Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учащегося




Структура учебно-познавательной деятельности

В теории обучения (дидактике) выделяют три функции про-

Функции обучения

цесса обучения: образовательную, развивающую и воспитательную 47.

Образовательная функция состоит в том,что процесс обучения направлен прежде всего на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности. Современная дидактика считает, что знания обнаруживаются в умениях учащегося, следовательно, образование состоит не только в формировании знаний, но и в развитии умений использовать их для получения новых знаний и решения жизненных задач. Поэтому образовательная функция обучения предполагает, что обучение направлено наряду с получением знаний на формирование умений и навыков. Под умением надо понимать владение способом деятельности. Различают общие и специальные умения. К общим умениям и навыкам относятся владение устной и письменной речью, конспектирование, умение общаться с людьми и др. Специальные умения относятся к способам деятельности в отдельных отраслях науки (учебной дисциплины). Например, решение задач по математике, выполнение лабораторных работ по физике, работа с картой по географии и т.д.

Развивающая функция обучения означает то, что в процессе усвоения знаний и способов деятельности происходит развитие личности учащегося. Личностное развитие осуществляется во всех направлениях: развитие речи, мышления, способностей, в эмоционально-волевой, мотивационной, сенсорно-двигательной сферах личности. Развивающая функция обучения реализуется более успешно, если оно организовано так, чтобы включать учащегося в активную разнообразную деятельность. Развивающая функция обучения реализуется в специальных образовательных технологиях, преследующих именно цели развития личности. Например, сюда относятся: системы развивающего обучения Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, методы проблемного обучения (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов), теория поэтапного формирования умственных действий (П.А.Гальперин, Н.Ф.Талызина).

 

 

Учебно-познавательная деятельность – это деятельность учащегося по овладению знаниями и способами действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, поставленных преподавателем. Она направлена не только на освоение знаний и умений, но и на самого субъекта (учащегося) в плане совершенствования, развития его личностных качеств благодаря целенаправленному присвоению им общественного опыта (нравственного, культурного, практического, творческого и т.д.)

Учебно-познавательной деятельности присущи следующие характеристики:

1) она направлена на овладение научными понятиями и общими способами действий;

2) она включает разнообразные действия учащегося, в том числе перцептивные (наблюдение: звуковое и зрительное восприятие учебного материала), умственные (анализ, сравнение, классификация, обобщение и т.д.), практические (решение задач, эксперимент, графические и расчетные работы, работа с компьютером и др.);

3) она ведет к изменениям психических свойств (характера, способностей, памяти, мышления, чувств, воли) и поведения обучающегося в зависимости от результатов своих действий.

Д.Б.Эльконин73 подчеркивал общественный характер учебной деятельности:

• по содержанию, так как она направлена на усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством;

• по ее смыслу, ибо она общественно значима и оцениваема;

• по форме, поскольку она соответствует общественно выработанным нормам общения и осуществляется в общественных учреждениях (школах, колледжах и т.д.).

Как любая другая, учебно-познавательная деятельность характеризуется предметностью, целенаправленностью и продуктивностью (результативностью). Она имеет определенную структуру и содержание.

Предметом учебной деятельности является содержание учебного материала, подлежащее усвоению. Сюда относятся понятия, теории, законы, принципы, задачи, алгоритмы, процессы, способы действий и т.д., включенные в учебные программы по изучаемым дисциплинам (учебным предметам).

Цель учебной деятельности заключаетсяв усвоении этих знаний, в овладении обобщенными способами действий, в процессе чего развивается сам обучающийся. Следует отметить, что цель учебной деятельности связана с целью обучения (более подробно см. в главе 9).

Мотивы учебной деятельности связаны с потребностями, интересами, склонностями, ценностными ориентациями обучающегося. Учитывая исключительнуюважность этого компонента учебной деятельности, этому вопросу посвящен отдельный параграф (11,3.).

К средствам учебной деятельности относятся базовые знания и умения обучающегося, устная и письменная речь, учебная литература, конспекты, наглядные и методические пособия, компьютеры, лабораторное оборудование, учебное телевидение и т.д.

Способы учебной деятельности – это приемы и методы, с помощью которых осуществляется использование средств с целью овладения знаниями. Сюда относятся прослушивание устного изложения учебного материала преподавателем или одним из учащихся, чтение учебной литературы или конспекта, восприятие информации по наглядным пособиям, работа с компьютером, выполнение лабораторной работы, методы группового решения проблем и т.д. (более подробно об этом в главе 12).

Продукт учебной деятельности – новые знания и умения, усвоенные учащимися в результате учебы. Продуктом также является внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, смысловом, умственном и нравственном планах.

В структуре учебно-познавательной деятельности учащегося главным компонентом является учебная задача. Основное отличие учебной задачи от других задач заключается в том, что ее цель и результат состоит в изменении самого субъекта (учащегося), а не в изменении предметов, с которыми он взаимодействует.

Практически вся учебная деятельность должна быть представлена как система учебных задач. По мнению Л.М.Фридмана66, учебная задача состоит из следующих частей:

• предметной области (класс обозначенных объектов);

• требования задачи (указания о цели решения задачи);

• отношений, связывающих объекты задачи;

• совокупности тех операций, которые надо произвести над условиями задачи, чтобы выполнить ее решение.

В деятельности по решению учебных задач могут быть выделены следующие взаимосвязанные компоненты: анализ и понимание задачи, «принятие» учебной задачи, актуализация имеющихся знаний, необходимых для ее решения; составление плана решения задачи; практическое ее осуществление; контроль (самоконтроль) и оценка решения задачи; осознание способов деятельности, имеющих место в процессе решения учебной задачи.

На основе выполняемой функции различают три вида действий: ориентирующие (или планирующие), исполнительные и контрольные действия), ориентирующие действия (ориентировочная основа действий) – это та система ориентиров и указаний, пользуясь которой сотрудники выполняют усваиваемые действия. Она необходима для того, чтобы спланировать предстоящую деятельность.

Ориентировочная основа действий при решении учебной задачи (общий алгоритм решения) включает следующие указания: 1) выяснить, что дано и что надо найти; 2) установить логические связи между известным и искомым; 3) выдвинуть различные способы решения задачи; при необходимости переформулировать задачу; 4) выбрать один из способов и составить план решения задачи; 5)попытаться решить задачу; 6) проверить результат.

Исполнительские действия включают реализацию ориентировочной основы деятельности.

Функция контроля или самоконтроля (контрольных действий) состоит в определении правильности и полноты выполнения учащимися операций при решении учебных задач.

Таким образом, структура учебно-познавательной деятельности включает следующие структурные компоненты: предмет, цель, мотивы, средства, учебные действия и способы их выполнения, продукт (результат). Учебно-познавательную деятельность можно рассматривать как деятельность по решению учебных задач.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.