Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Судебно-психологическая экспертиза




Тема 4.2. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском судопроизводстве

В соответствии со ст. 195 УПК РФ судебная экспертиза назначается в случаях, предусмотренных п.3 ч.2 ст. 29 УПК РФ, если при производстве дознания, предварительного следствия и при судебном разбирательстве необходимы специальные знания. Решение следователя о назначении судебной экспертизы должно соответствовать ст.196 УПК РФ, которая предусматривает обязательное ее проведение для определения:

причины смерти;

характера и степени вреда, причиненного здоровью;

психического или физического состояния подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве;

психического или физического состояния потерпевшего, когда возникают сомнения его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания;

возраста подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнения.

Таким образом, закон обязывает следователя назначать судебно-медицинскую, судебно-психиатрическую, судебно-психологическую и комплексные экспертизы.

Предметом психологического исследования могут быть любые психологические особенности психически здоровых людей. Многие вопросы психологического содержания решаются следователем (работником доказывания) самостоятельно. Однако в особо срочных случаях, когда требуются специальные психологические исследования, необходимо назначать судебно-психологическую экспертизу (СПЭ). Объектом СПЭ является живой человек. Однако судебно-следственной практике известны случая проведения СПЭ в отсутствии человека, например, когда он умирает до суда. Посмертная экспертиза осуществляется только по материалам дела (протоколы допросов, дневники, записки, магнитофонные и видеозаписи и др.).

Судебно-психологическая экспертиза классифицируется в зависимости от правового статуса подэкспертного и разрешаемых вопросов. Процессуальное положение испытуемого позволяет выделить судебно-психологическую экспертизу свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого. Важнейшие виды судебно-психологической экспертизы — судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних и судебно-психологическая экспертиза совершеннолетних лиц для установления особенностей их психических явлений (психических процессов, состояний и свойств).

Поводом для назначения судебно-психологической экспертизы могут быть следующие обстоятельства:

устойчивые личностные особенности обвиняемого (подозреваемого), потерпевшего или свидетеля (отклонения в умственном развитии, не связанные с душевными заболеваниями или аномалиями склада характера);

возрастные психологические особенности (наличие сомнений, что возрастные психологические особенности искажают правдивость показаний);

психическое состояние лица во время совершения преступления (физиологический аффект, тревога, разочарование, обида, тоска, и др.);

необычное поведение лица в период расследование преступления (манера защищать свои интересы, активное фантазирование и др.);

сомнение в способности лица выполнять специфические действия, требующие определенных свойств и качеств во взаимодействии «человек-машина» (управление транспортом, операторская деятельность, контроль за интенсивными производственными процессами);

способствовавшие или располагавшие ксовершению самоубийства.

Ответственным моментом назначения судебно-психологической экспертизы является постановка вопросов. Правильность их зависит от объективной оценки сложившейся следственной ситуации. На разрешение судебно-психологической экспертизы обычно ставятся следующие вопросы:

1. Соответствие возраста психического развития хронологически достигнутому. Данный вопрос возникает при расследовании правонарушений, совершенных несовершеннолетними в период от 14 до 15 лет, в контексте решения вопроса об их правовой ответственности, и, как правило, в тех случаях, когда отсутствуют документы, подтверждающие их возраст. Изучая несовершеннолетнего преступника, следователь отмечает такие особенности его личности, как плохая успеваемость, преобладание в поведении мотивов детской шалости, бездумное отношение ксокрытию следов преступления, подчиненное положение среди сверстников, недопонимание обстановки расследования и др. В подобных ситуациях целесообразно проводить комплексные экспертизы (судебно-медицинские и судебно-психологические).

Иногда вопрос о соответствии психологического развития достигнутому возрасту возникает при внешне адекватной форме поведения, когда опыт противоправного поведения выделяется на фоне общего психосоциального инфантилизма.

2. Способность потерпевшей при изнасиловании понимать значение и характер совершаемых с ней действий, в определенных ситуациях оказывать сопротивление. Здесь в большинстве случаев речь идет о недостаточной ориентированности девушек 15 — 16 летнего возраста в обстоятельствах, создающих условия для совершения полового акта, в то время как о значении самого полового сношения у них имеются определенные представления. Будучи наедине с мужчинами или подростками и кокетничая с ними, они обычно не предполагают, что их поступки могут быть истолкованы как предрасположение к половой близости, поэтому оказывают сопротивление только в момент прямого преступного посягательства.

