Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мышление, язык и речь




Иллюзии памяти, вызванные оживлением представлений под влиянием рассказов о событии.

Обычно человек способен довольно отчетливо различать представления, полученные в прошлом через восприятие и созданные словесными описаниями. Однако при определенном стечении обстоятельств, оживляющих фантазии (эмоциональное перевозбуждение, особенности мышления детей и подростков, старческое изменение мышления), яркие словесные описания могут вызвать столь чувственно насыщенные образы, что у человека появляется иллюзия реального воспоминания. Старое правило юстиции гласит, что дети и молодые девушки — самые надежные свидетели, поскольку у них очень легко появляются иллюзии памяти за счет сильно развитой и мало контролируемой фантазии.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение памяти, назовите ее виды.

2. Долговременная, кратковременная и оперативная память.

3. Воспоминание. Ассоциации при воспоминании.

4. Забывание — процесс и закономерности забывания.

5. Узнавание и виды узнавания.

6. Забывание — процесс памяти.

7. Каковы психологические особенности искажения памяти в деятельности юриста?

 

Мышление — это психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения существующих связей и отношений предметов, явлений объективного мира, осуществляющейся с помощью речи.

Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:

1. Мышление всегда имеет опосредованный характер, который выражается в том, что человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти.

2. Мыслительная деятельность представляет собой совокупность мыслительных операций, направленных на выявление свойств и отношений объектов реального мира. Мыслительные операции — это анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация:

Анализ — это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.

Синтез — мысленное или реальное соединение сторон объекта в единое целое.

Сравнение — это операция, которая заключается в сопоставлении предметов и явлений, установлении сходства или различия между ними.

Абстракция — это отвлечение от определенных свойств признаков предмета для выделения ведущих его признаков и превращения их в самостоятельный объект рассмотрения.

Обобщение — это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.

Конкретизация — это движение мысли от общего кчастному.

Основными формами мышления являются: понятие, суждение, умозаключение, аналогия:

Понятие — это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие никогда не совпадает с образом.

Суждение — основная форма мышления, в процессе которого утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности.

Умозаключение — логическая форма мышления, при помощи которой из нескольких суждений выводится новое. Способность к умозаключению развивается у юриста в процессе обучения и практической деятельности.

Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

Развитие мышления человека происходит в ходе предметной деятельности и общения. В связи с этим различают виды мышления: наглядно-действенное, образное, отвлеченное.

Наглядно-действенное мышление — это мышление, непосредственно включенное в деятельность. Оно характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощи реального преобразования ситуации, опробования свойств объектов. Наглядно-действенное мышление проявляется, например, в действиях следователя, отыскивающего с помощью технических средств криминалистики следы на месте происшествия.

Образное мышление — это мышление, которое осуществляется на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше. Наглядно-образное мышление юриста связано с представлением ситуаций и изменений в них. Особенно велика его роль в процессе обучения.

Отвлеченное мышление — это мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.

Различают определенные способы мышления: индукция, дедукция.

Индукция — это движение знания от единичных утверждений к общим положениям.

Дедукция — это способ мышления, осуществляющегося в порядке, обратном индукции.

Деятельность юриста требует развития всех мыслительных операций (анализа, синтеза и др.). Существенную роль (особенно в деятельности следователя) играет развитое прогностическое мышление, связанное с необходимостью предвидеть все этапы дела вплоть до судебного разбирательства. Особое значение имеет интуиция юриста. Однако умозаключения, которые базируются на интуиции, носят вероятностный характер и требуют обязательной проверки. Мышление работников правоохранительных органов связано с изучением обстоятельств событий, имевших место в прошлом. Особенность мышления юриста проявляется в постоянном сравнении собственных действий и поступков с поведением лиц, оказавшихся в орбите его деятельности. Поэтому его мышлению свойственны познавательная активность, глубина и широта, гибкость, подвижность, самостоятельность.

Язык система звуковых, словесных и грамматических средств как исторически сложившееся в определенной общности людей проявление их речи с помощью слов. Язык — предмет лингвистики[4].

Будучи усвоен конкретным человеком, язык становится его реальным сознанием. Язык взаимодействует с неязыковыми (вспомогательными) средствами общения, в том числе с реакциями поведения человека: жестикуляционными, инонациональными, мимико-соматическими. Язык участвует в осуществлении практически всех психических функций, будучи наиболее тесно связанным, с мышлением. Основные языковые единицы — слово и предложение. Язык помогает человеку овладеть речью.

Речью называется процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. Речь имеет свои свойства: содержательность, понятийность, выразительность, воздейственность.

Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности.

Понятность речи достигается благодаря правильному построению предложений, выделениям слов с помощью логического ударения, использованию пауз.

Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. Например, речь может быть яркой, энергичной, вялой, бедной и т.д.

