Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологическое право РФ




 

За весь период своего развития общество неизбежно оказывало воздействие на окружающую среду. Зачастую это влияние отрицательно влияли и на человека, и на природные объекты. Именно поэтому потребовался комплекс мер по обеспечению рационального использования последних, а также по их сохранению, и, если необходимо, восстановлению.

Слово «экология» в переводе с греческого означает «наука о доме». Термин «экология» впервые был введен немецким ученым – биологом Геккелем в конце XIX века. Именно поэтому изначально экология развивалась в рамках биологической науки.

В настоящее время под экологией понимается совокупность знаний о природных системах, включающих в себя живые организмы, методах и принципах управления такими системами, направленными на сохранение, восстановление и рациональное их использование в рамках среды обитания человека.

Окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов (Ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»)

В развитом государстве процесс осуществления общественных отношений должен быть урегулирован с правовой точки зрения.

Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Экологическое право представляет собой: 1) отрасль права, 2) науку, 3) учебную дисциплину.

Как отрасль права экологическое право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественных отношения в сфере взаимодействия природы и общества в целях сохранения, восстановления и рационального использования природных систем и их элементов.

Экологическое право как наука – система развивающегося знания о взаимном воздействии природы и человека, общества и поиск оптимальных путей для такого взаимодействия.

Как учебная дисциплина экологическое право – это система научных положений об экологическом праве, изучаемая в учебных заведениях.

Самостоятельность отрасли права определяется наличием собственного предмета и метода.

Предметом экологического права являются общественные отношения в сфере взаимодействия человека (общества) и природы:

а) в области охраны природных систем (природоохранное право);

б) в области предоставления отдельных природных ресурсов субъектам (природопользование);

в) в сфере права собственности на природные ресурсы;

г) в сфере защиты экологических и законных интересов физических и юридических лиц.

Основными методами правового регулирования экологического права являются:

экологизации (глобальность задачи по охране окружающей среды в о всех сферах общественных отношений);

императивный (предполагающий установление запретов на совершение конкретных действий, неравное положение взаимодействующих субъектов по схеме «власть-подчинение»);

диспозитивный (основан на равном положении сторон при взаимодействии).

Объектами экологического права являются:

- земли, недра, почвы;

- поверхностные и подземные воды;

- леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

- атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство (ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию, согласно положениям законодательства, подлежат охране в первоочередном порядке.

Под естественной экологической системой понимается объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией.

Природный комплекс – это комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками.

Природный ландшафт – это территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях.

Объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники подлежат особой охране. К ним, в частности, относятся государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы и др.

Основными принципами охраны окружающей среды (принципами деятельности, оказывающими воздействие на окружающую среду) являются:

- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

- научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

- ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

- платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

- независимость контроля в области охраны окружающей среды;

- презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

- обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

- сохранение биологического разнообразия;

- обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

- соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

- организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

- участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

- международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды и др.

Источниками экологического права являются:

1) международные акты

2) Конституция РФ (ст. 9, 41,42,71,72);

3) законы (ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», ФЗ РФ «Об экологической экспертизе», ФЗ РФ «Об охране атмосферного воздуха» и др.);

4) подзаконные акты (Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики");

5) законодательство субъектов РФ (Закон Курской области от 5.07.1997 г. № 16-ЗКО «Об экологической безопасности»);

6) акты местного самоуправления (Постановление Администрации г. Курска от 1.06.2005 г. № 1469 «О муниципальном экологическом контроле города Курска»).

Экологические правоотношения – это общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия природы и общества, урегулированные нормами экологического права.

Субъектами экологических правоотношений выступают:

- государство в лице соответствующих органов;

- органы местного самоуправления

- юридические лица

- физические лица

Органы государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды имеют следующие полномочия:

обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации;

разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;

разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации;

объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории Российской Федерации;

координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;

установление порядка обращения с радиоактивными отходами и опасными отходами, контроль за обеспечением радиационной безопасности;

подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;

установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;

установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

организация и проведение государственной экологической экспертизы;

взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды и др.

В сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды к вопросам местного значения городских, сельских поселений, муниципального района, городского округа относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В области охраны окружающей среды в соответствии со статьей 11 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» граждане имеют права:

- на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия,

- на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

- создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

- направлять обращения в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

- принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды;

- выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении;

- предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде и др.

Кроме широкого круга правомочий закон наделяет граждан и обязанностями в области охраны окружающей среды:

- сохранять природу и окружающую среду;

- бережно относиться к природе и природным богатствам;

- соблюдать иные требования законодательства.