Значительно реже объектом экспертизы выступают девочки, воспринимающие изнасилование как действие, офизиологическом, моральном и социальном назначении которого у них нет ясного представления. Спомощью судебно-психологической экспертизы в указанной ситуации оценивается и степень добровольности вступления несовершеннолетних в половое сношение.

3. Способность детей давать правдивые показания становится объектом судебно-психологической экспертизы в тех случаях, когда на этих показаниях строятся существенные основания обвинения. Здесь поводом для назначения судебно-психологической экспертизы являются:

своеобразие личностных данных свидетеля или потерпевшего (особенности характера, степень владения речью и др.);

сомнения в способности лица воспринимать те или иные обстоятельства;

принципиальное несовпадение содержания показаний свидетеля или потерпевшего с другими материалами дела.

4. Неспособность взрослого человека правильно ориентироваться в преступной ситуации в силу недостаточности умственного развития служит объектомсудебно-психологической экспертизы достаточно редко. Как правило, речь идет осравнительно сложной для понимания обстановке, в которой оказывается олигофрен, хорошо приспособленный к обыденной жизни. Судебно-психиатрическая экспертиза обычно не располагает клиническими данными для признания его невменяемым, и суть решения зависит от специфики внешних обстоятельств, оценка которых выходит за пределы компетенции врача.

5. Находилось ли лицо в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта, стресса, фрустрации, депрессии и др.)?

Аффект — это состояние внезапно возникшего сильного душевного волнения, вызванного насилием, издевательством, тяжким оскорблением, длительной психотравмирующей ситуацией и др.

В психологии и психиатрии выделяют аффекты трех видов: физиологический, физиологический на патологической почве, патологический.

Психологи занимаются физиологическим аффектом. Физиологический аффект связывается с внезапно возникшим сильным, но кратковременным эмоциональным состоянием (душевным волнением), при котором происходит дезорганизация психической деятельности. Человек не теряет полностью понимания ситуации и совершаемых им действий, но практически не контролирует их.

Важнейшими признаками физиологического аффекта являются:

внезапность возникновения ( аффектвозникает внезапно против воли человека);

взрывоопасная динамика ( за малый промежуток времени состояние достигает высшего предела);

кратковременность (аффект исчисляется секундами и минутами);

интенсивность и напряженность протекания ( появляются дополнительные физические возможности);

дезорганизуюшее влияние на психическую деятельность (наблюдается сужение сознания до пределов психотравмирующей ситуации);

усиление двигательной активности (человек наносит множество ранений жертве);

вегетативные сдвиги (изменение цвета кожных покровов — побледнел, покраснел и т.д.);

последствием аффекта может быть частичная амнезия (не может сказать, куда и как наносил удары потерпевшему).

В динамике аффекта выделяют три последовательные стадии (фазы):

а) нарастание эмоционального напряжения;

б) эмоциональный (аффективный) взрыв;

в) спад (угасание) аффективного возбуждения.

Нарастание эмоционального напряжения характеризуется накоплением отрицательных эмоций в результате длящейся психотравмирующей ситуации, вызванной систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего. Процесс накопления отрицательных эмоций может протекать в течение многих месяцев и даже лет.

Нарастание эмоционального напряжения может произойти не только в процессе накопления, но и в результате мгновенной психической реакции на раздражитель (грубое, циничное оскорбление). Эмоциональный (аффективный) взрыв связан с ослаблением контроля своих действий, сужением сознания, концентрацией внимания на эмоционально значимых переживаниях и объекте раздражения. При эмоциональном взрыве (вспышке) все процессы происходят быстро, времени на оценку событий нет. Состояние обвиняемого характеризуется активным двигательным возбуждением, автоматизмом в движениях (повреждения жертве наносятся «куда попало», отличаются жестокостью и цинизмом). При эмоциональном взрыве у человека часто появляются дополнительные физические возможности (физически неразвитый человек наносит очень сильный и точный удар).

