Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая структура личности. Психологию личности составляют подсознание, сознание и самосознание




Психологию личности составляют подсознание, сознание и самосознание. Для человека, отмечает С.Л. Рубинштейн, «фундаментальное значение имеет сознание... Без сознания, без способности сознательно занять определенную позицию, нет личности». Сознание, и мы уже это отметили, является тем структурным компонентом, который цементирует всю структуру личности.

К.К. Платонов считает, что структура личности складывается из четырех подструктур:

1) биологически обусловленных особенностей; 2) особенностей отдельных психических процессов; 3) опыта личности; 4) социально-обусловленных качеств. Однако точка зрения К.К. Платонова оспаривается отдельными учеными-психологами.

Структура личности, полагает другой психолог А.Г. Ковалев, образуется путем соотношении психических процессов, психических состояний и психических свойств личности, то есть в виде единства направленности характера, темперамента и способностей. В учебнике «Общая психология» под редакцией А.В. Петровского основными структурными компонентами признается также темперамент, характер и способности.

Если мы проанализируем все известные точки зрения на психологическую структуру личности, то придем к выводу о том, что в этой структуре следует выделять прежде всего темперамент, характер и способности.

Темперамент характеризует тип нервной системы человека. Представляет собой индивидуально-психологические особенности личности, в которых проявляется сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Слово "темперамент" произошло от латинского слова «темпераментум», означающего «надлежащее соотношение частей» — четырех жидкостей в теле человека. Отсюда и происходит название темпераментов: кровь (сангвие) — сангвиник; слизь (флегма) — флегматик; желтая желчь (холе) — холерик; черная желчь (мелано холе) - меланхолик. Эту систему темпераментов предложил в V веке до н.э. греческий врач и исследователь Гиппократ.

Учение о темпераментах было создано И.П. Павловым. «Темперамент, — писал Павлов, — есть самая общая характеристика каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нервной системы, а эта последняя кладет ту или иную печать на всю деятельность каждого индивидуума». Складывается тип темперамента на основе соотношений силы, уравновешенности и подвижности основных нервных процессов — возбуждения и торможения. Как отмечает К.К. Платонов, в обычных условиях каждый темперамент имеет свои преимущества и недостатки. В частности, сангвиник — это живой, подвижный, горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, то есть когда он испытывает постоянное возбуждение. Он стремится к смене впечатлений, неудачи и неприятности переживает сравнительно легко. Настроение сангвиника изменчиво, преобладает чувство душевного равновесия, благополучия.

Холерик — как правило, быстр, нетерпелив, порывист. Отличается высокой активностью и реактивностью. Ему присущ быстрый психический темп переживаний, поэтому он исключительно страстен в работе, но нередко неуравновешен, склонен к резкой смене настроения, эмоциональным вспышкам, при недостаточной воспитанности резок и вспыльчив.

Флегматик — это человек на вид спокойный и уравновешенный, медлительный и неповоротливый, невозмутимый. Внешне чувства, настроения, как правило, устойчивы, эмоции и душевные состояния свои выражает в исключительных случаях.

Меланхоликом — называют человека, склонного к глубоким переживаниям, болезненно чувствительного, с пониженной активностью, с неустойчивым вниманием. Меланхолик легко раним, мнителен, болезненно реагирует на малейшие обиды, замкнут. Как считает И.П. Павлов, это едва ли не самый несчастный среди других людей. Для меланхолика, очевидно, каждое явление жизни становится тормозящим его агентом, раз он ни во что не верит, ни на что не надеется, во всем видит и ожидает только плохое, опасное.

Следует отметить, что с точки зрения социальной полезности «плохих» людей по темпераменту не существует. Сам по себе темперамент не существует, он всегда конкретно проявляется в личности, в органической связи с ее моральными и другими свойствами.

Люди всех видов темперамента могут быть социально полноценными.

Темперамент оценивается всегда лишь в единстве с другими особенностями личности: направленностью, моральными качествами, умственным развитием и т.д. Для любой сферы деятельности, в том числе и юридической, можно выявить свойственные им черты темпераментов или отдельные его черты.

И хотя умение управлять темпераментом составляет одну из важнейших задач воспитания в условиях служебной деятельности, речь преимущественно должна идти об учете темперамента юристов в их деятельности. Ведь отрицательные с точки зрения юридической профессии черты темперамента могут быть выровнены, как говорил И.П. Павлов, лишь «с течением времени посредством медленных и повторных упражнений...».

Характер — это определенное, присущее личности сочетание существенных психических особенностей (черт), определяющих своеобразие его поведения в определенных жизненных ситуациях. Характер — склад личности, образуемый индивидуальным своеобразием и типологическими чертами, и проявляется он в особенностях поведения, устойчивого отношения к окружающей социальной действительности. Но устойчивость характера относительна.

