Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические основы здоровья




 

Здоровье человека. Как много смысла и значения в этих словах; более значимого в жизни, чем здоровье для каждого из нас, пожалуй, не существует. Состояние собственного здоровья, здоровья детей, здоровья родителей (если они еще живы) является одним из главных компонентов нашего бытия, самочувствия, настроения и счастья. В народе говорят: «Самое главное – это здоровье, а остальное приложится». И это действительно так. Если есть здоровье, человек активен; он стремится совершать какие-то действия, у него есть настроение, надежда на успех, благополучие, признание, друзья... А если же человек тяжело болен, ему ничего не нужно, кроме выздоровления.

В общественном сознании любого народа значение здоровья ставится на первое место. Приветствие человека при встрече выражается словами «Здравствуй», «Как здоровье, как самочувствие?»; когда человек чихает, ему говорят: «Будьте здоровы!»; при поздравлениях в связи праздниками, днем рождения, юбилеями «Желаем Вам крепкого здоровья!» и т. д.

Забота государства о здоровье народа проявляется в строительстве и функционировании медицинских учреждений, фармацевтических предприятий, оздоровительных центров, в развитии физической культуры и спорта, пропаганде здорового образа жизни, в принятии мер по экологическому оздоровлению окружающей среды и т. д. К сожалению, затяжной экономический кризис в России привел к тому, что прежние достижения в области здравоохранения постепенно утрачиваются. Из-за многих причин здоровье населения в нашей стране постепенно ухудшается. Достаточно привести несколько цифр из открытого письма академика К. Ш. Ахиярова6 Президенту РФ: каждый год 40% молодых людей получают освобождение от армии из-за серьезных психических и физических расстройств; в России материнская смертность в 6 раз выше, чем в США; уровень младенческой смертности в 3 - 4 раза выше, чем в развитых европейских странах. По данным исследований, в ряде регионов страны в младших классах доля абсолютно здоровых детей составляет не более 10%. За последние годы отмечается значительный рост таких социально опасных заболеваний как сифилис, ВИЧ-инфекция, наркомания и алкоголизм. Многие молодые люди страдают от неуверенности в завтрашнем дне; у них возрастает комплекс неполноценности, риск девиантного поведения.

Конечно, о состоянии своего здоровья должен заботиться, прежде всего, сам человек. Но, когда экологическая обстановка (особенно в крупных городах, где проживает значительное число населения страны) является неблагополучной, уровень жизни не высокий (в смысле полноценного и правильного питания), цены на продукты питания и лекарства постепенно повышаются, идет открытая пропаганда спиртных напитков и сигарет, насилия и секса, задача сохранения здоровья и профилактика заболеваний становится проблематичной. Ситуация осложняется тем, что наблюдается социальное расслоение людей на богатых и бедных, растет преступность, включая терроризм, продолжается процесс инфляции и т. д. Эти и другие социальные язвы современного общества отрицательно влияют на психику человека и становятся причиной различных заболеваний.

Таким образом, проблема сохранения здоровья каждого человека и в целом всего населения страны становятся исключительно актуальной и жизненно важной. Сказанное целиком и полностью относится и к руководителям и работникам, которые в большей степени нуждаются в укреплении здоровья и профилактике заболеваний.

Руководители, специалисты, в том числе, преподаватели, как правило, работают в условиях дефицита времени, избытка информации, ненормированного рабочего дня. Они находятся в стрессовом состоянии почти постоянно и подвержены различным заболеваниям.

Часто причиной заболеваний является нежелание человека понять себя, разобраться в физиологических и психологических особенностях организма, своего взаимодействия с окружающим миром, потрудиться для укрепления своего здоровья.

Каждый человек должен проявлять постоянную заботу о собственном здоровье, о своей психической и физической форме как гарантии успешной деятельности. Вот наиболее типичные профессиональные недуги учителей: хронические головные боли, бессонница, склероз, невроз, различные болезни желудка, сердечно-сосудистые заболевания и т. д.

