Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие типы высшей нервной деятельности 3 страница




Большой вклад в разработку принципов психологии внесли философские науки, и прежде всего разработка основного во­проса философии, общих законов диалектики, ведущих катего­рий философии (количества, качества, меры, необходимости и случайности, причины и следствия, истины и ее критериев, раз­вития, движения, взаимосвязи, категории материи, материаль­ного и идеального), теории познания и т.д. В этом смысле плюра­лизм подходов к пониманию психического, многообразие психологических школ в значительной степени объясняются свое­образием философских позиций, пристрастий психолога-иссле­дователя.

Большое влияние на понимание психического и разработку принципов психологии оказали физиологические науки, и преж­де всего физиология мозга, физиология высшей нервной деятель­ности.

К числу других наук, оказавших влияние на понимание психи­ческого, его истоков и своеобразия, в первую очередь относятся педагогика, экономика, социология, политология, этика, эсте­тика, юриспруденция. Все эти науки изучают относительно само­стоятельные сферы жизни и деятельности людей, оказывающие влияние на формирование и развитие их психики.

Законы, действующие в этих сферах, обладают относитель­ной самостоятельностью, хотя и испытывают взаимовлияние на особенности своего проявления. Это важно понимать при учете взаимодействия законов психологии и социальной сферы жизне­деятельности людей, законов их биологии. Так, по поводу взаи-

модействия законов социальной жизни и биологии человека А. Н.Леонтьев заметил: то, какая пища попадает в желудок чело­века, обусловлено социальными обстоятельствами, условиями его жизни и т.п., но процесс пищеварения, ее переработки в желуд­ке происходит по законам физиологии пищеварения. И понятно, что качество, состав и количество того, что попадает в желудок человека, может существенно повлиять на проявление законов физиологии пищеварения, привести к нарушениям в организме, в нервной системе человека, к своеобразию формирования и про­явления его психики.

Опираясь на философские, естественно-научные и другие на­учные основы, отечественная психология сформулировала следу­ющие основные ведущие методологические принципы, опреде­ляющие ее позиции в понимании психики и подходы к ее изучению и формированию.

Принцип отражения, раскрывающий понимание сущности пси­хического и его основных функций, уровней в развитии психи­ки человека. По мнению А. Н. Леонтьева, в психике нет ни грана того, что не было бы отражением. Очевидно, что своеобразие психики человека, этой особой формы отражения, обусловлено многими обстоятельствами, среди которых ведущую роль игра­ют следующие: особенности самой объективной реальности, вос­принимаемой как с помощью органов чувств человека (через первую сигнальную систему, в том числе и через экстрасенсори­ку), так и с помощью языка, речи (через вторую сигнальную систему); состояние головного мозга, физического и психичес­кого здоровья человека; содержание и состояние его психики.

Особенности психического отражения более подробно рассмот­рены в одной из предыдущих глав данного учебника.

Принцип детерминизма, объясняющий причины развития пси­хики, ее истоки. Здесь важно видеть и уяснить два обстоятель­ства.

Первое — психика человека обусловлена и выступает результа­том взаимодействия многих факторов и обстоятельств биологи­ческого, природного и социального характера. При этом ведущую роль в формировании и развитии человеческой психики как у от­дельных индивидов, так и у различных форм общностей людей играют социальные условия их жизни и деятельности. Содержа­ние психики человека определяется образом и уровнем жизни и деятельности людей и изменяется с изменением жизненных об­стоятельств. Ее происхождение, формирование и развитие реша­ющим образом зависят от способа производства, распределения и потребления материальных и духовных средств, общественного, группового и индивидуального бытия человека. Своеобразие в пер­вую очередь этих обстоятельств, а также доминирующих в обще­стве нравственных, эстетических, политических, правовых и других

социальных норм, правил, ценностей и обусловливает то или иное содержание, уровень функционирования и направленность пси­хики людей.

Вместе с тем психика человека не простой продукт обстоя­тельств. Через деятельность людей она может изменять эти обсто­ятельства (К. Маркс).

Второе обстоятельство состоит в том, что психика человека не просто продукт, а результат взаимодействия и воздействия на че­ловека социальных, биологических и природных факторов, об­стоятельств. С.Л.Рубинштейн отмечал, что «психические явления выступают в жизни человека не только как обуслов­ленные, но вместе с тем и как обусловливающие; оп­ределяемые условиями жизни человека, психические явления обу­словливают его поведение, его деятельность» (Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. — М., 1959. — С. 19), посредством которых человек видоизменяет окружающий его со­циальный и природный мир и самого себя.