Воздейственность речи заключается в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Речь выполняет функции: выражения, воздействия, сообщения, обозначения.

Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, речь передает чувства, переживания, радость, печаль и т.д. человека, а, с другой стороны, речь показывает эмоциональные возможности общения.

Функция воздействия подчеркивает способность человека благодаря речи побуждать людей к действию.

Существуют две формы речевого воздействия — простая и невербальная (несловесная).

Простая форма речевого воздействия — словесное обозначение конкретного требования в виде приказа, просьбы, совета, пожелания. Невербальная (несловесная) форма воздействия — это чувства, сопровождающие речь и направленные на чувства слушателя, вызывающие у него аналогичное душевное состояния (жалость, любовь, восторг и др.), либо иное, но связанное с эмоциональным содержанием речи говорящего (страха, растерянности).

Функция сообщения состоит в обмене мыслями между людьми посредством фраз, выражений, словосочетаний и т.д.

Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия. Люди одной профессии пользуются профессиональным языком, насыщенным специальной терминологией, для обозначения регламентированного круга явлений, что освобождает их от языковых затруднений. Юриспруденция также имеет свою терминологию, принятую для общения специалистов между собой, однако юристу постоянно приходится «переводить» бытовой язык участников процесса на специальную терминологию и объяснять им юридические термины при помощи бытового языка. В процессе общения, например, следователю приходится уточнять значение отдельных выражений и объяснять их смысл допрашиваемому.

Использование юристом образных сравнений, гипербол и жаргонных выражений затрудняет его общение с участниками судопроизводства, вызывает у них чувство недоумения и дискредитирует его как представителя государственной службы.

Существуют определенные виды речи: устная (монологическая, диалогическая), письменная, внутренняя.

Устная речь — основной вид речи. Общение осуществляется благодаря произношению слов вслух и воспроизведению их людьми на слух.

Устная речь может быть монологической и диалогической. Общие требования к монологической и диалогической речи одинаковые.

Монологическая речь — это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли. Например, речь прокурора, адвоката в суде.

Диалогическая речь — это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников. Например, допрос обвиняемого, свидетеля, потерпевшего. Диалогическая речь предполагает умение не только задавать вопросы, но и реагировать на высказывания участника допроса соответствующим образом.

Письменная речь воспроизводит на бумаге особенности речи устной и звуковой. Письменная речь имеет с устной много общего: прежде всего это средство общения, ктому же для своего функционирования и та и другая использует слово. Однако письменная речь применяет графику и подчиняется несколько иным синтаксическим и стилистическим правилам. Одной из особенностей письменной речи является расхождение в темпах с течением мыслей, для отражения набумаге необходима дисциплина мышления, не позволяющая отвлекаться от нужной мысли, пока она не будет зафиксирована.

Для профессиональной письменной речи характерны особые функциональные стили, которые юристы используют в первую очередь в судопроизводстве и при составлении различных документов. Последовательность письменного изложения, закрепляемая в форме протокола, требует от следователя не только фиксирующей, но и известной творческой работы. Речь свидетеля бывает неорганизованной: он может сбиваться, уклоняться, уходить в сторону, т.е. говорить много лишнего с точки зрения установления обстоятельств по делу. В лингвистическом отношении такая речь приближается кбытовой разговорной лексике и нуждается в грамматической обработке. Кроме того, если протокол ведется в процессе допроса, темп устной речи совпадает с темпом мышления и значительно обгоняет темп письма.

Поэтому необходимые навыки следователя — умение точно обозначить понятия, указывать связь между понятиями с помощью грамматических форм без лишних слов и вставочных предложений; рациональное использование терминологии, не имеющей разночтений и переносного смысла; скорость письма и культура использования документа.

Внутренняя речь — вид речи и форма мышления как более или менее четкое мысленное проговаривание слов и фраз; образы слов и фраз.

Речь может незаметно для собеседников превратиться в средство внушения даже в тех случаях, когда говорящий не ставит перед собой такой цели. В этом смысле следователь должен быть в известной степени насторожен, чтобы своевременно заметить потерю необходимой самостоятельности мышления допрашиваемого.

В заключение необходимо отметить, что на стиль речевого общения существенно влияет уровень развития интеллекта человека. Интеллект — относительно устойчивая структура умственных способностей человека. Интеллектуальные возможности человека зависят от его опыта, знаний, умений, умственного развития, общественно значимой активности (учение, производство, политика и др.).

Контрольные вопросы:

1. Что такое мышление?

2. Опишите мыслительные операции.

3. Что собой представляют формы мышления?

4. Виды мышления.

5. Способы мышления.

6. Охарактеризуйте речь как средство общения.

7. Язык и речь. Свойства и функции речи.

8. В чем состоят отличительные особенности устной, письменной и внутренней речи?

9. Внушение и речь.

10. Язык и речь юриста.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 5852; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.