В решении практических задач по обеспечению физического и психического здоровья руководителей и работников призвано сыграть большую роль новое и стремительно развивающееся научное направление – психология здоровья. Психология здоровья как наука развивается на стыке медицины и психологии. Первые целенаправленные исследования в этой области стали проводиться в США в 50-е годы XX века39. За сравнительно короткий период психология здоровья превратилась в достаточно обширную область исследований. В 1978 году в Американской психологической ассоциации было создано отделение «Психология здоровья». С 1982 года начал выходить журнал «Психология здоровья».

В современной России психология здоровья как новое и самостоятельное научное направление проходит начальную стадию своего становления. В 1998 году вышло первое отечественное учебное пособие по психологии здоровья, подготовленное профессором В. А. Ананьевым2. В 2000 году вышла в свет первая коллективная монография «Психология здоровья», в написании которой приняли участие ведущие специалисты в этой области54. В 2002 году опубликовано второе учебное пособие «Психология здоровья», подготовленное Г. С. Никифоровым39. В этом пособии нашли отражение такие вопросы как значение здоровья, критерии здоровья, образ жизни, представление о здоровой личности, психология профессионального здоровья, психология долголетия и самооценка здоровья.

Сущность и предмет психологии здоровья как науки определяется следующим образом. Психология здоровья – это комплекс специфических образовательных, научных и профессиональных вкладов психологии как научной дисциплины по укреплению и поддержанию здоровья, предотвращению болезней, а также по анализу, улучшению системы здравоохранения и формированию стратегии (политики) здоровья. Одно из отправных положений этой области знания связано с отношением человека к собственному здоровью. Здоровье должно стать ведущей, органичной потребностью человека на всем протяжении его жизненного пути. Нужна прочная установка на долгую здоровую жизнь.

Что такое здоровье? Какого человека можно считать здоровым?

На основе анализа определений здоровья, сформулированных представителями различных научных дисциплин, П.И.Калью17 выделил типичные признаки здоровья. Доминирующими являются следующие подходы:

1. Нормальная функция организма на всех уровнях его организации (органов, клеточных и других структур); нормальное протекание физиологических и биохимических процессов, обеспечивающих жизнедеятельность человека. Для всех характеристик человеческого организма вычисляются среднестатистические показатели нормы. Организм здоров, если показатели его функций не отклоняются (в определенных пределах), от их известного среднего (нормального) состояния.

2. Динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой. Способность организма приспосабливаться к изменяющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность человека.

3. Способность к полноценному выполнению основных социальных функций, участие в социальной деятельности, в общественно полезном труде.

4. Оптимальное функционирование организма при отсутствии признаков заболевания или каких-либо нарушений. Здоровыми могут считаться те люди, которые не нуждаются в медицинской помощи.

5. Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов. Этот признак созвучен с тем определением здоровья, которое приведено в уставе Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие».

Психология здоровья исходит из тезиса о том, что здоровье и болезнь есть результаты взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов. Эта идея, как биомедицинская и социально-психологическая модель, характерным образом отвечает на ряд вопросов.

Отчего зависит наше здоровье? Исследователи выделяют четыре группы обобщенных факторов: 1) наследственность (примерно 20 %); 2) экология (примерно 20 %); нарушения, вызываемые технологической деятельностью, нарастает и увеличивается негативное влияние этого фактора; 3) медицина (примерно 10 %); 4) образ жизни (примерно 50%)2.

Что вызывает болезнь? Человек сложная система и болезнь может быть вызвана множеством факторов:

• биологическими (вирусы, бактерии, наследственные факторы, охлаждение организма, неправильное питание, курение и т. д.);

• психологическими (эмоциональные переживания, стресс, страх, конфликт);

• социальными (семья, работа, материальное благополучие, нормы поведения, общение и т. д.).

