Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Необходимость изучения психологии и педагогики: в поисках смысла




Диспут

Соревнование

Конкурсы

 

Конкурсы – весьма привлекательная для учащихся организационная форма. Она отражает стремление каждого проявить свои творческие способности, эрудицию, смелость, активность. Здесь возможен значительный диапазон видов: конкурс эрудитов, интеллектуалов, ораторов, изобретателей, конкурс на лучший рисунок, стихотворение, кулинарное изделие, для девушек – конкурс на лучшую вышивку, платье, костюм и т.д. и т.п.

При проведении конкурсов необходимо соблюдать следующие правила:

• максимальное вовлечение учащихся в число участников конкурса;

• организация компетентного (а возможно, и независимого жюри) для определения победителей и занятых мест;

• обязательное награждение победителей.

 

Является одной из разновидностей интеракции (взаимодействия), которую мы называем конкуренцией. Вряд ли можно возразить против общеизвестного тезиса: конкуренция – двигатель прогресса. Соревноваться могут школы, классы, временно созданные группы (команды). Необходим строгий отбор критериев, по которым могут проводится соревнования. Нецелесообразно, например, соревноваться на успеваемость, отметки (это может привести к процентомании, искусственному завышению оценок и другим нежелательным последствиям). Соревноваться можно по массовости и качеству проведения мероприятий, по туризму, спорту, по деловым играм и т.д.

При проведении соревнований необходимо соблюдать ряд требований:

1. Высокий уровень доброжелательности между соревнующимися сторонами.

2. Высокая нравственная основа содержания и форм соревнований.

3. Широкая гласность.

4. Сравнимость результатов.

5. Регулярное подведение промежуточных итогов.

6. Товарищеская взаимопомощь.

7. Использование передового опыта.

8. Награждение победителей.

 

Диспут – серьезная организационная форма, весьма трудоемкая, требующая длительной и высокопрофессиональной подготовки. Исследования показывают, что диспут является одним из самых сильных способов убеждения, т.к. призывает участников к напряженной мыслительной деятельности, к спору, в котором рождается истина.

Современную молодежь волнуют многие нравственные, социальные, экономические, политические и другие вопросы. И все же необходимо очень тщательно подбирать темы для диспута. Огромную роль играет сама формулировка темы. Можно считать классическим образцом диспуты, которые проводил лет десять назад по телевиденью Роллан Быков. При просмотре этих программ чувствуется исключительная тщательность, продуманность, интеллектуальность подготовки.

Специалисты советуют начать подготовку к диспуту не менее, чем за месяц. Для работы необходимо привлечь ВИГ (см. выше) в ограниченном составе (чтобы как можно меньше учащихся были посвящены в тонкости дела). Члены ВИГ готовят краткие выступления «для затравки», которые могут носить спорный характер. Члены ВИГ могут искусственно подразделиться на «за» и «против», чтобы придать остроту диспуту.

Наиболее рационально, чтобы ведущим диспута был классный руководитель, хотя здесь возможны и другие варианты.

Целесообразно собрать для диспута два или три класса вместе, что вызовет более острую конкурентную борьбу за свое «единственно правильное» мнение.

Примерная тематика диспутов:

1. Учащийся – это не ваза, которую нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь

2. Что такое «герой нашего времени»?

3. Может ли быть честным бизнес?

4. Что есть призвание?

5. Всегда ли правы родители?

6. Существует ли проблема отцов и детей?

7. Что такое свобода личности?

8. Можно ли победить наркотизм?

9. Что лучше: престижная профессия или любимое дело?

 

«Парная педагогика»

 

Выдающийся отечественный специалист В.А.Сухомлинский в некоторых случаях применял т.н. «парную специалистику», т.е. беседу «один на один» с воспитанником. Эту форму рекомендуется применять не только в случаях девиантного поведения, но при возникновении у воспитанников каких-либо проблем, конфликта, беды. В некоторых случаях воспитанники сами обращаются к специалисту с просьбой дать совет по какой-нибудь волнующей его ситуации. Никогда нельзя отказывать в этом воспитаннику.

В ряде случаев у специалиста возникает необходимость побеседовать с воспитанником в случае, если тот оступился, или его поведение не укладывается в определенные нормативы, неписанные законы. В.А.Сухомлинский рекомендует под каким-либо предлогом попросить остаться после занятий (напр., помочь отремонтировать стенд, прибить плакат и т.д.). Во время беседы не следует ругать воспитанника, делать ему замечания, упрекать, оскорблять. Беседа должна протекать как обычный доброжелательный разговор двух друзей – старшего и младшего. Естественно, разговор при этом должен носить высокую нравственную основу. Смысл «парной педагогики» заключается в том, как бы «переводит» воспитанника в собственную систему понятий, норм и ценностей. И не надо жалеть о потраченном времени – оно окупиться сторицей.

С автором этих строк в этом плане произошел экстремальный случай. После занятий (автор преподавал психологию) к нему обратилась девушка с просьбой поговорить. Сразу же она прямым текстом сказала, что хочет расстаться с жизнью. Ее бросил любимый юноша, и теперь у нее нет «интереса к жизни». Разговор «обо всем и не о чем» длился более трех часов, в результате длительной беседы автор понял, что настроение девушки изменилось. Она даже сделала несколько замечаний автору по ведению занятий, что удивило и обрадовало его: значит дела у нее не так уж плохи. Прошло несколько лет. Девушка вышла замуж, родила ребенка. При случайной встрече на улице она радостно и счастливо улыбалась.

