Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4.2. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском судопроизводстве 2 страница




Ответственность — соответствие поведения личности социально-нормативным требованиям, ее долгу и обязанностям, подчиненность поведения личности социальному контролю. Различаются внешние и внутренние формы контроля. Ответственность — необходимость выполнения объективных требований общества к личности и личности к обществу. Требования общества, принятые индивидом, становятся мотивационной основой социально значимого поведения. В истории человечества сформировался мощный механизм соотнесения поведения индивида с социальными требованиями — человеческая совесть. Ответственность каждого человека определяется исторически достигнутым уровнем ответственного поведения в данном обществе и субъективными возможностями. Чем шире полномочия и реальные возможности индивида, тем выше его ответственность — социальная обязанность подчинять свое поведение определенным стандартам. Юридическая ответственность — вид социальной ответственности, связанный с возможностью применения принудительной силы государства, зафиксированной в санкциях правовых норм.

Отчуждение — самопротивопоставление индивида окружающей его действительности, деперсонализация личности, отвержение индивидом базовых социальных ценностей — одна из основных предпосылок криминализации поведения.

Ощущение — психический процесс отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств (сенсорная чувствительность).

Память — процесс сохранения и организации опыта. В широком понимании включает в себя как приобретенную прижизненно, так и наследственную информацию — информационный фонд психической деятельности.

Паника массовая — безотчетный ужас, охватывающий толпу в экстремальных ситуациях, массовый страх перед реальной или воображаемой опасностью, нарастающий по механизму цикличности психического заражения, блокирующий способность к рациональной оценке ситуации, осуществление необходимых волевых действий. Возникает в угрожающей и малоинформативной ситуации.

Персерверация — навязчивое воспроизведение каких-либо мыслей, переживаний, намерений или представлений, симптом острого переутомления.

Перцепция социальная — особенности восприятия, понимания и оценки людьми социальных объектов (других людей, самих себя, социальных групп и общностей).

Плацебо-эффект — изменение в физиологическом или психическом состоянии субъекта после принятия плацебо — нейтрального вещества (таблетки), назначенного под видом сильно действующего средства.

Поведение — присущее живым существам адаптивное взаимодействие со средой, опосредованное психической и двигательной активностью. Поведение человека — основанная на природных предпосылках, но социально обусловленная, знаково (понятийно) опосредованная система действий, поступков, направленных на удовлетворение определенных потребностей. Поступок — социально значимое действие.

Поведение полезависимое — преимущественная ориентация индивида на текущие, ситуативно значимые объекты, концептуально неорганизованное поведение.

Позиция социальная — положение индивида или группы в системе социума, регламентирующее стиль их поведения (социальный статус).

Понимание — постижение значения и смысла какого-либо явления.

Порог ощущения — величина (сила) раздражителя, вызывающего или меняющего интенсивность ощущения (нижний и верхний абсолютные пороги, разностный порог).

Поступок — сознательный поведенческий акт, связанный с нравственным самоопределением личности; реализация поступка обусловлена определенным внутренним планом действия, включающим в себя намерение, прогнозирование определенного ожидаемого результата, выбор необходимых средств исполнения.

Потребность — источник человеческой активности, возникающий в результате рассогласования реального состояния индивида и оптимального для него состояния как биологического существа, представителя человеческого рода и индивидуальности.

Представления — образцы предметов, явлений и событий, возникающие в результате их припоминания или воображения. В отличие от образов восприятия представления несут в себе признаки обобщенности и, как правило, фрагментарны.

Предубеждение — установка, блокирующая адекватное отражение явлений.

Принятие решения — структурный, стартовый элемент сложного волевого действия, формирующий цель действия на основе преобразования исходной вероятностной информации, Выбор одного действия из ряда возможных действий, построение программы действия, определение способов достижения результатов действия — построение концептуальной модели действия.

Проблема — осознание субъектом познавательного вопроса исходя из анализа проблемной ситуации, порождение познавательного мотива, преобразование проблемной ситуации в познавательную задачу.

Проблемная ситуация — противоречивое соотношение обстоятельств, не имеющее однозначного решения, стартовое условие проблемного мышления, типы проблемных ситуаций требуют типовых решений.