Кто ответственен за здоровье или болезнь человека? Прежде всего сам человек, а затем окружающие, общество, медицинские учреждения.

Как лечить болезни? Лечение должно быть целостным, а не касаться только отдельных биологических изменений, которые имели место при заболевании. Это может найти отражение в изменении поведения, коррекции в сфере представлений, формировании стратегии согласия с медицинскими рекомендациями. Каково взаимодействие между здоровьем и болезнью? Понятия здоровье и болезнь следует рассматривать как полюсы континуума, в котором их соотношение представлено в разной степени. На полюсе благополучия доминирующим состоянием является здоровье. На противоположном полюсе преобладает болезнь, в пределе переходящая в летальный исход. Приближение к этому полюсу сопровождается нарастанием деструктивных процессов, порождающих характерные симптомы болезни, недомогания.

Какова связь между психикой и телом? Психика и тело взаимодействуют. Психология здоровья рассматривает психологические факторы не только как возможные последствия болезни, но и как вносящие вклад в их профилактику и лечение.

С позиций системного подхода человек трактуется как сложная живая система, жизнедеятельность которой обеспечивается на разных, но взаимосвязанных между собой уровнях функционирования. В самом общем приближении, как было отмечено выше, выделяют три уровня анализа: биологический, психологический и социальный. На каждом уровне здоровье человека имеет особенности своего проявления.

Сущность здоровья на биологическом (организменном) уровне заключается в динамическом равновесии функций всех внутренних органов и их адекватном реагировании на влияние окружающей среды. Соответственно, нарушение равновесия, неадекватная реакция организма на факторы окружающей среды представляет собой не что иное, как болезнь. В основе обеспечения нормальной жизнедеятельности организма лежит гомеостатический механизм, смысл которого заключается в противодействии со стороны организма в ответ на какое-либо воздействие, нарушающее нормальное протекание жизненных процессов. Этот механизм приводится в действие с тем, чтобы вернуть систему (организм человека) в равновесное состояние. Таким образом, в основе функции гомеостатического механизма заложен принцип саморегуляции.

Вопросы здоровья на психологическом уровне связаны с личностным контекстом анализа, в рамках которого человек предстает как психическое целое (как система психических свойств и состояний).

Отвечая на вопрос «Какое здоровье надо оберегать в первую очередь – духовное или физическое?» многие ведущие специалисты в области медицины считают приоритетным духовное здоровье человека. Современная официальная медицина относит к числу психосоматических, то есть берущих начало в психической дисгармонии, около 80% всех заболеваний39. Индийская и китайская медицина исходит из следующего кардинального тезиса: духовное здоровье есть главная основа здорового тела; в основе здоровой психики лежит равновесие духа, которое, в сочетании со здоровьем тела, надо ценить и охранять превыше всего.

Активное содействие человеку в достижении гармонии психического и телесного здоровья как раз и является одной из главных задач, которую ставит перед собой сегодня психология здоровья. Здоровая психика способна благотворно влиять на функции заболевшего организма. Психическая стойкость человека, сила его духа, самовнушение и воля могут стать надежной опорой в борьбе с развившимся недугом и преодолении болезни тела.

По мнению Г. С. Никифорова39, психически здоровая личность – это прежде всего гармоничная, консолидированная, уравновешенная личность. Для ее направленности характерны духовность, приоритет гуманистических ценностей; ориентация на саморазвитие. Ее способность к самоуправлению обеспечена выраженностью таких характеристик, как целеустремленность, воля, энергичность, активность, самоконтроль, адекватная самооценка.

Ее психические процессы отвечают следующим требованиям:

• максимальное приближение субъективных образов отображаемым;

• объектам действительности;

• адекватное восприятие самого себя;

• способность концентрировать внимание на предмете;

• удержание информации в памяти;

• способность к логической обработке информации;

• критичность и креативность мышления;

• дисциплина ума.