Психика человека, таким образом, обладает способностью из­менять, развивать себя.

Принцип активности психического, сознания ориентирует ис­следователя при изучении психики, психических явлений учиты­вать, что внешние и другие обстоятельства отражаются в сознании человека в виде тех или иных образов избирательно, целенаправ­ленно, а не только зеркально. Это обусловлено и определяется имеющимся у человека жизненным, профессиональным и дру­гим опытом, его потребностями и интересами, тем, что в каждом акте психического присутствует и отношенческий аспект. Психи­ка человека, ее содержание и состояние выступают своеобразным трансформатором, призмой всяких внешних и других воздействий. Одни обстоятельства, факты, события, воспринимаясь неадек­ватно, заметно усиливают свое воздействие на человека, его пси­хику; степень влияния других событий, наоборот, ослабляется. К ряду жизненных обстоятельств в тот или иной момент, отрезок времени у человека складывается нейтральное отношение, он как бы безразличен к ним. Многое же из окружающей действительно­сти и того, что происходит в организме человека, отражается на неосознаваемом уровне, минуя сознание. Однако все, что так или иначе влияет на человека, оставляет «следы» в головном мозге, рано или поздно может активизироваться и создавать своеобразие функционирования и настроя психики по восприятию и оценке объективной реальности.

Принцип развития психики, сознания человека в деятельности и во взаимодействии с миром, общении с другими людьми, в процессе взаимодействия его с социальной и природной средой раскрывает истоки человеческой психики. Психика человека, его сознание могут быть правильно поняты и объяснены при усло-

вии, если рассматриваются как результат социального взаимодей­ствия, взаимодействия человека с окружающей его социальной и природной средой как результат его деятельности и общения с другими людьми, результат его обучения и воспитания. В качестве специфической для человека формы психического развития вы­ступает его социализация как процесс усвоения им общественно­го опыта. Именно через социализацию формируется и развивается сознание и осознание личности, складывается система ее ценно­стей. А потому каковы социальные обстоятельства жизни и дея­тельности людей, таковы и люди: их сознание, интересы и по­требности, устремления, способности и т.п. Изменение жизненных обстоятельств, и прежде всего характера и условий деятельности, отношений между людьми ведет к изменениям их психики, со­знания. С. Л. Рубинштейн отмечал, что, проявляясь в деятельнос­ти, сознание в деятельности и формируется.

Принцип взаимосвязи, единства сознания, психического и де­ятельности, поведения показывает, что человеческая психика формируется, функционирует, развивается и проявляется толь­ко в процессе общественно-трудовой деятельности, взаимодей­ствия человека с другими людьми. Единство (но не тождество) сознания, психического и деятельности, поведения человека состоит в следующем: сознание, психическое побуждают чело­века к действию, образуют внутренний план деятельности, по­ведения, их программу, модель, с помощью которых и происхо­дит ориентация человека в окружающей среде. Этот принцип ориентирует специалиста, практика при изучении и анализе по­ведения, деятельности людей не только учитывать внешнюю кар­тину, рисунок поведения, внешние обстоятельства, но и выяс­нять те внутренние психологические механизмы (цели, мотивы, ценностные ориентации, знания, умения, навыки и т.п.) лич­ности, которые обеспечили соответствующее поведение, действие, поступок, а также и их результаты.

В связи с этим выделяют две грани проявления психики лю­дей, две группы форм существования психического:

субъективные — что и как мыслит, оценивает, переживает че­ловек, его отношения и оценочные суждения и т.п.;

объективные — реальное поведение, действия, поступки чело­века, материализованные и объективированные результаты его де-, яний (продукты его производственной, творческой, спортивной, бытовой и другой деятельности и т.п.).

Все это дает основание утверждать, что наиболее полное и адек-атное понимание психики человека возможно лишь на основе Систем объективных и субъективных ее проявлений, оценки no-сазателей и признаков таких проявлений.