Профессиография — описание системы требований, предъявляемых определенной профессией к психофизиологическим и психическим качествам индивида, основа профессиональной психодиагностики.

Психика — системное отражательно-регуляционное свойство высокоорганизованных живых организмов, обеспечивающее их приспособление к окружающей среде. Психика человека субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых осуществляется регуляция взаимодействия человека со средой. Идеальность образа связана с понятийным отражением.

Психические процессы — совокупность актов психической деятельности.

Психическая реабилитация — комплекс медико-психологических средств, направленных на восстановление или коррекцию нарушенных психических функций, личностного статуса травмированного индивида.

Психическое здоровье — состояние психического благополучия, обеспечивающее адекватную психическую саморегуляцию индивида (соответствие субъективных психических образов действительности, психических реакций внешним раздражителям, их объективному значению, адаптированность в межличностном взаимодействии, способность к рациональному целеполаганию и целеустремленным действиям, приверженность базовым социальным ценностям).

Психическое состояние — временное, текущее своеобразие психической деятельности индивида, обусловленное предметом и условиями его деятельности, отношением к этой деятельности. Различаются мотивационные, волевые, эмоциональные состояния, а также состояния, связанные с различным уровнем организованности сознания (оптимальный уровень сознания, состояние утомленности, переутомленности и запредельного торможения).

Психогенетика — область психологии, пограничная с генетикой, изучающая генезис (происхождение) психологических особенностей индивида, взаимосвязь генотипа и среды его формирования.

Психогении — расстройства психики в результате психических травм (психические срывы).

Психоделические состояния — изменения сознания, вызванные психофармакологическими веществами, нередко приводящие к личностным сдвигам, глубоким перестройкам мотивационной сферы.

Психодиагностика — область психологии, разрабатывающая методы и процедуры выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Психоз — глубокое, патологическое нарушение психики.

Психологическое время — субъективное определение временных отношений между личностно значимыми событиями, субъективные особенности оценки времени.

Психология — наука об общих закономерностях развития и функционирования психики и индивидуально-типологических особенностях ее проявления, наука об общих закономерностях взаимодействия человека со средой.

Психопатии — патология характера, препятствующая адекватной адаптации индивида в социальной среде.

Психосексуальная ориентация — направленность полового влечения и предпочитаемые способы его реализации.

Психосемантика — область психологии, изучающая генезис, структуру и функционирование индивидуальной системы значений, моделирующая категориальную структуру индивидуального сознания (семантическое пространство личности).

Психосоматика — область медицинской психологии, изучающая влияние психических факторов на возникновение и течение соматических заболеваний.

Психотерапия групповая — использование психотерапевтических средств для оптимизации межличностных отношений в группе, приемов релаксации — психологической разгрузки.

Психотропные средства — химические соединения и природные продукты, влияющие на изменение психики: успокаивающие (аминазин, седуксен и др.), стимулирующие активность (кофеин, фенамин и др.), дезорганизующие и т. п.

Психофизиология — наука, изучающая психические явления в их единстве с нейрофизиологическими процессами.

Рассудок — функция интеллекта (ума), обеспечивающая приспособление индивида к типичным ситуациям, решение им утилитарных задач, функционирование ума в пределах имеющегося опыта и знаний. Выход за пределы знаний и формирование новых понятий осуществляется разумом. Рассудок и разум — понятия, отграничивающие различные функции единого интеллекта — умственных возможностей индивида.

Рационализация — защитный механизм самосокрытия истинных мотивов поведения субъекта

Рейтинг — субъективная оценка явления по заданной шкале.

Релаксация — уменьшение напряжения, расслабление. (Произвольное расслабление может быть вызвано принятием удобной спокойной позы, расслаблением мышц, представлением идиллических картин.)

Реминисценция — более полное и точное воспроизведение сохранённого в памяти материала по сравнению с его первичным воспроизведением.

Рефлексия — самопознание субъектом своих психических состояний и состояний других людей (размышление за другого), процесс зеркального многократного взаимоотражения субъектов общения.

Рецепция — трансформация энергии внешнего воздействия в нервный процесс возбуждения.

Ригидность — негибкость, пониженная способность к изменению ранее сформированной программы, жестокость, неизменяемость ранее занятой позиции. Различаются когнитивная ригидность (трудность перестройки восприятия и представления в измененных условиях), аффективная ригидность (косность эмоциональных откликов) и мотивационная ригидность.