В сфере психических состояний доминируют:

• эмоциональная устойчивость (самообладание);

• зрелость чувств соответственно возрасту;

• совладение с негативными эмоциями (страх, гнев, зависть и др.)

• свободное, естественное проявление чувств и эмоций;

• сохранность привычного самочувствия.

Психически здоровой личности присущи такие свойства, как оптимизм, сосредоточенность, уравновешенность, высокие нравственные качества, уверенность в себе, ответственность, трудолюбие, единство слова и дела, независимость, самоуважение и др.

Здоровье личности на социальном уровне обусловлено ее социальным статусом в обществе и в организации, наличием семьи, уровнем образования и культуры, профессией и соответствующей работой в организации, уровнем заработной платы, материальными условиями и образом жизни, характером досуга, мировоззрением, ценностными ориентациями и т. д.

Г. С. Никифоров предполагает, что в число критериев психического здоровья на социальном уровне можно включить следующее:

• адекватное восприятие социальной действительности;

• интерес к окружающему миру;

• степень адаптации личности к физической и социальной среде;

• направленность личности на общественно-полезное дело;

• культура потребления;

• альтруизм;

• ответственность перед другими;

• демократизм в поведении и др.

Обобщая данные многих авторов, В. И. Гарбузов 11 выделил черты личности, предопределяющие различные психосоматические заболевания. Сюда относятся следующие личностные характеристики:

• ущемленность чувства собственного достоинства;

• эгоизм;

• сужение интересов; тенденция к фанатизму;

• чрезмерная напряженность притязаний, несоответствие притязаний возможностям;

• агрессивность;

• постоянная демонстрация сверх мужественности, особенно, если в действительности человек этими качествами не обладает;

• истероидность характера, когда все делается надрывом, перехлестом и ожесточением.

Выявились и некоторые типы личности, предрасположенные к заболеваниям определенного вида. В этом плане хорошо известен так называемый «тип А», подверженный сердечно-сосудистым заболеваниям. Люди такого типа (в основном мужчины) плохо контактируют с другими людьми, склонны к конфликтности, эгоцентричны, им присущ жесткий, агрессивный стиль поведения; они очень озабочены собственной самооценкой, причем самооценка, как правило, бывает завышенной. Это обычно люди с холерическим темпераментом, быстро говорящие и нетерпеливо слушающие, много и резко двигающиеся, гипертревожные и с огромным честолюбием. У них неверные установки на профессию и работу. Это находит выражение в постоянной нацеленности на успех, на соревновательность и конкурентную борьбу, в стремлении все делать в ускоренном темпе, но при этом часто испытывают дефицит времени; на неудачи реагируют остро, бурно, агрессивно.

У людей, противоположных по своему складу личности типу «А» (их относят к типу «В»), вероятность сердечных заболеваний в шесть раз меньше. Это неагрессивные люди, не склонные к соревнованию, спокойные, неспешные и умеющие расслабиться.

Выделяют еще один тип личности особо подверженный раковым заболеваниям (тип «С»). Как правило, это люди, не предрасположенные к внешнему проявлению раздражению и гнева. Испытывая сильные чувства, они резко не показывают их, загоняют переживания внутрь себя, поддаваясь при этом ощущениям страха, беспомощности, безнадежности. Они высоко чувствительны стрессу, но при этом мало способны к разрядке негативных эмоций, снятию нервно-психического напряжения. Этих людей отличают уступчивость, подчиняемость, неуверенность в себе и терпеливость. Их может вывести из равновесия наличие таких межличностных проблем, как зависть и конкуренция; они легко теряют надежду, становятся беспомощными, могут впасть в депрессию.

Выдающийся американский психолог Эрих Фромм67 составил психологический портрет человека будущего прогрессивного общества Нового Человека. Его главная мысль заключается в том, что люди должны развивать и раскрывать лучшие стороны своего внутреннего мира, уметь взаимодействовать с другими людьми.

