Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды контроля учебной деятельности




ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Самостоятельная учебная работа

Самостоятельная работа учащихся имеет место во всех организационных формах обучения как под руководством учителя, так и без него (домашняя работа).

Она направлена на решение следующих дидактических задач:

- повторение и закрепление учебного материала;

- углубление и расширение знаний;

- формирование и развитие познавательных способностей;

- овладение приемами самостоятельного получения знаний (самообразование);

- воспитание трудолюбия, самостоятельности, ответственности и других положительных качеств.

Необходимо отметить исключительное значение самостоятельной учебной работы учащихся в образовательном процессе. Она завершает задачи всех видов учебных занятий. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека.

Педагогическая практика выработала большое разнообразие видов самостоятельной работы учащихся (как на уроке, так и вне его). Сюда относятся:

- работа с учебной литературой (чтение, конспектирование, ответы на вопросы и т. д.);

- самостоятельное решение задач;

- подготовка докладов, рефератов;

- работа за компьютером;

- упражнения, выполнения заданий, графические работы;

- экспериментальная работа, написание планов и отчетов;

- учебная игра, дискуссия, ситуационный анализ и другие групповые методы решения проблемы;

- выполнение контрольных заданий, письменных контрольных работ, тестирование (самоконтроль) и другие.

Одной из важных задач педагогического коллектива учебного заведения является практическое планирование внеклассной самостоятельной работы учащихся (чтобы избежать их перегрузки).

Время на самостоятельную работу должно определяться из расчета шестичасового рабочего дня учащихся младших классов и восьмичасового – старших классов. Если школьник в девятом классе сидит пять часов (пять уроков), то на внеклассную самостоятельную работу рекомендуется планировать примерно три часа учебного времени. В старших классах целесообразно проводить парные занятия. Если провести три пары занятий по трем дисциплинам, то на каждую дисциплину следует планировать по одному часу самостоятельной работы.

 

ГЛАВА 15. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ

1.Виды контроля учебной деятельности

2. Методы контроля знаний и умений

3. Критерии оценки знаний и умений

 

 

Контроль промежуточных и конечных результатов обучения учащихся является одним из основных элементов учебно-воспитательного процесса. Он осуществляется с целью обеспечения ритмичной работы обучающихся в течение семестра своевременного выявления отстающих, оказания им содействия в усвоении учебного материала. Систематический контроль успеваемости способствует совершенствованию знаний, навыков и умений учащихся, выявлению их индивидуально-психологических особенностей, стимулирует познавательную активность, оказывает положительное воздействия на развитие памяти и мышления, волевых качеств, ответственности за выполняемую работу. Кроме того, контроль знаний, навыков и умений учащихся дает возможность преподавателю оценить эффективность применяемых им методов и средств обучения, результаты преподавания и учения.

Действующая нормативная документация средней, общеобразовательной и профессиональной школы устанавливает систему взаимосвязанных форм контроля учебной работы учащихся и определяет порядок использования его результатов. Межсессионный контроль усвоения учащимися учебно-программного материала обеспечивается в ходе уроков, семинарских, лабораторных и других видов учебных занятий, а его данные применяются для внесения оперативных изменений в график учебного процесса, организации консультаций и индивидуальной работы со учащимися. С этой же целью по крупным разделам учебных дисциплин проводятся контрольные работы, осуществляется проверка результатов самостоятельной (внеаудиторной) работы учащихся. Ведущее место в системе контроля учебной работы учащихся занимают зачеты, курсовые проекты, экзамены, результаты которых используются для определения успеваемости и перевода обучаемых на следующий курс.

В обучении, в том числе в ДО, применяются следующие виды контроля: предварительный, текущий, тематический, итоговый и отсроченный.

Предварительный контроль имеет диагностические задачи и осуществляется, как правило, в начале учебного года или перед изучением той или иной дисциплины. Цель предварительного контроля – зафиксировать начальный уровень подготовки учащихся.

Текущий контроль – это систематическая проверка и оценка знаний и умений учащихся по отдельным темам на каждом занятии. Возможные методы такого контроля: опрос, выполнение тестовых заданий, решение задач, взаимоконтроль в парах, самоконтроль по компьютерной программе и т.д.

Тематический (рубежный) контроль – это диагностирование качества усвоения учащимися содержания и структуры разделов (крупных тем учебной программы). Задача тематического контроля – не только диагностическая, но и обучающая, поскольку сотрудники обучаются систематизации, обобщению, целостному видению крупного блока учебной информации и связанной с ней деятельности.

Итоговый контроль проводится в конце полугодия и учебного года по каждой изучаемой дисциплине в форме зачета или экзамена согласно учебному плану. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем ключевым целям изучения учебной дисциплины.

Отсроченный контроль – проверка остаточных знаний и умений учащихся какое-то время спустя после изучения дисциплины (через три месяца и более), Отсроченный контроль соответствует требованиям судить об эффективности обучения по конечному результату.

Следует отметить, что знания, навыки и умения учащихся формируются в процессе обучения и являются результатом их учебно-познавательной деятельности. Поэтому, прежде чем строить систему контроля, необходимо тщательно спланировать и организовать процесс обучения, создать нормальные условия (материальные, санитарно-гигиенические и психологические) для учебы, применять современные методы и средства обучения, включить учащихся в различные виды деятельности, Только тогда контроль хода и результатов учебной работы имеет смысл и может способствовать улучшению качества учебно-воспитательного процесса.

Контроль хода и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся является необходимым элементом системы управления процессом обучения. Контроль процесса обучения может быть пооперационным (проверяется каждое действие и операция его выполнения), по результату всего задания (текущий контроль), по результатам изучения данной темы (рубежный или тематический контроль) и всего учебного предмета (итоговый контроль). Для оперативного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся следует использовать пооперационный и текущий контроль выполнения заданий. Пооперационный контроль необходим на начальных этапах освоения способов деятельности, причем он должен осуществляться самим учащимся (самоконтроль) или техническим средством контроля, Иначе при групповом обучении преподаватель не в состоянии следить за ходом выполнения задания каждым учащимся и оказывать индивидуальную помощь. Эту функцию нужно возложить на компьютер, т.е. автоматизировать процессы контроля и коррекции учебно-познавательной деятельности учащихся. Таким же образом можно осуществлять текущий и рубежный контроль знаний и умений. Для этого необходимо разработать тес ты, учитывая уровни усвоения учебных элементов, установленных целью обучения по тому или иному вопросу. На основе тестов осуществляется проверка уровня усвоения учебного материала.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 6001; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.