Принцип целостного, системного подхода к пониманию и изу-1ению психических феноменов ориентирует специалиста на

В А Сластенин

понимание того, что психика формируется, функционирует и про­является как целостное, интегральное явление. Все индивидуаль­ные и групповые (общественные) психические феномены взаи­мосвязаны и обусловливают друг друга. Их вычленение и отдель­ное рассмотрение в психологии как учебной дисциплине (да и в науке) носят условный характер и имеют целью показать особен­ности, свойства этих явлений. При этом количественные и каче­ственные изменения, происходящие в отдельных психических яв­лениях, процессах, механизмах, тут же приводят к изменениям в функционировании и проявлениях всей психики как системы. Пси­хика человека как индивида, так и различных форм общностей людей является целостным, системным, иерархически организо­ванным образованием, и потому любая коррекция отдельных характеристик психики видоизменяет ее всю.

Важно также подчеркнуть, что психика человека, функцио­нируя системно в многообразии взаимосвязей ее различных феноменов, обладает компенсаторными свойствами: недостаточ­ная развитость одних психических функций может быть компен­сирована соответствующим развитием других. Например, отсут­ствие интереса к учебному предмету, к той или иной деятельно­сти может компенсировать высокая волевая подготовленность, собранность человека, недостаточные способности — трудолю­бие и т.д.

Принцип относительной самостоятельности психических фено­менов не противоречит предыдущему принципу, а лишь указыва­ет на то, что каждое психическое явление у человека может иметь не только своеобразие своих физиологических основ (см. подроб­нее раздел о физиологии головного мозга и физиологии высшей нервной деятельности), но и свои закономерности формирова­ния, функционирования, развития (например, память, воля, эмоции, способности и т.п.). К тому же как отдельные индивиду­альные, так и групповые, массовые психические феномены могут функционировать (формироваться) достаточно выраженно неза­висимо от других явлений психики, детерминируя, обеспечивая соответствующее поведение и действия людей (например, та или иная акцентуация личности, доминирующая потребность, тради­ция, ценность и т.п.).

Принцип личностного подхода, учета групповых, общественных интересов, ценностей, установок в понимании своеобразия, при формировании и изучении психических явлений, фактов, меха­низмов.

С учетом требований этого принципа изучение психики чело­века и ее отдельных феноменов может быть правильным лишь при учете, прежде всего в совокупности, единстве, основных, веду­щих, коренных личностных и групповых особенностей людей: их потребностей, интересов, жизненного и профессионального опы-

та, способностей и других особенностей в целом, учета своеобра­зия как психотипических, так и индивидуально-психологических особенностей людей.

Принцип единства конкретно-исторического подхода и содер­жательного анализа явлений как индивидуальной, так и группо­вой, общественной, массовой психики. Этот принцип ориентиру­ет специалистов на содержательный, аксиологический анализ психики людей с учетом конкретно-исторических условий их жизни и деятельности. Психика человека не может быть правиль­но и полно понята при условии игнорирования требований этого принципа. Только содержательно-ценностного или, наоборот, кон­кретно-исторического анализа психики, ее отдельных феноменов недостаточно для их правильного понимания.

Все названные основные принципы психологии представляют собой систему, в которой каждый элемент раскрывает ту или иную грань психического. И поэтому игнорирование требований хотя бы одного из принципов снижает возможность в познании и из­менении психики человека, социальной группы.

Важно уяснить основные требования ведущих принципов оте­чественной психологии, своеобразие и пути реализации этих тре­бований в профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность специалиста любого профиля будет более успешной, если он постоянно изучает и понимает своеобразие психики человека и учитывает ее особенности при решении профессиональных задач. Для этого он может использо­вать соответствующие средства и методы изучения личности, пси­хических явлений и процессов в трудовом коллективе.

Методы психологии — это способы изучения психических осо­бенностей людей, сбора, обработки и анализа психологической информации, получения выводного знания. Это способы исполь­зования тех или иных средств для решения исследовательских и других психологических задач.

В познании психических феноменов используются следующие основные средства: интеллектуально-познавательная деятельность исследователя, специалиста, первая и вторая сигнальные систе­мы, компьютерная, видео- и аудиозаписывающая техника, тес­товые и другие опросные бланки и средства.

Методы психологии имеют своей целью раскрыть особенно­сти, закономерности, механизмы индивидуальной и групповой психики, отдельных психических явлений и процессов. При этом каждый метод имеет свои возможности и ограничения, знание и Учет которых необходимы на практике, в профессиональной и дру­гих видах деятельности. Психологическое изучение людей должно быть направлено на получение максимально объективного, истин­ного знания об особенностях их психики. Этому в значительной степени помогает овладение специалистами методами психоло-

гии, методикой профессионально-психологического изучения человека. Все многообразие методов, используемых в психологии, можно свести в четыре группы.

