Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, виды и структура деятельности




Как развивать способности

 

Главным условием разностороннего развития способностей человека (начиная с детского возраста) выступает многоплановость и разнообразие видов деятельности. К деятельности, развивающей способности человека, предъявляются следующие требования: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности. Творческие способности ребят формируются и развиваются во время общения, различных игр, путем решения конструкторских, математических, шахматных и других задач, в процессе рисования и лепки, занятия музыкой, литературой и т.д.

Интеллектуальные способности более интенсивно развиваются при решении проблемных, нестандартных задач, использовании научных методов в обучении (эксперимент, наблюдение, анализ, аналогия, моделирование и др.), в процессах общения с высокоинтеллектуальными людьми, написания докладов, статей, отчетов и т.п., чтения и конспектирования литературы, участия в дискуссиях, беседах и т.д.

ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Понятие, виды и структура деятельности

2. Профессиональное самоопределение личности

3. Мотивация профессиональной деятельности

4. Изучение и оценка деятельности и свойств личности специа-

листа

 

В философии и психологии понятие «деятельность» определяется как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, развивает свои способности, сохраняет и совершенствует природу, преобразует общество и т.д.

Человеческая деятельность имеет социальную, общественно-историческую природу. Она обусловлена общественными и личными потребностями, уровнем социально-экономического, культурного и научно-технического развития общества. Например, переход нашей страны к рыночным отношениям создает условия для развития различных видов предпринимательской деятельности (коммерческой, производственной, финансовой, посреднической и т.д.)

Различают четыре основных вида деятельности людей: общение, игры, познание и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при активном участии в них человека, начиная с детского возраста, происходит его интеллектуальное, нравственное, эмоциональное, эстетическое и физическое развитие.

Если за основу классификации взять основные сферы общественной жизни, то все виды трудовой деятельности можно включить в следующие группы: 1) материально-производственную, включая сферу торговли и услуг; 2) духовную; 3) социально-политическую; 4) управленческую; 5) социальное воспроизводство людей (воспитание, обучение, профилактика заболеваний и лечение).

Материально-производственная деятельность (труд) людей охватывает всю сферу народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т.д.) и является главным условием существования общества.

К видам духовной деятельности относятся учебно- и научно-познавательная деятельность, включая самообразование личности, ценностно-ориентационная деятельность (оценка событий, явлений, предметов, поведения людей и т.д.; мотивация своих действий и поступков; выработка жизненных планов, ориентации), эмоционально-чувственная деятельность (переживания, сопереживание, выражение чувств и эмоций) и художественно-эстетическая деятельность (приобщение к искусству и литературе, художественное творчество, восприятие красоты окружающего мира и т.д.).

Психологические исследования деятельности связаны с именами А. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова и других известных психологов нашей страны. Анализируя структуру деятельности, психологи выделяют следующие компоненты: субъект, его потребности, мотивы и цели; средства, предмет, процедуру и продукт (результат деятельности). Для любой предметной деятельности необходимы определенные условия.

Понятие «субъект деятельности» соотносится с понятием «личность». В коллективной (групповой) деятельности в роли субъекта деятельности выступает социальная группа. Процесс и результаты (продукт) деятельности суть изменения в материальном мире или в духовной сфере (например, новые знания в образовании). Такую преобразующую деятельность может совершать только субъект, обладающий необходимыми знаниями и умениями. Знания о предмете, средствах, способах выполнения и продукте деятельности составляют ориентировочную основу деятельности. Кроме того, субъект должен знать цель и мотив деятельности. Цель деятельности – это предполагаемый результат, это идеальный образ продукта деятельности. Мотивы – то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В роли мотивов могут выступать потребности, интересы, влечения, эмоции, убеждения, установки и другие свойства личности.

Предмет деятельности – это то, на что она направлена, что является исходным материалом, подлежащим преобразованию. Предметом трудовой деятельности рабочих, например, выступают сырье, материалы, металл и т.д. В духовной сфере предмет деятельности – это знания, образы, общественное сознание, мировоззрение, психика человека и др.

К средствам деятельности относятся материальные объекты (орудия труда), язык, методы, символы, схемы, носители информации и т.д.

Процедура деятельности – это технология, способы получения желаемого продукта. Информация о процедуре деятельности содержится или в памяти субъекта, или фиксируется на материальных носителях в виде программ или алгоритма. Процедуру деятельности следует отличать от процесса деятельности. Процесс деятельности есть реальное движение совокупности материальных объектов. Процесс деятельности – это одновременное функционирование и взаимодействие субъекта, предмета и средств деятельности, А процедура деятельности определяется как способ (правила, методика) изменения всех этих структурных моментов, приводящих к желаемому результату, т.е. получению определенного продукта с заданными свойствами.

Процесс деятельности включает в себя действия и операции. Действие как структурная часть деятельности побуждается ее мотивом и соотносится с определенной целью. Единство цели и условий ее достижения является задачей, решением которой выступает действие. Каждый конкретный вид деятельности совершается путем выполнения определенных действий. Например, при подготовке доклада человек выполняет такие действия как изучение документов организации и литературы, систематизация материала, составление плана-конспекта, подготовка средств наглядности и др. Любое действие складывается из операций (умственных, перцептивных, двигательных и др.). Одна и та же операция может входить в разные действия, и наоборот, одно действие может быть реализовано разными операциями.

Любая деятельность направлена на созидание определенного материального или духовного продукта. А. Н.Леонтьев исходил из различения внешней и внутренней деятельности. Внешняя деятельность – это материальная, чувственно-предметная деятельность. Внутренняя – это деятельность по оперированию образами, представлениями о предметах (умственная деятельность). Эти виды деятельности тесно связаны: прежде чем осуществить внешнюю, практическую деятельность, человек продумывает ее цели, средства, процедуру и т.д., т.е. определяет ориентировочную основу деятельности.

Анализ деятельности как объекта изучения показывает, что она характеризуется рядом особенностей. Среди них основными являются следующие характеристики:

1) общественно-исторический характер деятельности;

2) предметность деятельности;

3) целенаправленность и мотивированность деятельности;

4) опосредованный характер деятельности;

5) продуктивный характер деятельности;

6) иерархичность, структурированность деятельности;

7) процессуальный характер деятельности.

Разумеется, человеческая деятельность связана с такими сферами личности (субъекта деятельности) как эмоции и чувства, нравственность, культура (эстетика), здоровье, знания, умения, способности, интересы и т.д. Именно в различных видах деятельности формируются, развиваются и проявляются качества личности; осуществляются творческий потенциал, самореализация, самовыражение личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.