Роль социальная — социальная функция личности, ее соответствие определенным институцианализированным требованиям, социальным ожиданиям, модель поведения, объективно заданная положением личности в обществе. Будучи формально-стереотипной, социальная роль выполняется индивидуальным стилем.

Саморегуляция — целесообразная самоорганизация поведения: формирование значимых целей, учет условий деятельности, реализация последовательной программы действий, ориентация на объективные критерии успешности деятельности, объективная оценка реально достигаемых результатов.

Самосознание — представление индивида о своих взаимосвязях со средой.

Сензитивность — повышенная чувствительность индивида к затрагивающим его событиям, повышенная тревожность, ксенофобия (боязнь нововведений), акцентуация характера в направлении комплекса неполноценности.

Сенсибилизация — повышение сенсорной чувствительности в результате упражнений, приобретения опыта, ожидания значимого сигнала. Компенсаторная сенсибилизация — повышение чувствительности некоторых анализаторов при повреждении других анализаторов.

Сенсорная депривация — продолжительное лишение сенсорных впечатлений, вызывающее состояние апатии и депрессии.

Сигнальные системы — первая и вторая, сенсорная (чувственная) и знаковая (словесно-понятийная).

Сила нервной системы — предел работоспособности центральной нервной системы.

Совесть — способность личности осуществлять нравственный самоконтроль.

Совместимость межличностная — взаиморасположение партнеров по ощущению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании — сходстве и взаимодополнительности — их психических качеств, ценностных ориентации и способов деятельности, высокий уровень взаимопонимания, взаимоуважения и симпатии. Особое значение приобретает в экстремальных уровнях жизнедеятельности.

Сознание — высшая форма психики, присущая человеку, характеризующаяся категориально-ценностным отражением действительности.

Социализация — процесс становления социальных качеств личности, интернализация (присвоение) ею социальных ценностей (значений), норм и образцов поведения, присущих данному обществу. Осуществляется в процессе целенаправленного (обучение и воспитание) и стихийного воздействия.

Социальная психология — отрасль психологии, издающая закономерности поведения и деятельности людей в условиях социального взаимодействия, психологические особенности жизнедеятельности организованных и неорганизованных социальных общностей.

Социально-психологическая компетентность — способность индивида взаимодействовать с окружающими его людьми, рвение ориентироваться в социальной обстановке, адекватно отражать психические особенности и состояния других людей, выбирать оптимальные способы общения с ними, способность к социальной коммуникации.

Социограмма — графическое изображение математически обработанных результатов, полученных с помощью социометрического теста при исследовании межличностных отношений в малой группе (отображение взаимных симпатий и антипатий между различными членами группы).

Специальная психология — отрасль психологии, изучающая людей с отклоняющимся психическим развитием: психологию слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология) умственно отсталых (олигофренопсихология).

Способности — индивидуально-психологические возможности личности в различных видах деятельности. Различаются общие и специальные способности, элементарные и сложные. Развитие способностей базируется на природных психофизиологических особенностях индивида — его задатках. Задатки многозначны, возможно их компенсаторное взаимозамещение.

Страсть — сильное и очень стойкое чувство приверженности к какому-либо объекту, слияние волевых и эмоциональных компонентов психической регуляции, движущая сила как низменных, так и великих дел.

Страх — острая негативная эмоция, возникающая в обстановке угрозы биологическому или социальному благополучию индивида; имеет различные степени интенсивности: опасение, боязнь, испуг, ужас (аффект). В случае неопределенности источника опасности возникает состояние тревоги, воображение неблагополучного развития событий, беспредметный страх, побуждающий к повышенной ориентировке в среде. Повышенная тревожность дезорганизует психическую деятельность. Страх, достигающий силы аффекта (ужас, паника), способен навязать биологические стереотипы поведения (оцепенение, бегство, повышенная агрессивность). Многие проявления страха социально обусловлены (страх осуждения, потери престижа, социальной изоляции). Повышенная склонность к страху — явление дезадаптивное. В ряде случаев необходимо подавление страха, про явление самообладания, подчинение себя волевым самоприказам.