1. Эмпирические методы — сбора информации о психических особенностях как отдельного человека, так и социальной группы.

2. Методы обработки полученной информации, в том числе и с использованием методов математической статистики и электрон­но-вычислительной техники.

3. Теоретические методы — анализа и интерпретации результа­тов — исследования и получения нового знания о психических особенностях изучаемого человека или социальной группы.

4. Методы практического характера, к числу которых относят:

а) методы оказания различных форм психической помощи;

б) методы социально-психологического научения (тренинг группы, методы индивидуального обучения методике регуляции психических состояний и т.п.).

Наибольший практический смысл в деятельности специалиста имеют методы первой группы — сбора психологической инфор­мации. К их числу относятся следующие методы:

наблюдения;

познавательной беседы (индивидуальной и групповой);

опроса (письменного и устного), разновидностью которого

являются анкетирование и интервью;

экспертной оценки;

оценки полярных профилей;

эксперимента (естественного и лабораторного);

тестирования;

анализа документов;

анализа результатов деятельности;

самонаблюдения и самоотчетов и др.

Все это общие методы психологии (см. подробнее: Немое Р. С. Психология. — М., 1994. — Кн. 1.; Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1977).

В отдельных отраслях психологии могут использоваться и дру­гие специальные методы: например социометрии, контент-ана­лиза, ролевых игр, брейн-сторминга (мозговой атаки) в социаль­ной психологии.

Обычно ни один из эмпирических методов не дает полного представления об изучаемом психическом явлении. Для получения такого знания целесообразно использовать систему методов.

Совокупность методов и процедура их использования для изу­чения психических особенностей человека и социальной группы принято называть методикой исследования. Понятие методики в психологии используется и в узком смысле слова — как техноло­гия использования того или иного метода: методика наблюдения, беседы, опроса и т.д.

При решении любой исследовательской задачи, готовясь к это­му, необходимо ответить на ряд вопросов.

1. Какой или какие психические феномены у отдельного чело­века или у социальной группы нужно изучить?

2. Как понимается этот феномен и в каких формах он проявля­ется?

3. Кто, в каких условиях и с использованием каких средств и методов будет изучать этот феномен?

4. Кто выступает объектом изучения?

5. Какова цель изучения психического феномена?

В зависимости от ответов на эти вопросы избирается, разраба­тывается соответствующая методика исследования.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Раскройте понимание и дайте общую характеристику принципов психологии.

2. Как соотносятся законы психологии и других наук?

3. Раскройте содержание и требования основных методологических принципов психологии.

4. Как соотносятся такие категории, как «средство», «метод», «мето­дика», «программа психологического исследования»?

5. Какие средства могут быть использованы для решения исследова­тельских и других психологических задач?

6. Проанализируйте основные группы методов, используемых в психо­логии.

7. Дайте характеристику специальных методов социальной психо­логии.

8. Что, по вашему мнению, необходимо учитывать при разработке методики изучения психических феноменов?

ГЛАВА 4. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

С древнейших времен потребности в совместной жизни и жиз­необеспечении заставляли людей вступать в различные виды кон­тактного взаимодействия, учитывать в своих действиях, поведе­нии особенности психики окружающих, а также и свои возмож­ности.

В течение многих тысячелетий малопонятные психические яв­ления люди обозначали общим понятием — душа. В этом смысле психологические знания и представления выступают непремен­ным спутником человеческого общества. Однако возникновение учений о душе относится к VI в. до н.э.

Издревле существовало верование, что человек состоит из плоти (тела) и бесплотной души. В представлениях первобытных людей

душа и тело составляли единое целое. При этом душа понималась как независимое от тела явление, способное управлять телом. Люди считали, что душа периодически покидает тело (например, во сне, в других состояниях: в трансе, при отключении сознания) и, если не возвращается в него, наступает смерть. Души умерших людей по верованиям того времени составляют такие же сообщества, как и у живых людей. А потому у первобытного человека отсутствовало представление о смерти как конечном этапе жизненного пути.

Уже на заре человечества существовали представления о духах, сверхъестественных силах, которые можно попросить о помощи, делая им приношения и поклоняясь им. Было разделение на доб­рых и на злых духов.

