Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способности. Способностями называют индивидуально-психологические особенности человека, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода




 

Способностями называют индивидуально-психологические особенности человека, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у человека знаниям, умениям и навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес отечественный ученый Б. М. Теплов. Согласно развиваемой им концепции, врожденными могут быть анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, называемые задатками. Задатки создают определенные предпосылки для развития способностей. Способности, развивающиеся на их основе, обуславливаются, но не предопределяются ими. Характерным для задатков является то, что они сами по себе еще ни на что не направлены. Формирование и развитие способностей происходит в процессе обучения и воспитания, в процессе активной деятельности самого человека (субъекта деятельности). Задатки влияют на уровень достижения, быстроту развития способностей.

В психологии обычно различают общие и специальные способности. Общие способности личности обеспечивают ей относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и в осуществлении различных видов деятельности. Например, сюда относятся речевые и умственные способности, способность запоминать определенный объем информации, способность к логическому рассуждению и т.д. Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности. К специальным способностям, например, относятся специалистические, математические, музыкальные, организаторские, технические и другие способности. Каждая профессия требует проявления соответствующих специальных (профессиональных) способностей.

В исследованиях В.Д.Шадрикова70 понятие «способности» определяется «как свойства функциональных систем, реализующих определенные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности» (с. 177). На основе функционального подхода к определению способностей В.Д.Шадриков различает следующие виды познавательных способностей:

1) способности ощущения (сенсорные процессы);

2) способности восприятия (перцептивные процессы);

3) способности памяти (мнемические процессы);

4) способности воображения (имажинитивные процессы);

5) способности мышления (мыслительные процессы);

6) способности внимания (аттенционные процессы).

Кроме того, в данном исследовании выделяются психомоторные способности (координация, скорость, ритм, сила движений рук) и духовные способности человека (качество индивидуальности, определяющее качественную специфику поведения, нравственности и культуры).

Совокупность познавательных способностей, знаний и умений человека, проявляющихся в различных видах деятельности, определяет его интеллект. «Интеллект – это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами».

В теории способностей различают два уровня способностей:

1) репродуктивный, обеспечивающий высокое умение усваивать готовые знания, овладевать деятельностью по образцу (путем упражнений);

2) творческий уровень, обеспечивающий создание нового, оригинального. Примером творческих (продуктивных) способностей являются способности писателя, художника, изобретателя и других представителей творческих профессий. В принципе, творчество может иметь место в любой работе, если человек стремиться ее совершенствовать, вносит нечто новое в процедуру и продукт деятельности, самостоятельно выполняет новые действия и операции.

Если творческие способности человека проявляются на более высоком уровне, чем у других людей, то говорят о таланте, одаренности. Если же талантливый человек создает шедевр (литературы, искусства, техники и т.д.), недосягаемый для других, то можно говорить о гениальности этого человека.

По мнению американских психологов Тейлора и Андерсона, для успешной творческой работы в области науки и техники специалисту должны быть присущи следующие способности и психические свойства: находчивость, изобретательность, познавательные способности, стремление к обладанию фактами, принципами, гибкость ума, способность легко приспосабливаться к новым фактам и обстоятельствам, способность к сотрудничеству, интуиции, творческие способности, способности полностью ориентироваться в проблеме, отдавать ясный отчет о ее состоянии, способность к быстрому приобретению новых знаний, восприимчивость по отношению к новому опыту, способность отбрасывать несущественное и второстепенное, способность к составлению сложных структур из элементов, к синтезу, способность к анализу, способность к комбинированию, энтузиазм, способность к самовыражению и т.д.58.

Современный специалист должен иметь организаторские способности, необходимые для осуществления обучения и воспитания сотрудников. Среди них наиболее важными, на наш взгляд, являются: способность убеждать людей, найти правильный подход к отдельным ученикам с учетом их индивидуально-психологических особенностей.

Интеллект, познавательные, творческие, организаторские и педагогические способности человека проявляются в различных видах деятельности. Но помимо деятельности есть более сложная сфера познания – духовный мир человека (в том числе самого субъекта деятельности), отношения с другими людьми. Понять человека – значит познать его духовный мир. Способности понять, оценить и изобразить других людей относятся к духовным способностям. Духовные способности – это интегральные проявления интеллекта и духовности личности.

Человек познает себя, свой духовный мир через другого человека; при этом духовно богатый человек познает другого лучше, чем тот познает самого себя. Духовные способности ярче всего проявляются в творчестве философов, музыкантов, писателей, скульпторов, великих религиозных догм.

По-видимому, гениальность человека – это высшее проявление духовных, творческих и познавательных способностей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.