Стресс — конфликтное эмоциональное состояние, психическое перенапряжение в острой, опасной ситуации, первоначально вызывающей шоковое состояние, а затем состояние резистентности — максимальной мобилизации усилий для выхода из этой ситуации. Различается стресс физиологический и психологический. Последний подразделяется на информационный (информационные перегрузки) и эмоциональный с тремя разновидностями реакций (импульсивной, тормозной и диффузной). Стресс может быть мобилизующим (австресс) и демобилизующим (дистресс).

Стыд — эмоция, возникающая у социализированной личности в результате несоответствия ее поведения социальным нормам, разделяемым самим индивидом; переживается как острое самообвинение. Стремление к избеганию этого состояния — мощный стимул к социально одобряемому поведению. Люди имеют разные пороги стыда — от повышенной стыдливости до бесстыдства, что обусловлено их ценностными ориентациями, уровнем самоконтроля, отношением к данному социальному окружению. Стыд — фундаментальная социальная эмоция — чувство, лежащее в основе внутреннего социального самоконтроля личности.

Темперамент — характеристика индивида с точки зрения динамики протекания его психической деятельности — скорости и интенсивности реакций, эмоциональных и энергетических особенностей поведения, невротизма, интровертизма-экстравертизма.

Толпа — бесструктурное, социально неорганизованное множество людей, связанных между собой общей направленностью сознания на один и тот же объект и сходным эмоциональным состоянием, распространяющимся по механизму психического заражения. Поведение людей в условиях толпы отличается примитивностью, резким снижением самоконтроля, возрастанием чувства безнаказанности и вседозволенности, возрастанием агрессивных побуждений.

Установка — готовность к упрочившимся стереотипным действиям в типовых для данной личности ситуациях. Различаются смысловые, операциональные и другие виды установок.

Фрустрация — конфликтное эмоциональное состояние, вы званное непреодолимыми для данного индивида трудностями препятствиями к достижению цели, крушением планов, крахом надежд, переживание крупной неудачи. Устойчивость к фруст-раторам, перенесению трудностей называется толерантностью

Характер — совокупность устойчивых ценностно-ориента-ционных и поведенческих качеств личности, тип поведения личности.

Экспрессия — выразительность, сила внешнего проявления чувств (в мимике, пантомимике, интонациях и жестах).

Экстраверсия-Интроверсия — характеристика индивидуально-психологических особенностей в зависимости от направленности личности либо на мир внешних объектов, либо на явления собственного субъективного мира.

Эмоции — импульсивная реакция, отражающая отношение индивида к значимости воспринимаемого им явления, интуитивное определение связи данного явления с удовлетворением или неудовлетворением потребностей субъекта. Эмоции связаны с вегетативными реакциями, уровнем энергетического обеспечения различных экстренно-адаптивных ("аварийных") действий.

Эмоциональность — свойство индивида, характеризующее преимущественное содержание, качество и динамику его эмоциональных состояний. Содержательный аспект эмоций определяет круг объектов, имеющих для индивида повышенную эмоциональную значимость. Качественные особенности эмоциональности свидетельствуют о преобладании в жизнедеятельности индивида положительных или отрицательных эмоций. К динамическим особенностям эмоциональности относятся особенности их возникновения, протекания и прекращения, их экспрессия. По совокупности эмоциональных особенностей индивида устанавливается его эмоциональный тип.

Эмпатия — способность к постижению эмоционального состояния другого человека, эмоциональная рефлексивность индивида. Полное отсутствие эмпатии — эмоциональная тупость — одна из предпосылок жестоких насильственных преступлений.

Эффект ореола — общее оценочное впечатление о человеке в зависимости от его социального статуса в условиях дефицита информации о нем, доминирование первого впечатления о человеке при последующем взаимодействии с ним.

Я-концепция — концептуальная система представлений индивида о самом себе, образ собственного Я, определяющий отношение индивида к самому себе и другим людям, самосознание индивида.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Федеральное агентство по образованию

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»

 

Кафедра юридической психологии и правоведения

 

 

Утверждаю

Проректор

по учебно-методической работе и УМО

д.э.н., профессор

____________ Малюк

______ ____________ 2009 г.

Рег. №.

 

рабочая Программа

 

дисциплины

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.