У людей создавались определенные табу, складывались обря­ды, ритуалы (например, ритуальные танцы перед охотой, перед пиршеством и т.п. как своеобразные способы психологического настроя), возникло знахарство, шаманство. Появились культовые отношения к душе как первоначальные формы религии. Посте­пенно накапливались знания о духовной жизни людей. Эти зна­ния становились кастовыми, передавались по наследству, внутри определенных групп людей (колдуны, знахари, а позднее — жре­цы, волхвы, гуру, церковная элита).

В древних представлениях о душе она присутствует везде в при­роде, где есть движение и теплота, а в ряде случаев душой наде­лялись любые предметы вообще. Первое учение о душе основыва­лось на понимании внематериальной природы души и вере во всеобщую одухотворенность мира. Такое понимание получило на­звание анимизм (от лат. «анима» — дух, душа).

В дальнейшем такое представление о душе начинает уступать место наивно-материалистическим представлениям о душе (Фалес, Анаксимен, Гераклит, Демокрит, Эпикур, Лукреций: VII—I вв. до н.э.). Суть их в том, что душа (греки называли ее «псюхе», что и дало название нашей науке) рассматривается как материаль­ный орган тела, руководимый также материальным началом — духом, разумом. Дух, душа считаются телесными и образуются из мельчайших, неделимых и подвижных частиц — атомов.

Однако с позиции такого подхода нельзя было объяснить воз­никновение у человека абстрактного логического мышления, во­ображения, целеполагания, воли и ряда других психических осо­бенностей.

Это создало предпосылки для развития идеалистических взгля­дов на психику человека.

Наиболее ярким представителем этого направления является Платон (427—347 гг. до н.э.). Он выделил в душе три части: разум, мужество, вожделение, которые разместил в различных частях тела (голове, груди, брюшной полости). Он считал, что эти части рас­пределены у людей неравномерно, а преобладание той или иной

части души связывал с принадлежностью человека к социальной группе и даже к соответствующему этносу. По его мнению, разум­ная, высшая часть души господствует у аристократов, филосо­фов, элитной части общества; мужество — у воинов; вожделение (низшая часть души) — у простых тружеников, ремесленников, рабов. Он считал, что у греков преобладает разум, у северных вар­варов — мужество, а вожделение в большей степени свойственно южанам.

Платон создал учение об «идеях» как вечных и неизменных сущностях, образующих высший, лежащий по ту сторону приро­ды незримый мир. Разумная часть души вселяется в бренное тело при рождении и оказывает влияние на формирование души чело­века в целом. По сути, Платон является родоначальником дуализ­ма в психологии.

Особый вклад в развитие учения о душе внес ученик Платона выдающийся древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н.э.). В своих трудах «О душе», «О памяти», «О сновидениях» он преодолевает дуализм Платона и выдвигает идею неразде­лимости души и живого тела. В этом единстве душа выступает движителем живого тела путем принимаемых решений. По мне­нию Аристотеля, душа не может существовать без тела, но и не является телом. Аристотель выдвинул идею принципа развития психики от низших форм к высшим. В развитии психических функций он отдавал приоритет социальным условиям, а в раз­витии характера ведущую роль отводил реальной деятельности человека.

Аристотель сделал попытку вернуть психологическую мысль на естественно-научную, биологическую почву. Ему принадлежит за­слуга разработки таких проблем психологии, как ощущения, пред­ставления, активность психики, психический образ, основные ассоциации (связи) по сходству, смежности и контрасту. Идеи Аристотеля заложили фундамент развития научной психологии. По­степенно в понимании души складывается представление не только о том, что человек способен воспринимать действительность, мыслить, совершать произвольные действия, но и о том, что это свойственно ему лично. Он в отличие от животных сам осознает и произвольно видоизменяет свои действия по своему пониманию и желанию. Зарождается понятие о сознании человека.

Дальнейшее развитие естествознания, биологии, проведение опытных исследований строения и функций организма человека способствовали расширению и утверждению представлений о ес­тественной основе психического. Заметный вклад в это внесли врачи Древнего мира.

Уже в VI в. до н. э. древнегреческий врач Алкмеон выявил нали­чие глазных нервов и пришел к выводу, что органом души явля­ется мозг. Основоположник научной медицины древнегреческий

врач Гиппократ (460—370 гг. до н.э.) разработал учение о темпе­раментах и показал зависимость особенностей темпераментов людей от материальных, физиологических основ. В III в. до н. э. александрийские врачи Герофил и Эразистрат отделили нервы от сухожилий и связок и установили их взаимосвязь с работой мозга.

