Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и принципы управления




Тема 3.5. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста.

На современном этапе общественного развития проблемы управления, внедрения передовых управленческих технологий в жизнь общества, распространения демократических начал в системе управления, борьба с бюрократизмом, коррупцией приобретают особо актуальное значение, в том числе и в деятельности правоохранительных органов.

Сейчас, как никогда раньше, ощущается необходимость подведения под организационно-управленческие вопросы единой, более четкой правовой основы, исключающей самоуправство различных должностных лиц, их отрыв от народа, создание единой федеральной системы судебной власти, стройной вертикальной системы органов юстиции с выведением из-под влияния представителей местной власти различных субъектов Федерации, в целом — государственно-правового аппарата нового типа, основанного на высоком профессионализме работающих в нем людей, владеющих современной информационной технологией, правовыми знаниями, демократически контролируемых народом. Работать в таком аппарате должны лица, психологически подготовленные, хорошо владею­щие основами науки управления. Под углом зрения стоящих задач безотлагательного решения требует целый ряд вопросов, затрагивающих деятельность различных правоохранительных органов (повышение роли суда, ответственности прокуроско-следственных работников, сотрудников различных органов юстиции и т.д.), а также кадровое обеспечение правовой реформы.

 

Управление — это иерархически организованная, многоуровневая, взаимосвязано действующая система деятельности органов, должностных лиц, реализующих организационно-управленческие функции во имя достижения поставленных целей на основе подчинения нижестоящих органов вышестоящим.

Наряду с термином «управление» (менеджмент) широко применяется понятие «организация». Под этим понятием подразумевается, во-первых, некое структурное образование, т.е. организация; во-вторых, организация рассматривается как процесс взаимодействия людей, как одна из функций управления.

Организация, не способная выполнять на требуемом современно уровне управленческие функции, не может рассчитывать на успех, что полностью относится и к правоохранительным органам.

Началом признания управления в качестве самостоятельной научной дисциплины считается 1911 г., когда Ф.У. Тейлор опубликовал в США свою известную книгу «Принципы научного управления». Главная идея, содержащаяся в ней, состояла в том, что управление может внести существенный вклад в развитие и успех организации. Однако при всей новизне этой идеи автор упустил в ней один очень важный момент, который теперь принято называть человеческим (психологическим) фактором, в не меньшей мере влияющим на эффективность труда, чем само управление и организация. Поэтому объектами управления должны быть не только техника, производственные (технологические) процессы, но и сами люди, участвующие в них.

Данный пробел в теории и практике управления заполнил своими идеями французский инженер, крупный организатор производства А. Файоль, сформулировавший в конце 40-х гг. свои известные принципы управления, выделивший психологические факторы повышения эффективности труда. Такими принципами, по его мнению, являются:

— разделение труда, предполагающее специализацию участников трудового процесса, которые за счет этого могут выполнять работу, большую по объему и лучшую по качеству при тех же усилиях;

— полномочия и ответственность, предусматривающие право одних отдавать приказы, а других наделяющие ответственностью за их исполнение: где есть полномочия — там всегда возникает ответственность;

— дисциплина, содержанием которой является послушание и уважение к достигнутым соглашениям между организацией и ее сотрудниками, которая предусматривает справедливо применяемые санкции за их неисполнение;

— единоначалие, предполагающее, что работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника (руководителя);

— единство направления, состоящее в том, что каждая группа, действующая ради достижения одной общей цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя;

— подчинение личных интересов общим;

— вознаграждение персонала, предусматривающее справедливую оплату труда каждого члена организации за его службу (выполненную работу);

— централизация, предполагающая меры оптимального соотношения централизации и децентрализации, обеспечивающие наилучшие результаты профессиональной деятельности;

— иерархическая система должностных лиц, соответствующих подразделений от самого высокого до самого низшего уровня;

— порядок, т.е. «место для всего и все на своем месте»;

— стабильность рабочего места персонала, направленная на снижение текучести кадров, что должно обеспечивать высокую эффективность функционирования организации;

— инициатива, означающая творческую разработку плана и мер, обеспечивающих его успешную реализацию, которые должны придавать организации большую силу и энергию;

— корпоративный дух организации, являющийся результатом гармонии отношений ее персонала.