Правомочия юридических лиц закон подразделяет его на правомочия некоммерческих организаций, в том числе общественных, и деятельность коммерческих юридических лиц в сфере экономического регулирования вопросов охраны окружающей среды.

Методами экономического регулирования в области охраны окружающей среды являются:

- разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;

- разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;

- разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

- установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

- установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

- проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;

- проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

- предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;

- возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде и др.

В соответствии с ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы негативного воздействия на окружающую среду:

- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

- загрязнение недр, почв;

- размещение отходов производства и потребления;

- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Формами охраны окружающей среды выступают:

1. мониторинг окружающей среды;

2. экологическое нормирование;

3. экологическая экспертиза;

4. экологическая сертификация;

5. экологический аудит;

6. экологический контроль.

Мониторинг окружающей среды представляет собой систему долгосрочных наблюдений, их анализ, дача оценки и выработка прогноза состояния окружающей среды.

Информация, полученная при осуществлении государственного мониторинга окружающей среды, используется органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для:

- разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений,

- разработки федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации,

- целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации и мероприятий по охране окружающей среды.

Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Мероприятия по разработке нормативов в области охраны окружающей среды включают в себя:

- проведение научно-исследовательских работ по обоснованию нормативов в области охраны окружающей среды;

- проведение экспертизы, утверждение и опубликование нормативов в области охраны окружающей среды в установленном порядке;

- установление оснований разработки или пересмотра нормативов в области охраны окружающей среды;

- осуществление контроля за применением и соблюдением нормативов в области охраны окружающей среды;

- формирование и ведение единой информационной базы данных нормативов в области охраны окружающей среды;

- оценку и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения нормативов в области охраны окружающей среды.

Экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

В Российской Федерации в соответствии с ФЗ РФ «Об экологической экспертизе» осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

Экологическая экспертиза основывается на принципах:

- презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

- обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

- комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

- обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

- достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

- независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

- научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

- гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

- ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров

ФЗ РФ «О техническом регулировании» указывает, что безопасной продукцией, процессом производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации являются те, которые находятся в состоянии, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Экологическая сертификация проводится в целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации.

Экологическая сертификация может быть обязательной или добровольной.

Экологический аудит - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.

Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Государственные инспектора в области охраны окружающей среды имеют право:

- посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности,;

- проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;

- проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;

- проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;

- предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

- привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и др.

Юридическая ответственность за правонарушения в области экологического права – это отношения между властными органами и лицом, совершившим экологическое правонарушение, выражающиеся в применении к нарушителю карательных мер, предусмотренных законом.

Экологическое правонарушение – это виновное, противоправное деяние, нарушающее нормы экологического права, причиняющее вред окружающей природной среде, здоровья человека.

Под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

 

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение экологического права, определите его предмет и метод.

2. Каковы принципы охраны окружающей среды?

3. Охарактеризуйте источники экологического права.

4. Какие права и обязанности граждан в области экологического права вы знаете?

5. Перечислите и охарактеризуйте основные формы охраны окружающей среды.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Идеи и ценность правовой государственности стали одним из главных ориентиров для всего процесса преодоления сложившегося в России тоталитарного социализма и осуществления радикальных политических и экономических преобразований. Три основные аспекта правовой государственности нашли свое признание и нормативное закрепление в Основном законе страны – Конституции РФ: гуманитарно-правовой (права и свободы человека и гражданина), нормативно-правовой (конституционно-правовая природа и требования ко всем источникам действующего права) и институционально-правовой (система разделения и взаимодействия властей).

Конституционные положения о правах и свободах человека и гражданина имеют двоякое значение: эти положения значимы не только в плане проблем индивидуальной правоспособности и права субъектности, но в качестве исходных правовых начал имеют одновременно и всеобщее регулятивное значение и выступают как общеобязательный правовой стандарт и конституционное требование к правовому качеству нормативных актов, к организации деятельности всех ветвей государственной власти и должностных лиц.

Задача формирования гражданского общества и правового государства в современной России требуют должного развития правовой культуры и правосознания населения. В правовом государстве право перестает быть средством воплощения воли правящей элиты и становится мерилом жизни и для граждан, и для государства.

Авторы выражают надежду, что данное учебное пособие поможет выпускникам университетов, будущим руководителям промышленности и экономики в их профессиональной деятельности, в их взаимоотношениях с подчиненными, что, безусловно, внесет свой вклад в повышение уровня правовой культуры населения страны.

 

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1248; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.