Во II в. до н. э. римский врач Гален обобщил достижения физи­ологов и медицины и существенно обогатил физиологические основы психики. По его мнению, нервы располагаются во всех частях тела, а ведущую роль в обеспечении психических проявле­ний, особенно разума, играет задний желудочек мозга. Гален рас­ширил представление о сознании человека и разделил движения человека на произвольные и непроизвольные. Расширить свои анатомические познания ему позволила хирургическая практика у гладиаторов.

Зависимость психики от работы мозга и от деятельности тела обосновывает в своих трудах арабский мыслитель Ибн-Сина (Ави-цена) (980-1037).

С усилением роли религии (христианства католического) в общественной жизни Европейского континента понимание со­знания, психики человека начинает приобретать все более идеа­листическую, религиозно-богословскую окраску. В эпоху Средне­вековья церковно-богословская концепция души становится определяющей, в том числе и под влиянием инквизиции.

В эпоху Возрождения переход от феодальной культуры к бур­жуазной в значительной степени решил проблему освобождения науки и искусства от догматов и ограничений церкви. Активно стали развиваться и успешно решать задачи естественные, биоло­гические и медицинские науки, возрождаются и преобразовыва­ются различные виды искусств. Однако учение о душе продолжает оставаться церковно-богословским.

С возникновением мануфактурного производства, совершен­ствованием и усложнением орудий труда на первый план выдви­нулась механика. Появляется механистическая концепция миро­понимания. Происходят великие географические открытия. Обо­стряется политическая борьба нарождающейся буржуазии за власть. Все это меняет реальное положение человека в обществе и на этой основе его представления о мире и о себе, происходят глу­бинные изменения в мировоззрении человечества.

Английский мыслитель Френсис Бэкон (1561—1626) обосно­вывает идею о решающей роли в научном познании эксперимен­та, накопления экспериментальных знаний, их анализа и обоб­щения. Бэкон утверждает роль индукции в познании действитель­ности. Все это переносится и на изучение человека.

Выдающийся французский ученый Рене Декарт (1596—1650) исследует природу человека («Страсти души», трактат «О челове-

ке») и вводит понятие о рефлексе (отражении) как закономерном ответе организма на внешние воздействия. Это понятие впослед­ствии стало базовым для физиологии и психологии. Декарт счи­тал, что душа определяется не собственной, изначально прису­щей ей активностью, а воздействием внешних явлений, обстоя­тельств на «машину тела». С помощью рефлекса он объяснил психические проявления как материально обусловленные рефлек­торные регуляционные процессы. Психику он трактовал как внешне детерминированный внутренний регуляционный механизм. Это по­ложение сыграло большую роль в последующем развитии науч­ных представлений о психике человека.

Декарт ввел в науку и понятие сознания (как знания души о себе). Он понимал человека как «нервную машину», реагирую­щую соответствующим образом на внешние воздействия. На ос­нове этого подхода Декарт сделал попытку объяснить возникно­вение ощущений, ассоциаций, эмоциональных реакций. Однако всю психическую деятельность с позиции своей рефлекторной схемы он объяснить не сумел. Декарт продолжал считать, что на­ряду с рефлекторной природой психического у человека продол­жает существовать душа как независимая от тела самостоятельная сущность.

Попытку преодолеть дуализм и механистические представле­ния Р.Декарта о психике предпринял нидерландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (1632—1716). Он отстаивал идею единства мира и считал, что сознание является такой же реально­стью, как и материальный мир. Спиноза утверждал, что «порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей» и что все духовные явления порождены действием материальных причин и законов. Он убедительно обосновывал один из ведущих принципов науч­ной психологии — принцип детерминизма.

Крупнейший немецкий мыслитель Готфрид Лейбниц (1646— 1716) впервые в истории науки выдвигает идею о бессознательной психике, выделяя в ней два уровня: сознание и подсознание. Он высказал идею о сложных взаимосвязях сознательного и бессо­знательного и об активной природе и непрерывном развитии пси­хического. Лейбниц был идеалистом и считал, что вселенная со­стоит из множества душ — «монад» (от нем. «монада» — неделимое).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 220; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.