Именно поэтому, если мы говорим об особенностях деятельности юристов в системе правоохранительных органов, о необходимых предпосылках повышения эффективности их труда, следует уделять внимание не только их профессиональной подготовке, технической оснащенности, но и психологическим факторам, ибо «эффективное управление предполагает обязательное знание закономерностей человеческого поведения».

В настоящее время по отношению к управлению сформировались следующие подходы:

1. Процессный подход рассматривает управление как серию взаимосвязанных управленческих функций, позволяющих прогнозировать, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать, контролировать, оценивать, принимать решения, подбирать персонал и т.п.

Считается, что процессу управления присущи следующие основные функции: планирования, организации, мотивации и контроля.

Данные управленческие функции объединяются в одно целое в процессе коммуникации и принятия решений. Руководство (лидерство) в психологии управления рассматривается отдельно в качестве самостоятельного вида деятельности.

Итак, функция планирования. В контексте рассмотрения организационно-управленческой подструктуры правоохранительной деятельности уместно напомнить, что учеными-юристами (В.П. Антипов, Р.С. Белкин, А.Н. Васильев, А.М. Ларин, Г.Н. Мудьюгин, Н.И, Порубов, Л.А. Соя-Серко, Н.А. Якубович и др.) внесен большой вклад в разработку проблем планирования применительно к деятельности следователя, связанной с расследованием преступлений.

В основе содержания функции планирования лежат следующие процессы: оценка исходной ситуации, с которой начинается любая деятельность; определение задач, направлений, а также возможных препятствий на пути достижения поставленных целей; выбор способов решения стоящих задач.

Функция организации определяет, кто отвечает за выполнение тех или иных действий в осуществляемой деятельности, а также средства, с помощью которых планируется достижение поставленных целей.

Функция мотивации. Ее задача состоит в том, чтобы сформировать у субъектов деятельности внутренние побуждения, соответствующие их потребностям и задачам организации. В мотивационную сферу участников совместной деятельности могут входить различные побуждения: потребности в самой деятельности, в реализации своих возможностей, профессиональном росте, в самоутверждении личности и другие внутренние ресурсы личности.

Функция контроля призвана обеспечить достижение организацией поставленных целей в обозначенный отрезок времени путем сравнения достигнутого с ожидаемыми результатами для того, чтобы можно было своевременно внести поправки для устранения намечающихся отклонений от первоначально составленного плана еще до их появления.

2. Системный подход позволяет видеть в любой организации совокупность таких взаимозависимых элементов, как люди, различные структуры, соответствующие технологии, готовые успешно функционировать в условиях быстро меняющейся обстановки, решать задачи, которые призвана решать данная организация.

Наглядным примером реализации системного подхода в области правоохранительной деятельности служит построение и организация, к примеру, органов внутренних дел, занимающих одно из центральных мест в системе органов, обеспечивающих охрану порядка и безопасности в стране. Как писал Г.А. Туманов, «любой орган внутренних дел полностью соответствует всем признакам системного образования», поскольку он всегда состоит из различных структурных подразделений с их сотрудниками. Все они определенным образом связаны между собой в организационном и должностном отношении и строго индивидуальны.

Ситуационный подход заключается в том, что пригодность различных методов управления определяется конкретными обстоятельствами. Ситуационный подход позволяет увязывать те или иные приемы и методы деятельности с определенными конкретными ситуациями в целях достижения целей организации наиболее эффективным образом.

Иллюстрацией данного положения является изменившаяся в конце 60-х — начале 70-х гг. система изложения знаний из области криминалистической тактики и методики расследования преступлений, судебной психологии, когда рекомендации следователям стали разрабатываться и излагаться в криминалистической литературе применительно к различным следственным ситуациям (Р.С. Белкин, И.Ф. Герасимов, Л.Я. Драпкин, А.Н. Колесниченко, А.Р. Ратинов, А.Н. Селиванов и др.).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.