Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель личности специалиста




Воспитательное значение дисциплины

Развивающее значение дисциплины

Изучение психологии менеджмента, вовлечение студентов в различные виды индивидуальной или групповой деятельности на практических занятиях способствует развитию у них:

· познавательных и профессиональных интересов;

· речевых, коммуникативных и организаторских способностей;

· рефлексивного мышления, связанного с самооценкой личности, тестированием личностных качеств;

· умений работать в группе (общение, сотрудничество, взаимопонимание);

· умение подготовить и принимать управленческие решения;

· творческих способностей в результате обсуждения и решения проблемных задач по психологии менеджмента.

Изучение данной дисциплины способствует:

· формирование у студентов гуманистического мировоззрения, основанного на знаниях о личности, гуманистической психологии, личностно-ориентированной педагогике и т.д;

· формирование ценностных ориентаций, направленных на овладение духовными ценностями (знания и компетентность, отношения и общение с людьми, познание и творчество, культура и искусство, вера и мировоззрение, язык и речь);

· нравственному воспитанию студентов (связи психологии и педагогики с этикой, выделение в структуре личности менеджера нравственных качеств, этические аспекты в его деятельности и отношениях с подчиненными);

· эстетическому воспитанию студентов (культура общения и управленческого труда менеджера, дизайн на рабочих местах сотрудников и руководителя, техническая эстетика и т.д.).

 

Нами установлено, что решение проблемы о пределения целей высшего профессионального образования связано с моделированием личности и деятельности специалиста соответствующего направления подготовки (специальности)..

Из каких качеств складывается структура модели специалиста?

Руководствуясь принципом единства сознания и деятельности, пониманием роли деятельности в формировании личности, мы считаем, что суть подхода к проблеме моделирования личности специалиста состоит в следующем.

На основе анализа реальной производственной и социально-гуманитарной деятельности специалиста того или иного профиля с учетом прогноза развития данных областей науки и техники и общих требований, предъявляемых обществом к специалистам с высшим (или средним-профессиональным) образованием, структурируется их образ (модель).Если он определяется как совокупность качеств и свойств работников, то мы имеем дело с моделью личности специалиста. Если он представлен через описание видов деятельности или списка решаемых задач, то речь идет о модели деятельности специалиста. Модель личности специалиста - это описание совокупности его качеств, обеспечивающих успешное выполнение задач, возникающих в производственной и гуманитарной деятельности, а также его самообучение и саморазвитие с учетом динамичности развития личности, организации и общества. Модель специалиста строится из инвариантных, базовых свойств личности и тех качеств, которые обусловлены требованиями общества, профессиональной и социально-гуманитарной деятельности.

В результате проведенного нами исследования проблемы определения целей профессионального образования установлено, что личность студента как будущего специалиста необходимо анализировать на трех уровнях: 1)личность как индивидуальность; 2) личность как гражданин (член общества); 3) личность как субъект деятельности.

На первом уровне личность студента (специалиста) рассматривается как индивидуальность, как человек, обладающий разумом, речью, потребностями, способностями, физическими и духовными качествами. Каждый студент отличается особенностями темперамента, чертами характера, эмоциональной сферой, волевыми качествами, особенностями восприятия, памяти и мышления.

На втором уровне студент (специалист) характеризуется как член общества, как носитель социально значимых функций и личностных качеств. Сюда относятся: мировоззрение, ценностные ориентации, нравственные, эстетические, и другие социальные качества личности.

На третьем уровне студент (специалист) выступает как субъект различных видов деятельности - познавательной (учебной и исследовательской), коммуникативной, профессиональной, игровой и др. В структуре личности как субъекта деятельности выделяют знания, умения, навыки и способности, в том числе познавательные, коммуникативные, организаторские и профессиональные.

Таким образом, в результате синтеза качеств личности студента как будущего специалиста на трех уровнях ее структуру можно представить следующим образом (Рис.4).

 

Рис. 9. Модель личности специалиста

 

Содержание индивидуально-психологических свойств личности раскрывается общей психологии (в первой части учебного пособия). Опираясь на эти знания и используя совокупность психодиагностических методов, можно определить наиболее значимые индивидуальные свойства каждого студента (состояние здоровья, тип темперамента, черты характера, способности и др.).

Содержание свойств личности как гражданина и субъекта деятельности определено нами на примере менеджера72 (см. также п.4).

Требования к знаниям и умениям специалиста отражается в Государственном образовательном стандарте высшего или среднего профессионального образования (по соответствующей специальности). К сожалению, существующие образовательные стандарты в части целей образования ограничиваются перечнем обобщенных знаний и умений по специальности и по учебным дисциплинам; в них не отражается личностный компонент образовательного процесса, не раскрываются цели и содержание воспитания студентов.

Представленная структура личности специалиста позволяет уточнить цели и задачи образования и воспитания личности будущего специалиста.

Индивидуально-психологические свойства личности имеют двойственную природу - генетическую и социальную (кроме темперамента). На основе наследственных и социальных факторов эти свойства начинают проявляться в раннем детстве и нуждаются в развитии. Цель воспитания в этом аспекте заключается в создании необходимых условий для физического и психического развития личности в течение всей активной жизни человека, включая и студенческие годы.

Какие же требования предъявляются нашим обществом к современ­ному специалисту, т. е. каков социальный заказ общества к высшей школе? Эти требования определяются на ос­нове изучения философских, социологических, психологических подхо­дов к изучению личности специалиста, директивных документов о выс­шей школе, а также путем анализа деятельности специалистов (дополнительно к тем требованиям, которые отражены в ГОСе профессионального образования).