Слово " характер " в переводе с греческого означает «особенность, черта». Выделяют первичные черты, вторичные черты и доминирующие черты. Вторичные черты описывают человека в общем плане. Для этого используются специфические эпитеты (активный, волевой, общительный, деловой, коммуникабельный и т. д.). В процессе анализа совокупности вторичных черт выбирают основу для первичных черт. Синтез первичных черт дает по отношению к конкретному лицу одну - две доминирующие черты личности: общительный, замкнутый, эмоциональный, инертный и т. д.

Существует три составляющих характера. Одна составляющая включает систему нравственных качеств человека. Ко второй относятся волевые качества. К третьей — эмоциональные качества. Все три составляющих образуют систему отношений к людям, делу, себе, вещам.

Как свойство личности характер тесно связан с темпераментом. В некоторых случаях их трудно отделить друг от друга. В то же время характер человека оказывает сильное влияние на проявление темперамента, на его изменение и выражение в деятельности человека.

Главное различие между ними состоит в том, что темперамент определен главным образом врожденными биологическими свойствам нервной и эндокринной систем человека, в то время как в становлении характера играют определяющую роль среда и воспитание. Отечественная психология считает, что любой характер можно сформировать, развить или изменить путем организации соответствующих условий жизни и деятельности с помощью различных форм социального воздействия на личность.

Способности — это психические свойства личности, обеспечивающие успешное овладение какой-либо деятельностью. Изучение способностей необходимо для познания интеллекта человека и определения его пригодности к какому-либо определенному виду деятельности.

Все способности человека как психические явления могут быть классифицированы в четыре группы: элементарные, сложные, общие и частные.

Элементарными общими способностями, присущими всем людям, хотя и в разной степени их выраженности, являются основные формы психического отражения: способность ощущать, воспринимать, мыслить, переживать, принимать и осуществлять решения и запоминать. Каждое элементарное проявление этих способностей является соответствующим действием, выполняемым с различным сенсорным, мыслительными, волевым, мнемоническим успехом. Эти элементарные общие способности лежат в основе трех других групп.

Элементарными частными способностями, свойственными уже не всем людям и имеющими у различных лиц большие индивидуальные особенности, являются более сложные свойства личности, такие, например, как музыкальный слух, критичность мышления, глазомер, доброта, решительность и настойчивость, оперативная память, смысловая память и т.д. Столь сложные свойства индивида проявляются в соответствующей специфической деятельности, качество которой и зависит от этих особенностей личности.

Сложными общими способностями, которыми в той или иной степени наделены все люди, являются способности к общечеловеческим видам деятельности: труду, игре, учению, общению друг с другом, эстетической и нравственной деятельности. Каждая из входящих в эту группу способностей представляет собой сложную структуру свойств личности. Потому в реальной жизни в отличие от элементарных способностей, о которых говорят в единственном числе — «воля — как способность к достижению цели», «способность к мышлению» и т.д. — о сложных способностях говорят во множественном числе: «способности к учению, к труду» и т.д.

Сложные частные способности развивались в истории человечества сначала к ремеслам, а потом к профессиям. Их иногда называют профессиональными, специальными, особенными. Именно к ним относятся способности к оперативно-розыскной и следственной деятельности и т.п.

Неспособность к определенному виду трудовой деятельности являет определенной структурой личности, в которую входят отрицательные данной деятельности черты.

Высокие профессиональные показатели могут быть достигнуты работниками юридического труда с самыми различными психологическими структурами личности.

Иногда о способностях юристов говорят только тогда, когда они исключительные, или проявляются как одаренность, или приближаются к таланту. Одаренность — это совокупность ряда способностей, обуславливающая особенно успешную деятельность человека в определенной области выделяющая его среди других лиц, обучающихся или выполняющих деятельность в тех же условиях. Одаренность обычно проявляется в наличии разносторонних способностей.

Уровень и степень развития способностей у личности выражают понятие таланта и гениальности. Талантом называют такую совокупность способностей, которые позволяют получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, высоким совершенством и общественной значимостью. Способным и талантливым можно быть в самых разнообразных видах деятельности. Особенностью таланта является высокий уровень творчества при выполнении деятельности.

Гениальность — высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществить принципиально новое в той или иной сфере деятельности.

В психологии творчества выделяется особый вид способностей — творческие способности. Творчество — деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее. Оно ориентировано не на приспособление к сложившимся конкретно социальным, логическим, психологическим и т.д. установлениям, а на их преобразование, нередко связанное даже с риском. Творческие способности человека проявляются в любой деятельности — научной, художественной, политической, юридической и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 663; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.