Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы его преодоления




Стресс в профессиональной деятельности и

Одной из отличительных особенностей профессиональной деятельности специалиста является наличие стресса. Частое стрессовое состояние его психики обусловлено необходимостью решения мно-жества разнообразных психолого-педагогических и организационных задач за короткое время, его ответственностью за обучение и воспитание работников, из-за конфликтных ситуаций в коллективе и других причин.

Что такое стресс?

Стресс (от англ. stress – нажим, давление) – это мощное проявление эмоций, которое вызывает комплексную физиологическую реакцию организма. В изучении проблемы стресса крупный вклад был внесен канадским врачом и биологом Гансом Селье. Он открыл феномен физиологической реакции организма в ответ на разнообразные специфические повреждающие воздействия. Автор назвал этот феномен общим адаптационным синдромом, под которым понимал усилие организма приспособиться к изменившимся условиям. Селье считал, что на воздействия разного рода (температурные, механические, психологические и др.) организм отвечает неким общим, однотипным физиологическим процессом вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. С помощью этого процесса организм мобилизует себя на самозащиту, на адаптацию к новой ситуации. В его основе лежит гормональная реакция – выделение в кровь с определенной закономерностью гормонов, под воздействием которых осуществляется подъем сил иммунитета.

В принципе состояние стресса – это одно из нормальных состояний человека. «Любая нормальная деятельность, писал Г. Селье, игра в шахматы и даже страстное объятие – может вызвать значительный стресс, не причинив никакого вреда». Следовательно, дело не в наличии самого явления, а в его количестве (в его выраженности), перерастающем в качество. Существенно важно поэтому различать главные характеристики стресса. Стресс не привязан строго к определенной группе трудных состояний, но как непременный атрибут жизнедеятельности он может дать начало любому из них. Вредоносный или, по крайней мере, неприятный стресс следовало бы называть дистресс (от англ. distress – горе, бедствие, расстройство). Чаще все же в разговорной речи и в литературе термином «стресс» обозначают вредное напряжение организма.

Рост интенсивности труда, сокращение времени на общение, подмена человеческого общения компьютерным диалогом, повышение ответственности работников за последствия принимаемых решений и тому подобные явления создают условия для развития хронических форм стресса. Число факторов, приводящих в состояние стресса, сегодня так велико и они так часто возникают, что мы подвергаемся настоящей бомбардировке тревожными сигналами и стрессовая ситуация становится перманентной. Современная жизнь с каждым днем все ощутимее нарушает сложившийся механизм отношения человека с окружающим миром. Преследующие всех нас шумы, запахи, загазованность и другие явления изменившейся экологической обстановки – все это бесспорные стимуляторы стрессов. Имеется, как принято считать, шесть основных симптомов хронического стресса: бессонница, грудная боль (которая, скорее всего, вызывается спазмами мышц, а вовсе не сердечно – сосудистыми заболеваниями), кашель (или постоянное характерное покашливание для «очистки горла»), сексуальная неудовлетворенность, эмоциональный дисбаланс (перепады настроения). Частыми проявлениями стресса являются также хроническая усталость и, конечно же, избыточный вес. В стрессовых состояниях люди начинают усиленно питаться.

Тот тип стресса, который имеет отношение к специалистам, воспитателям характеризуется чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением. К наиболее устойчивым факторам, вызывающим состояние напряжения (стрессорам) относятся:

изнурение работой;

дефицит времени;

отрицательные эмоции, связанные с ожиданием;

неразрешенные конфликты;

противоречия между требованиями и возможностями их реализации;

остающиеся долгое время не решенными сложные проблемы, связанное с воспитанием детей;

неблагоприятный психологический климат в коллективе;

неясные перспективы продвижения по службе;

Проблема стресса становится особенно серьезной для тех работников, которые отличаются настойчивой устремленностью к успеху, стремлением все делать в ускоренном темпе, постоянным напряжением, высокой работоспособностью, умением находить необходимые решения в условиях большой степени риска.

Таким образом, стрессоустойчивость работника является одним из определяющих факторов в обеспечении его здоровья. Возникает задача профилактики заболеваний из-за частых стрессовых ситуаций в его деятельности, а также – противодействие стрессу.

В этом плане становятся актуальными: физическая активность руководителя (необходимость заниматься физическими упражнениями), правильная (эффективная) организация труда и отдыха, полноценное и сбалансированное питание, ограничение курения и спиртных напитков.

Противодействие стрессу станет намного успешнее, если работник будет придерживаться в организации своей деловой и личной жизни следующих рекомендаций:

Уметь распоряжаться собственным временем; отделять существенное от второстепенного; не пытаться браться за все. Следует оставлять время на самое важное дело с точки зрения конечных целей.

Поддерживать и развивать контакты наиболее важные для основной работы. Не замыкаться в себе и помнить, что немало полезных советов для своей работы можно получить от активного общения с окружающими (друзьями, сотрудниками, и др.).

Не забывать, что главная ответственность за успешность профессиональной карьеры лежит на самом человеке. Активно развивать и укреплять свои сильные стороны, терпеливо исправляя недостатки.

Уметь вознаграждать себя за хорошее достижения в работе (например, отметить свой успех в кругу друзей, приобрести какую-то ценную для себя книгу или другую вещь, отправиться в туристический поход, путешествие и т.д.).

Надо заботиться о поддержании в себе душевной бодрости и положительного – отношения к своей работе (не «застревать» на ошибках, неудачах).

Не жалеть сил на создание крепкой семьи. Крепкая семья – одно из главных условий достижения деловых успехов. Оберегать и поддерживать отношения с друзьями. На этом не следует экономить время.

Особый смысл для специалиста содержится в рекомендации: даже любимым делом не заниматься в ущерб собственному здоровью. В ряду приоритетных ценностей человека здоровью безоговорочно отводится первостепенное значение. Жертвовать своим здоровьем ради чего бы то ни было (богатства, карьеры, славы), есть величайшее, по словам А. Шопенгауэра, безумие.

В предыдущем параграфе нами раскрыто огромное значение дыхания, питания и движения тела в поддержании здоровья. В науке и практике известны и специальные методы, способствующие ускорению восстановительных процессов. Сюда, например, относятся такие способы снятия психологического напряжения, как йога, медитация и аутотренинг.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.