Современный специалист прежде всего должен быть интеллиген­том, человеком высокой культуры, образованности и воспитанности.

Быть интеллигентом - это значит быть способным не только участво­вать в производстве продукции (материальной, информационной, ду­ховной и т.д.), но и осознавать их ценность для человека и общест­ва в целом, ее связь с культурой, чувствовать личную ответствен­ность за сохранение и воспроизводство духовных ценностей. Интелли­гентному человеку присущи такие важнейшие качества, как порядоч­ность, честность, способность к критическому мышлению, духовная свобода, гуманизм, чувство собственного достоинства, уважение к личности другого человека и др.

По мнению А.И. Половинкина, современный интеллигентный специалист должен соответствовать следующим требованиям: для интелли­гента превыше всего честь и доброе имя (дороже жизни); в жизни и деятельности истинного интеллигента интересы и дела Отечества всегда стоят неизмеримо выше личных интересов; интеллигента отличают высокий профессионализм, творчество и новаторство; ему свойственно стремление к справедливости, уважительное отношение, доброжела­тельность и милосердие к любому человеку; познание и осмысление им мировой и отечественной культуры; собственная точка зрения по лю­бому актуальному вопросу современности и ее пропаганда; умение ис­пользовать для этого современные средства информации и знание хотя бы одного иностранного языка; постоянная работа по воспитанию де­тей и подростков - духовному воспроизводству себе подобных.

В условиях гуманизации и демократизации общественных, произ­водственных и управленческих отношений возрастает значение гумани­тарных знаний специалистов. Независимо от профессии каждый специа­лист должен обладать знаниями в областях философии, истории, со­циологии, психологии, педагогики, экологии, культурологии, этики и эстетики. Гуманитарная подготовка будущих специалистов должна быть направлена на формирование и развитие у них социально значимых ка­честв. Кроме того, оно способствует развитию таких качеств как ши­рота кругозора, умение логически, ясно и убедительно излагать свои мысли /устно и письменно/, умение заниматься самообразованием. Со­временному молодому человеку должны быть присущи высокая политиче­ская культура и общественная активность, ответственное отношение к труду, высокие нравственные качества, правовая активность, нетер­пимость к любым нарушениям правовых и этических норм. Наше общест­во заинтересовано в том, чтобы каждому человеку были присущи чувства дружбы и братства, объединяющие все нации и народности стра­нны, высокая культура межнационального общения, нетерпимость к проявлениям национализма и шовинизма, национальной ограниченности и национального эгоизма.

Как было отмечено выше, в структуре личности выделяется так же направленность, которая характеризуется ее потребностями, инте­ресами, склонностями, убеждениями и целевыми установками, следова­тельно, в данной подструктуре личности специалиста необходимо вы­делить его профессиональную направленность, интерес к профессии и специальности, систему целей и мотивов, способствующих качествен­ному выполнению служебных, обязанностей, духовные и общественные потребности, склонности к творчеству. Кроме того, сюда относятся: научное мировоззрение, патриотизм, принципиальность, ответствен­ность за порученный участок работы, правовая убежденность и актив­ность.

Современный специалист должен обладать «запасом прочности» на будущее: при быстром возрастании объема научно - технической информации учебное заведение не в состоянии снабдить молодого специалиста на всю жизнь. Он должен быть готов к непрерывному самообразованию, уметь самостоятельно работать с научно- технической, экономической или другой литературой. В какой бы области не работал специалист, он должен быть мобильным, способным непрерывно повышать свою квалифи­кацию, адаптироваться к быстро изменяющимся условиям деятельности. Решающее значение для выпускника высшей школы приобретает не толь­ко система конкретных знаний и способов деятельности, но и умение их самостоятельно добывать, систематизировать и использовать.

В условиях информатизации и компьютеризации всех отраслей на­родного хозяйства и общества в целом возрастает значение компе­тентности специалистов в данной области. Умение рационально использовать компьютер в своей профессиональной деятельности стано­вится важным показателем полноценности современного специалиста.

Новое качество выпускника вуза определяется не только объемом приобретенных знаний и умений, но и его способностями к творческо­му (креативному) мышлению, являющимся основным фактором эффектив­ной деятельности специалиста в непрерывно изменяющихся условиях экономики. К творческим способностям относятся: изобретательность, гибкость и критичность ума, интуиция, способность ставить и решать нестандартные задачи, способность к анализу, синтезу и комбиниро­ванию, способность к переносу опыта, способность предвидения и т. д.

Производственная деятельность специалистов в основном осуще­ствляется в трудовых коллективах (группах). В условиях коллектив­ного труда возрастает роль психологических факторов межличностного общения, умения специалистов совместно действовать и принимать ре­шения в процессах управления сложным производством при дефиците ресурсов и времени. Это значит, что современный специалист должен быть подготовлен к коллективной деятельности, сочетать свои зна­ния, умения и навыки с деятельностью других специалистов, обладать коммуникативной компетентностью. К коммуникативным качествам спе­циалиста относятся: внимательность и интерес к людям, способность устанавливать и поддерживать нормальные взаимоотношения с людьми, вести с ними деловое и неформальное селение, понимание психологи­ческого состояния собеседника и адекватная реакция на него, эмпа-тийность, умение изучать и учитывать в коммуникации социально-психологические и индивидуально - типологические особенности лю­дей, умение слушать, умение подготовить и провести деловые беседы, переговоры, совещания и дискуссии, деловые письма и т. д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 4619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.