Характеристика Нового Человека, по Фромму, включает:

• готовность отказаться от всех форм обладания ради того, чтобы в полной мере быть личностью;

• чувство безопасности и уверенности в себе, основанное на внутренней потребности человека в привязанности, заинтересованности, любви, единении с миром;

• осознание того факта, что никто и ничто вне нас самих не может придать смысл нашей жизни, и что усиливает для самой плодотворной деятельности, направленной на служение своему ближнему, могут стать только полная независимость, отказ от вещизма, ощущение себя на своем месте;

• радость, получаемая от служения людям, а не от стяжательства и эксплуатации;

• любовь и уважение к жизни во всех ее проявлениях; понимание того, что священны жизнь и все, что способствует ее

• расцвету, а не вещи, не власть и не все то, что мертво;

• стремление умерить, насколько возможно, свою алчность, ослабить чувство ненависти, освободиться от иллюзий;

• развитие способностей к любви наряду со способностью к критическому, реалистическому мышлению;

• всестороннее развитие человека и его ближних как высшая цель жизни;

• понимание того, что для достижения этой цели необходимы дисциплинированность и реалистичность;

• развитие воображения, не как бегство от невыносимых условий жизни, а как предвидение реальных возможностей, как средство положить конец этим невыносимым условиям;

• стремление не обманывать других, но и не быть обманутым;

• все более глубокое и всестороннее самопознание;

• ощущение своего единения с жизнью, т. е. отказ от подчинения, покорения и эксплуатации природы, от истощения и разрушения ее, стремление понять природу и жить в гармонии с ней;

• свобода, не как произвол, а как возможность быть самим самой; не клубком алчных страстей, а тонко сбалансированной структурой, которая в любой момент столкнуться с альтернативой: развитие или разрушение, жизнь или смерть;

• понимание того, что лишь немногим удается достичь совершенства по всем этим пунктам.

В соответствии со взглядами американского психолога Альберта Эллиса78 убеждения человека делятся на рациональные и иррациональные. Рациональные убеждения-оценочные суждения, которые носят характер предпочтения. Они выражаются в форме желаний, предпочтений, интересов, симпатий и антипатий.

Позитивные чувства удовлетворения и удовольствия проявляются, когда человек получает то, чего он хочет, в то время как отрицательные эмоции неудовлетворения и неудовольствия (печаль, озабоченность, сожаление, досада и т. д.) проявляются, когда он не получает того, чего хочет. Эти отрицательные эмоции (сила которых связана со значимостью желания) расцениваются как реакции на негативные события и не оказывают значительного влияния на процесс постановки новых целей и задач.

Иррациональные убеждения – по своей природе абсолютные и выражаются в форме «должен», «следует», «обязан». Они приводят к отрицательным эмоциям (депрессия, тревожность, чувство вины, гнев), которые препятствуют постановке цели и ее достижению.

• концентрация на негативных чувствах (не могу видеть ничего хорошего в своей жизни);

• я полный неудачник в жизни; на меня смотрят как на некомпетентного человека;

• условия жизни сейчас столь плохи и неустойчивы; они всегда останутся такими, и я никогда не буду счастлив;

• присвоение ярлыков и чрезмерное обобщение (я никудышный игрок, мне никогда не везет, я – обманщик);

• персонализация (когда я действую хуже других, надо мной смеются, и это ужасно).

В рамках такого подхода могут быть выделены следующие критерии психического здоровья:

• интерес к самому себе; соблюдение и защита своих интересов;

• самоконтроль и самоуправление;

• гибкость мышления и поведения;

• принятие неопределенности;

• ориентация на творчество;

• научное мышление; стремление быть более рациональным и
объективным;

• адекватное восприятие самого себя, отказ от оценки своей внутренней ценности по внешним достижениям или под влиянием оценки других;

• способность рисковать; стремление быть предприимчивым,
но не безрассудно храбрым;

• ответственность за свои эмоциональные нарушения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 4025; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.