Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этика как наука о нравственности




Этические основы воспитания

Основой гуманистического воспитания являются этические ценности и нормы, принятые в обществе. Этика (греческое ethos – обычай, нрав, характер – философская наука, изучающая мораль, нравственность. Термин введен Аристотелем. От античных философов (стоиков) идет традиционное деление философии на логику, физику и этику, которая часто понималась как наука о природе человека, т.е. совпадала с антропологией. И. Кант писал, что этика является трамплином, который позволяет людям подняться выше самих себя, освободиться от эгоистических склонностей и видеть в других личностях тоже личность.

В определении этики многие ученые сходятся на том, что этика есть наука, изучающая и дающая теоретическое обоснование нравственным поступкам людей, их нравственным взаимоотношениям, моральному сознанию. Центральной для этики была и остается проблема добра и зла. Предметом этики является мораль.

Мораль (латинское moralis – нравственный), нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают ценностное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п. В отличие от права, исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими мораль включает и исторически преходящие нормы, принципы, идеалы.

Честь и достоинство, совесть и доброта, долг и ответственность – эти нравственные ценности всегда выражали лучшие устремления человечества, открывали перспективы совершенствования человека, придавали жизни смысл и достоинство. Особенно остро проблема морали стоит в наше время. Ведь самые выдающиеся достижения науки и технического прогресса зачастую оборачиваются катастрофическими последствиями для человека, если не происходит соответствующее развитие культуры и морали общества. Необходим решительный поворот общества к гуманистическим идеалам.

Различают гуманизм действенный, реальный и гуманизм абстрактный, отвлеченный, декларативный. Нередко речи политиков, многие законы, всевозможные постановления, резолюции до краев наполнены гуманистическими идеями. На деле же все происходит с точностью до наоборот. В чем же дело? К сожалению, для людей, пришедших к власти, нужды народа отходят на второй план. Властные структуры, как правило, заботятся о самосохранении, о собственном благе. Это отчетливо проявилось в годы коммунистического тоталитарного режима. Властные структуры никогда не должны забывать, что не народ существует для власти, а напротив власть для народа.

Проблема гармоничного сочетания личностных и общественных потребностей зависит как от государственной политики, так и от правильно поставленного воспитания каждой личности. Эти две стороны гармонии общества всегда отстают от требований жизни. Многочисленные разоблачения политиков всех времен и народов отчетливо это показывают.

Реальному гуманизму противостоит антигуманизм (индивидуальный, групповой, национальный, государственный). Для его преодоления необходимы эффективные, реально осязаемые усилия по созданию человеческих условий существования народа.

Кризис нашего общества во многом зависит от утраты нравственных норм и ценностей. Одними социально-экономическими и политико-правовыми реформами преодоление кризиса невозможно. Необходимо сформировать у людей новое мировоззрение, новый менталитет, возвышающий мораль над экономическими, социальными и политическими процессами.

Следует знать, что не уроки этики формируют нравственность человека, а вся окружающая действительность, социально-экономическое устройство общества и, наконец, моральные ценности самих властных структур. Изучение же этики делает проблему прозрачной и ясной и открывает пути преодоления общественных недостатков.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.