Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционная система государственных органов РФ




Федеративное устройство РФ

Третья глава Конституции РФ определяет федеративное устройство России. Она фиксирует основные принципы и признаки федерации, компетенцию Российской Федерации, называются субъекты РФ, определяются вопросы, относящиеся к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

Основными принципами федеративного устройства России являются государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов, равноправие и самоопределение народов РФ, равноправие субъектов РФ.

Признаками федеративного устройства РФ являются суверенитет на всей территории и верховенство федеральной Конституции и федеральных законов, единые федеральные органы государственной власти, единое гражданство РФ, единый государственный язык, единые вооруженные силы и денежная единица.

Статьи главы Конституции четко разграничивают компетенцию предметов ведения РФ, совместное ведение РФ и субъектов РФ.

Особенностью национально-государственного устройства РФ является совмещение национальной и территориальной основ его структурной организации. В Конституции РФ субъектами государства провозглашаются не только национально-государственные образования (республика - 21, автономная область - 1, автономный округ – 4, 9 краев), но и административно-территориальные единицы (область - 46 и города Федерального значения - 2). Совмещение территориального и национального принципа построения федерации – явление новое в государственном устройстве и требует своего дальнейшего осмысления и закрепления в законодательных актах, так как здесь еще много противоречий и неясностей, как в теории, так и на практике. Равноправными правами могут обладать однопорядковые (тождественные) субъекты. Различные виды субъектов не могут обладать равными правами.

В мае 2000 года Указом Президента РФ, с целью укрепления исполнительных органов государственной власти, было создано 7 Федеральных округов. В настоящее время организован 8-й Федеральный округ.

Главы 4-7 Конституции РФ определяют систему государственных органов РФ, которые подразделяются на органы законодательной власти, органы исполнительной власти (федеральные и региональные), органы судебной власти. Особую группу государственных органов, не относящихся ни к одному из ранее названных видов органов государственной власти, составляют органы прокуратуры.

Порядок избрания выборных государственных органов определяется конституционно-правовыми нормами. Граждане РФ участвуют в выборах на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы обязательно должны быть альтернативными и проводиться на многопартийной основе. Право избирать имеют граждане, достигшие 18 лет. Не имеют право избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

При выборах в законодательные органы власти минимальный возраст кандидата определяется в 21 год, в 30 лет – при выборах главы исполнительного органа государственной власти (Президента) субъекта РФ. Кандидат в Президенты РФ должен иметь минимальный возраст 35 лет.

Помимо возрастного ценза кандидаты в органы исполнительной власти должны иметь определенный ценз проживания на данной территории и иметь российское гражданство.

Главой государства является Президент РФ. Он является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент не включен в ветви власти, но способен воздействовать на них. Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, участвует в законодательном процессе. Является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил РФ. Формирует и возглавляет Совет безопасности. Решает вопросы правового положения личности, награждения, присвоения званий, осуществляет помилование.

В сфере деятельности органов исполнительной власти компетенцией Президента РФ является назначение, с согласия Государственной Думы, Председателя Правительства и Центрального Банка РФ, как и принятие решения об их отставке. Назначение на должность и освобождение от должности по предложению Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Формирование Совета Безопасности РФ и руководство им. Формирование Администрации Президента РФ. Назначение и освобождение полномочных представителей Президента РФ в субъектах РФ. Назначение и освобождение высшего командования Вооруженных сил РФ. Назначение и отзыв после соответствующих консультаций дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях.

Имеет большое влияние Президент РФ и на организацию и деятельность законодательной власти. Он назначает выборы в Государственную Думу в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом, имеет право ее роспуска. Вносит законопроекты в Государственную Думу. Подписывает и обнародует федеральные законы, назначает референдум. Обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики РФ.

Являясь Верховным главнокомандующим Вооруженными силами страны, Президент утверждает военную доктрину РФ, вводит на территории РФ или ее части военное положение в случае агрессии против РФ, или чрезвычайное положение.

Закрепляет Конституция и отношения Президента с судебной властью, прокуратурой. Он представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховного и Арбитражного судов РФ. Назначает судей других федеральных судов. Вносит в Совет Федерации предложение о назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.

Решает Президент и некоторые вопросы конкретной личности – решение вопросов гражданства, предоставление политического убежища, награждение государственными наградами, присвоение почетных и высших воинских, специальных званий.

Президент РФ издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ.

Президентом страны может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более 2-х сроков подряд. Один срок занимаемой должности – 6 лет. Выдвигать кандидатов на должность Президента вправе политические партии, избирательные блоки и непосредственно избиратели (не менее 500 граждан). В поддержку кандидата собирается не менее 2 миллионов подписей. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тыс. подписей избирателей.

Выборы Президента должны быть альтернативными. Они признаются состоявшимися, если в них приняло участие свыше 50 % граждан, внесенных в списки избирателей.

Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не набрал требуемый процент голосов избирателей в свою пользу, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.

В соответствии со ст. 91 Конституции Президент обладает неприкосновенностью.