Спад (угасание) аффективного состояния характеризуется следующими особенностями:

снижается функциональный уровень личности (пассивный страх, жалость к потерпевшему, полное раскаивание и т.д.);

человек стремится объяснить содеянное эмоциональным состоянием;

после аффективного эмоционального взрыва человек не старается скрыть следы преступления, а если и пытается, то делает нелогично, сумбурно.

Чтобы определить, находилось ли лицо в аффективном состоянии, необходимо установить наличие всех трех стадий развития эмоционального состояния.

Судебно-психологическая экспертиза аффекта может ответить на следующие вопросы:

находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в аффективном состоянии, которое препятствовало полному осознанию значения своих действий?

если обвиняемый находился в состоянии аффекта, то в каком именно: физиологическом или патологическом?

существует ли причинная связь между психическим состоянием, в котором находился обвиняемый в предшествующий период, и его психическим состоянием в момент совершения преступного деяния.

Сильное душевное волнение проявляется и в других эмоциональных состояниях: стресса, тревоги, страха, фрустрации и др.

Судебно-психологическая экспертиза может ответить на вопросы:

если обвиняемый находился в эмоциональном напряжении или ином психическом состоянии, то какое влияние оно могло оказать на его сознание, поведение, способность руководить своими действиями и контролировать их?

находился ли обвиняемый в предшествующий совершению деяния период в состоянии повышенного нервно-психического напряжения, эмоциональной неустойчивости?

6. Имеются ли признаки, указывающие на наличие у умершего в период, предшествовавший смерти, психического состояния (депривации), предрасполагавшего к самоубийству.

Ответ на поставленный вопрос имеет основополагающее значение для экспертного заключения о наличии причинной связи этого состояния с действиями обвиняемого.

Судебная экспертиза такого психического состояния включает определение индивидуально-психологических особенностей, психологическую диагностику психического состояния. Кроме того, экспертное исследование включает этико-психологический анализ, особенности самосознания, индивидуальные черты испытуемого (характер, темперамент и др.).

Особое внимание при экспертизе уделяется мотивам, психологическому смыслу самоубийства. Существенное значение имеет тип суицида — рациональный (обдуманный) или аффективный (под воздействием интенсивных и значимых эмоций). Экспертиза позволяет установить инсценировки убийства под самоубийство.

Подобные вопросы возникают чаще всего в тех случаях, когда у родных и близких умершего или у работников следствия имеются основания обвинять конкретных лиц в действиях, унижающих достоинство, отличающихся жестокостью или сопровождающихся психосоциальными лишениями.

7. Способность допрашиваемого осуществлять свое право на защиту объектом судебно-психологической экспертизы в тех случаях, когда после явки с повинной или чистосердечного признания, зафиксированных на магнитофонной или видеомагнитофонной ленте, обвиняемый заявляет, что дал показания под психологическим давлением следователя. Задача экспертов заключается в том, чтобы, изучив личность допрашиваемого и магнитофонные (видеомагнитофонные) записи, оценить психологический фон взаимодействия следователя и обвиняемого для исключения внушения (суггестии).

8. Способность человека, находящегося в определенном эмоциональном состоянии, управлять техникой, руководить конкретными технологическими процессами. В результате нервно-психического напряжения либо происходит интенсификация деятельности, либо нарушается ее нормальное течение вплоть до полного прекращения. Наиболее типичны в таких случаях стрессовые состояния, способствующие нарушению выбора цели действий, затрудняющие оценку силы угрожающего факторы и т.д. Психофизиологическое перенапряжение влияет на быстроту реакции, в результате чего нарушается координация движений, теряется ориентировка.

Чаще всего перед экспертами-психологами ставят вопросы, могла ли сложившаяся ситуация вызвать изменения психологического состояния работника (водителя, пилота и др.), как изменение психологического состояния работника повлияло на качество выполнения им профессиональных функций. Причинами, способствующими возникновению подобных ситуаций, могут быть старение, утомление, болезнь, подавленность духа, аварии, критические обстоятельства и т.д. В задачу следователя по такого рода уголовным делам входит установление истинных психофизических ресурсов человека и сопоставление их с производственными параметрами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 893; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.