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях», вышедшая в 1980 г. в издательстве «Прогресс» под об­щей редакцией М. И. Бобневой, рассчитана на более компетентного читателя и при всех ее достоинствах, вряд ли может рассматриваться как учебник.

Термин «экспериментальная психология» имеет, по крайней мере, четыре значе­ния.

1) Под экспериментальной психологией понимают (вслед за В. Вундтом, С. Стивенсом и другими учеными) всю научную психологию как систему знаний, получен­ных на основе экспериментального изучения поведения человека и животных. На­учная психология приравнивается к экспериментальной и противопоставляется фи­лософской, интроспективной, умозрительной и гуманитарной психологии. Эта точка зрения отражена в «Экспериментальной психологии» под редакцией П. Фресса и Ж. Пиаже (Экспериментальная психология, 1966).

2) Экспериментальную психологию иногда трактуют как систему эксперимен­тальных методов и методик, реализуемых в конкретных исследованиях. Типичным учебником, который предлагает студентам такое понимание экспериментальной психологии, является «Экспериментальная психология человека» М. В. Мэтлин [Matlin M. W.,1979].

3) Термин «экспериментальная психология» часто употребляется в расшири­тельном значении для характеристики научной дисциплины, занимающейся пробле­мой методов психологического исследования в целом.

4) Наконец, под экспериментальной психологией понимают только теорию пси­хологического эксперимента, базирующуюся на общенаучной теории эксперимен­та и в первую очередь включающую его планирование и обработку данных Класси­ческим учебником такого рода стала «Экспериментальная психология» Ф. Дж. Мак-Гигана [McGuigan F.G., 1993]. Подобные учебники похожи на пособия по математической статистике для гуманитариев.

С 70-х гг. учебный курс «Экспериментальная психология» читается в российских вузах. В «Государственном образовательном стандарте высшего профессионально­го образования» за 1995 год ему отводится 200 часов. Прослушав этот курс, студен­ты должны получить представление о «теоретическом и эмпирическом знании в психологии; специфике психологического эксперимента; экспериментальной психоло­гии деятельности; естественных и искусственных видах деятельности; эксперимен­тальной психологии сознания личности».

Традиция преподавания экспериментальной психологии в российских универси­тетах началась с лекций профессора Г. И. Челпанова. Еще в 1909/10 учебном году он читал этот курс на семинарии по психологии в Московском университете, а поз­же — при Московском психологическом институте (ныне — Психологический ин­ститут РАО).

Челпанов рассматривал экспериментальную психологию как учебную дисцип­лину по методике психологического исследования, а точнее — по методике экспе­римента в психологии: «Тот курс, который я хочу вам предложить, должен иметь значение методики экспериментальной психологии и предназначаться для тех, кто предполагает самостоятельно заняться исследованием психических явлений. На­звание "Введение в методику экспериментальной психологии" было бы самым пра­вильным обозначением данного курса». Представление о содержании курса, читав­шегося Челпановым, дает учебник «Введение в экспериментальную психологию» (1915).

Семинарий Челпанова включал в себя и психологический практикум.

«В семинарий принимаются только те студенты, которые имеют в виду избрать своей специальностью научную разработку психологии. Поэтому студент, предпо­лагающий поступить в семинарий, должен подвергнуться некоторому испытанию в его действительном интересе к научным занятиям в психологии.

На первом году пребывания в университете студент только слушает курсы пси­хологии и других философских дисциплин. В конце года он сдает colloquium по этим предметам и, в случае удовлетворительной сдачи, он принимается в члены просеми­нария по экспериментальной психологии. На втором году проходит практически экспериментальную психологию в объеме предполагаемого руководства и в то же вре­мя продолжает слушать теоретические курсы по психологии и другим философским дисциплинам. На третьем году принимается в члены психологического семинария, участвует в семинариях по общей и экспериментальной психологии и, кроме того, непременно участвует в качестве испытуемого в самостоятельных исследованиях, которые ведут старшие члены семинария. Такое участие является прекрасной шко­лой для развития самонаблюдения и для ознакомления с тем, как ведутся самостоя­тельные занятия. И только на четвертом году пребывания ему предоставляется тема для самостоятельной работы.

Я считаю чрезвычайно полезным для практиканта, после того как он переработа­ет практикум, взять какое-либо известное исследование и повторить его во всех де­талях. Это является очень хорошим средством для ознакомления с деталями психо­логической методики.

В просеминарий я принимаю обыкновенно 18 человек, не больше. Мне кажется, что это число может в самых больших университетах удовлетворить тех, кто пред­полагает сделаться специалистом по психологии. Участники разбиваются на шесть групп. В каждой группе практикант попеременно должен быть экспериментатором, испытуемым и протоколистом. Наблюдения и измерения, произведенные практи­кантом, должны быть им тщательно запротоколированы и в недельный срок пред­ставлены руководителю занятий. В случае неудовлетворительного исполнения ра­боты практикант должен повторить ее еще раз» [ЧелпановГ. И., 1915].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.