Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отрасли психологии. В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач




Задачи психологии

В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. Основной задачей психологии является изучение и выявление законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины. Изменился понятийный аппарат психологической науки, непрерывно появляются новые гипотезы и концепции, психология обогащается новыми эмпирическими данными.

Дальнейшее развитие психологической науки и практики связана с необходимостью решения следующих задач:

• разработка методологии и общей теории психологической науки;

• исследование возрастных и индивидуальных особенностей развития современного человека;

• исследование и разработка новых психологических теорий обучения и воспитания;

• разработка проблемы детской одаренности и развития способностей детей;

• определение условий личностной самореализации и изучение психологии акмеологического периода развития человека;

• разработка психофизиологических основ здоровья ребенка;

• изучение и выявление психологического механизма и психолого-педагогических условий развивающего семейного воспитания;

• исследование проблемы психологической службы в различных сферах (образование, медицина, промышленность, армия и т.д.);

• изучение особенностей психологической помощи людям в экстремальных ситуациях (при землетрясениях, наводнениях, пожарах и т.д.);

• психологическое обеспечение различных видов профессиональной деятельности специалистов (инженерной, управленческой, коммерческой, судебно-исправительной и т.д.).

 

Современная психология представляет собой ряд научных дисциплин, связанных с различными областями этой науки и видами человеческой деятельности.

Общая психология выступает базовой по отношению к другим отраслям и психологических знаний. Она включает методологию психологической науки, разрабатывает понятийный аппарат, раскрывает закономерности возникновения, формирования, развития и функционирования психики человека (психических явлений, свойств и состояния), изучает сознание, речь, деятельность и личность человека.

Социальная психология изучает психические явления и процессы в различных организованных и стихийных группах (общение, отношения, конфликты, лидерство и т.д.).

Возрастная психология исследует закономерности формирования и развития психики человека, начиная с рождения, затем в разные периоды жизни и деятельности. Она разветвляется на детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека и геронтопсихологию.

Педагогическая психология имеет своим предметом изучение психологических закономерностей обучения и воспитания человека. Она исследует формирование у учащихся мышления, изучает проблемы управления процессом усвоения знаний, приемов и навыков интеллектуальной деятельности, выясняет психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения, взаимоотношения между учителем и учеником и отношения в ученическом коллективе, психологические особенности учебно-воспитательной работы с детьми, обнаруживающими отклонения в психическом развитии, психологическую специфику работы со взрослыми в процессе их обучения и т.д.

Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда. В задачу психологии труда входит исследование профессиональных особенностей человека, закономерностей развития трудовых навыков, выяснение влияния на трудящегося производственной обстановки, вопросов мотивации трудовой деятельности, профессионального отбора, профессиональной ориентации, аттестации кадров, повышения их квалификации и т.д.

Психология управления исследует деятельности и личность руководителя, его взаимоотношения с подчиненными разрабатывает эффективные методы руководства и решения управленческих задач, рекомендации по деловому общению.

Психологическая диагностика разрабатывает различные методы изучения и оценки свойств личности, определяет их эффективность и достоверность, устанавливает требования к диагностическим методикам.

Медицинская психология – изучает психологические аспекты деятельности врача и поведение больного. Она подразделяется на нейропсихологию, изучающую соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами; психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека; психотерапию, изучающую и использующую средства пси­хического воздействия для лечения больного; психопрофилактику и психогигиену, разрабатывающих систему мероприятий для обеспечения психического здоровья людей.

Юридическая психология – рассматривает психологические вопросы, связан­ные с реализацией системы права. Она подразделяется на судебную психологию, ис­следующую психические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, особенности поведения обвиняемого, психо­логические требования к допросу и т.п.); криминальную психологию, занимающуюся психологическими проблемами поведения и формирование личности преступника, мотивами преступления и т. д; психологию заключенного в исправительно-трудовой колонии.

Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых дейст­вий психологические стороны взаимоотношений начальников и военнослужащих, ме­тоды психологической пропаганды, контрпропаганды, психологические проблемы боевой техникой и т.д.

Психология спорта рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки, психологические параметры тренированности и мобилизационной готовности спортсмена, психологические факторы, связанные с организацией и проведением соревнований.

В по­следнее время началась разработка проблем психологии научного творчества (особенности творческой личности, факторы, стимулирующие творческую активность, роль интуиции в осуществлении научного открытия и т.д.).

Своеобразный раздел психологии научного творчества составляет эвристика, к задачам которой относится не только исследование закономерностей творческой (эвристической) деятельности, но и разработка методов управления эвристическими процессами.

Психология изучает деятельность и поведение человека в самых разных ситуациях, в том числе в семье (психология семейных отношений), в космосе (космическая психология), в бизнесе (психология бизнеса), в религии (психология религии) и т.д.

Таким образом, психология является многоотраслевой наукой, изучающей психические явления, процессы и характеристики как в индивидуальной, так и в групповой деятельности и общении, в обучении и различных видах труда.

Особое значение для каждого человека в том числе для работников организации (и специалиста), имеют знания в области психологии личности, психологии познавательных процессов, деятельности в общении, а также психологии группы. Поэтому эти знания составляют содержание первой части учебного пособия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2810; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.