Конституция предусматривает возможность прекращения исполнения полномочий президента досрочно в трех случаях: его добровольной отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои обязанности, отрешения от должности. Исполняющим обязанности Президента является Председатель правительства РФ. Выборы нового Президента должны состояться не позднее 3 месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Процедура отрешения от должности достаточно сложна. С инициативой отрешения Президента от должности могут выступить не менее 1/3 депутатов Государственной Думы, при наличии заключения специальной комиссии, образованной Думой. (Где обосновываются обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления). В самой процедуре отрешения задействованы обе палаты Федерального Собрания, Конституционный Суд, Верховный Суд. Государственная Дума выдвигает обвинение, которое должно быть подтверждено заключением Верховного Суда. Конституционный Суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Федеральное Собрание отрешает Президента от должности 2/3 голосов от общего числа членов в каждой из палат. Решение должно быть принято в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента (см. ст. ст. 92, 93).

Парламентом РФ является Федеральное Собрание. Оно состоит из 2-х палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от субъекта РФ – один от законодательной, один от исполнительной власти (см. ст. ст. 95, 96 Конституции РФ). Одно и тоже лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы.

К ведению Совета Федерации (согласно ст. 102 Конституции РФ) относится – принятие или отклонение федеральных законов, принятых Государственной Думой. Участие в принятии поправок к Конституции РФ. Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Назначение выборов Президента РФ. Отрешение Президента РФ от должности. Утверждение изменений границ между субъектами РФ. Утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения. Разрешение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами ее территории. Назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, судей Верховного Суда РФ, судей Высшего Арбитражного суда РФ, Генерального прокурора РФ (по представлению Президента).

Основной формой работы Совета Федерации являются его заседания. Они проводятся в период с 1 октября по 31 июля не реже одного раза в три недели.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. С 2007 г. они избираются на основе системы пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу. По этому списку проходят кандидаты в депутаты, партии которые набрали свыше 7 % голосов избирателей. (В настоящее время этот процент, возможно, будет понижен). Переходить депутатам из одной партии в другую запрещено.

К ведению Государственной Думы относится контроль за исполнением федерального бюджета. Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека. Решение вопроса о доверии Правительству РФ. Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ (по представлению Президента). Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ. Принятие федеральных законов в рамках ее компетенции. Объявление амнистии.

Решением Президента РФ Государственная Дума может быть распущена. Конституция определяет три случая роспуска Президентом Государственной Думы (ст. ст. 111, 117). После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ и распускает Государственную Думу; при повторном выражении вотума недоверия Государственной Думой Правительству, Президент РФ объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу; Председатель Правительства РФ ставит перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы. В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее 4 месяцев с момента ее роспуска.

Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ. В течение первого года ее работы и за шесть месяцев до окончания срока полномочия Президента РФ. В период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения.

Законодательство предусматривает возможность досрочного прекращения полномочий депутата Совета Федерации и Государственной Думы (письменное заявление депутата о сложении полномочий; выезд депутата на постоянное жительство или работу за пределы РФ; утраты депутатом гражданства РФ; вступление в законодательную силу обвинительного приговора суда; признание депутата недееспособным, решением суда; смерти депутата). Для депутата Государственной Думы существует еще несколько оснований досрочного прекращения полномочий (избрание или назначение депутата на должность, занятие которой по Конституции несовместимо со статусом депутата Государственной Думы; избрание его депутатом иного представительного органа государственной власти или органа местного самоуправления; поступление депутата на государственную службу или на оплачиваемую работу, если эта работа не является преподавательской, научной или иной творческой деятельностью; работа депутата в качестве предпринимателя лично или через доверенных лиц, в том числе и участие в управлении коммерческой организацией; досрочного роспуска Государственной Думы Президентом РФ).

Государственная Дума собирается на сессии – весенние (с 12 января по 20 июня) и осенние (с 1 сентября по 25 декабря).

Согласно Конституции РФ (ст. 110), исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ. Акты Правительства обязательны для исполнения на всей территории РФ (ст. 115 Конституции).

В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры.

Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Ряд министров (силовых ведомств) назначаются непосредственно Президентом РФ и подотчетны ему лично.

Основные направления деятельности Правительства определяются сферой управления экономикой. Деятельностью в сфере социальной политики. Обеспечением законности, прав и свобод граждан. Работой по обеспечению обороны страны и государственной безопасности. Реализацией внешней политики РФ и т.д.

Контроль за работой Правительства осуществляется со стороны Государственной Думы. Формы контроля – рассмотрение вопроса о доверии Правительству по инициативе Государственной Думы или самого Правительства; парламентские слушания комитетов и комиссий Государственной Думы по вопросам деятельности федеральных органов исполнительной власти; контроль за исполнением федерального бюджета Счетной палатой; отчет Правительства об исполнении федерального бюджета.

Конституция предусматривает возможность отставки Правительства РФ – в связи с истечением срока полномочий; Правительство само подает в отставку и Президент РФ принимает ее; Президент РФ по собственной инициативе принимает решение об отставке Правительства; Государственная Дума выражает недоверие Правительству и Президент РФ объявляет об отставке Правительства. Председатель Правительства ставит перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству и Дума отказывает ему в доверии (см. ст. 117).

Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 946; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.