Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся




Понятием «мотивация» в психологии определяется процесс, в результате которого определенная деятельность приобретает для человека личностный смысл, создает устойчивость его интересов к ней и превращает внешние данные цели его деятельности во внутренние потребности личности.

Мотивация деятельности представляет собой сложную систему побудителей, включающую потребности, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д.

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в учебно-познавательную деятельность. В структуре учебной мотивации психологи выделяют интерес к учению и изучаемым наукам и познавательные потребности и потребности в достижениях, отношение учащегося к учению и к учителям, к цели учения. Установлено влияние на учебную мотивацию уровня умственного развития учащегося, нравственной, эмоциональной и волевой сфер личности, методов обучения, использования различных стимулов и личности преподавателя.

Мотивационный компонент процесса обучения непосредственно связан с личностью обучаемого. Он характеризуется отношением обучаемого к учению, интересом к изучаемой специальности, учебным предметам, стремлением овладеть знаниями и умениями.

Следует отметить исключительную важность мотивационного компонента в учебном процессе. Причина заключается в том, что усвоение знаний и освоение способов деятельности носят сугубо личностный характер. Невозможно учить человека чему-либо, если он того не желает. И наоборот, если у человека есть желание, интерес к изучаемой науке, стремление овладеть знаниями и умениями (мотивы учения), то он даже преодолевая преграды, самостоятельно будет получать необходимое образование.

К сожалению, в настоящее время у многих учащихся нет осознанного стремления к овладению знаниями и умениями. Ведущими мотивами их познавательной активности выступают: необходимость сдачи зачетов и экзаменов, страх быть отчисленным за неуспеваемость, желание получить документ об образовании. Такое отношение сформировалось вероятно из-за невысокого престижа образования в нашей стране, наличия формализма в учебном процессе, неудовлетворительных условий учебного труда, авторитарных методов руководства ученическим коллективом и других причин.

В психолого-педагогических исследованиях проблеме мотивации учебно-познавательной деятельности уделяется значительное внимание (Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев, А.К.Маркова и др.). В результате этих исследований установлено, что развитию познавательного интереса у обучаемых способствуют следующие условия:

1) максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся; ситуация решения проблемных вопросов и задач, активного поиска и догадок, размышления, анализ различных суждений и т.д.

2) организация обучения на оптимальном уровне развития учащихся (правильно организованное обучение всегда должно опережать развитие обучаемых, служить источником нового в развитии);

3) эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учащихся: (благоприятный психологический климат, созданный преподавателем на занятии, повышает настроение обучаемых, способствует развитию их познавательного интереса);

4) благоприятное общение в учебном процессе (общение учащихся друг с другом и с преподавателями создает многообразную гамму отношений, опосредованное влияние которых на интерес очень велико).

Среди эффективных способовформирования интереса к учению следует отметить: понимание школьником личной и общественной значимости образования, значение знаний и профессии в условиях рыночной экономики, конкуренции и т.д.; раскрытие значения изучаемого предмета в развитии личности учащихся; подбор интересных примеров, заданий; создание проблемных ситуаций; систематическая организация самостоятельной работы обучаемых; организация коллективных форм учебной деятельности.

Учащийся будет стремиться к хорошей учебе, проявлять интерес к изучаемым предметам в том случае, если в учебном заведении:

• к нему будут относиться доброжелательно с уважением;

• учащийся понимает социальное значение образования в целом и в предметном значении в частности;

• созданы условия для проявления своих способностей, для успешной учебы;

• достигнутый успех будет замечен коллективом учащихся во главе с преподавателем;

• учащийся будет заниматься не только учебой, но и многими другими видами деятельности – игровой, спортивной, трудовой, художественной и т.д.

К сожалению, в настоящее время школьники (и даже студенты) заняты в основном учебой. Многочасовой учебный труд не оставляет времени и сил для других занятий, монотонный и сидячий образ жизни надоедает, что приводит к нарушению ими дисциплины, побуждают искать сомнительные удовольствия вне учебы (алкоголь, наркотики).

По нашему мнению, в условиях профессиональной школы (ПТУ, лицей, колледж), кроме отмеченных побудителей качестве мотивационных факторов выступают: интерес обучаемого к выбранной профессии, общий уровень его умственного развития, воспитания и культуры, престиж изучаемой профессии в обществе; уровень заработной платы специалиста, содержательность и условия труда специалиста; значение дисциплины в профессиональном становлении специалиста; научный уровень преподавания; методическая и материальная оснащенность учебного процесса; разнообразие применяемых методов, средств и организационных форм обучения; доля самостоятельной работы учащихся в бюджете времени; участие учащихся в научно-исследовательской работе по специальности; конкурсы среди учащихся на лучший проект, изделие, рацпредложение, изобретение и т.д. В целях формирования мотивов активной познавательной деятельности учащихся необходимо упорядочить весь учебно-воспитательный процесс, более точно (диагностично) определить цели образования, отобрать и систематизировать соответствующее этим целям содержание учебных предметов, увязав его с профессиональной деятельностью будущего специалиста, выбрать адекватные методы и средства для организации, контроля, коррекции и оценки результатов процесса обучения.

Краткий анализ мотивационного компонента и путей реализации в учебном процессе показывает, что формирование у обучаемых положительных мотивов учебно-познавательной деятельности является одной из главных задач преподавательского состава учебного заведения. Для ее успешного решения необходимо использовать психолого-педагогические и организационно-методические средства.

Многолетняя практика преподавания автором психолого-педагогических дисциплин в техническом вузе (с 1974г.), а также в Колледже предпринимательств и права показывает, что большинство учащихся с интересом посещают эти занятия, активно включаются в подготовку и чтение докладов, решение ситуационных задач, выполнение разнообразных заданий. Этому способствуют: раскрытие значения психолого-педагогических и социально-управленческих знаний в деятельности современного специалиста на вводной лекции; применение тестов, опросников, анкет для выявления индивидуальных и групповых характеристик; организация групповых дискуссий, группового решения проблем, ­мозгового штурма, деловых игр и других активных форм и методов обучения; подготовка докладов и выступлений для студенческой конференции; выполнение учащимися самостоятельных и контрольных заданий; написание рефератов.

Целями учебной работы учащихся по данному циклу дисциплин становятся овладение различными способами социально-управленческой, коммуникативной деятельности, а также развитие социально значимых качеств личности. Очень важно, чтобы каждый учащийся воспринял эти цели как свои индивидуальные, личностно значимые. Тогда учебно-познавательная деятельность учащихся становится более целенаправленной, активной, осмысленной.

Практика показывает, что если у учащихся проявляется устойчивый интерес изучаемым наукам и выбранной профессии, если он целенаправленно систематически занимается, активно выполняет все задания, то он успешно сдает зачеты и экзамены. Если же у учащихся не обнаруживается мотивация учения, не проявляется познавательная активность, трудолюбие, настойчивость и другие важные для учебы качества, то такой учащийся не достигает целей, получает отрицательные оценки и, как правило, отчисляется из колледжа (вуза).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 6498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.