К нам неоднократно обращались воспитанники с просьбой о психологической помощи (нелады с родителями, одиночество, непонимание окружающих, «хочу учиться лучше, но не получается» и т.д.). Автору хочется надеяться, что определенная помощь была оказана.

 

Литература

 

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л: Издательство ЛГУ, 1968.

2. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. – СПб.: 1998.

3. Андреев В.И. Деловая риторика – М: Народное образование, 1995.- 208 с.

4. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Издательство МГУ, 1999.

5Атватер И. Я вас слушаю… – М.: 1988.

6. Ахияров К.Ш. Открытое письмо Президенту РФ В.В.Путину. 19/XII-2001 г.

7. Беспалько В.П. Система педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989.

8. Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Педагогика, 1983. – 271 с.

9. Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М.: Инфра-М, 1998. – 224 с.

10. Гастев А.К. Как надо работать. – М.: Экономика, 1966.

11. Гарбузов В.И. Человек, жизнь, здоровье. (Древние и новые каноны медецины). – СПб.: 1995.

12. Данинос Ж.М. Холестерин. – Минск: ИПО «Реликт», 1995. – 208с.

13. Даниленко М.А Проблемы памяти: забывчивость или болезнь Альцгеймера. – СПб.: ИК ”Невский проспект”, 2002 – 160 с.

14. Завистовска З. Диетическое питание при различных заболеваниях. – Минск: НКПО – Экстрон», 1992. - 222 с.

15. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.: Академический проект, 2005. – 33 с.

16. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 480 с.

17. Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация. – М.: Медицина, 1988.

18. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей /Пер. с англ. – М.: Издательство «Прогресс», 1990.

19. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Пер. с англ. – М.: Издательство «Прогресс», 1997.

20. Карпов А.В. Психология менеджмента. – М: Гардарики, 1999. – 584 с.

21. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 176 с.

22. Краско В.Г. Социальная психология. – М.: Омега–Л, 2003. – 365 с.

23. Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. – М.: Дело, 1993. – 192 с.

24. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. – М.: Педагогика, 1975.

25. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. – М.: Высш. шк., 1986. – 368 с.

26. Курбатов В.И. Стратегия делового успеха. – Ростов Н/Д: Издательство “Феникс”, 1995. – 416 с.

27. Курбатов В.И. Искусство управлять общением. – Ростов Н/Д: Издательство” Феникс”, 1997. – 352 с.

28. Кушниренко Э.Ю. Два цветка на древе медицины. Учение индо-тибетской медицины о здоровье и долголетии. – М., 1999.

29. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. – М.: 1995. – 492с.

30. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами: Преобразующее лидерство. – М.: УЦ «Перспектива», 1997. – 288 с.

31. Леви В. Искусство быть собой: конкретная психология. – М.: Издательство ООО «Торобоан», 2000. – 285 с.

32. Леднев В.С. Содержание образования. – М.: Высш. шк., 1989. – 360 с.

33. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.

34.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – 444 с.

35. Махмутов М.И. Проблемное обучение. – М.: Педагогика, 1975.

36. Маловичко А. Очищение и лечение суставов нетрадиционными методами. – СПб.: ТОО «Респекс», 1999. – 352 с.

37. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы./Пер. с англ. – М.: Смысл, 1999. – 425 с.

38. Немов Р.С. Психология. Кн.1. – М.: Просвещение, 1998. – 576 с.

39. Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб.: Речь, 2002. – 256 с.

40. Николаев Ю.С., Нилов Е.И. Простые и полезные истины. – М.: 1986.

41. Ниренберг Дж. Маэстро переговоров: Деловой бестселлер/Пер. с англ. – Минск: Издательство «Парадокс», 1996. – 416 с.

42. Новиков А.М. Профессиональное образование в России.– М.: ИЦП НПО РАО, 1997.

43. Новое педагогическое мышление/Под ред..В.Петровского. – М.: Педагогика, 1989. – 280 с.

44. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М.: Высш. шк. 1990. – 382 с.

45. Омаров А.М. Управление: искусство общения. – М.: «Советская Россия», 1980. – 240 с.

46. Орлов В.А., Гиляревский С.Р. Проблемы изучения качества жизни в современной медицине. – М.: 1992.

47. Педагогика. Уч. пособие под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Рос. пед. агентство, 1996. – 602 с.

48. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии/Под ред. С.А.Смирнова. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 512 с.

49. Педагогика. Уч. пособие под ред. Л.П.Крившенко. – М.: Изд. Проспект, 2005. – 432 с.

50. Педагогика. Уч. пособие под ред. Ю.К.Бабанского. – М.: Просвещение, 1988. – 479 с.

51. Половинкин А.И. Стратегия перестройки инженерного образования // современная высшая школа. – М.: 1998, №3, с. 45-54.

52. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Управление персоналом в Японии. – М.: Наука, 1989. – 207 с.

53. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы. – М.: 1996.

54. Психология здоровья/Под ред. Г.С.Никифорова. – СПб.: Издательство СПб университета, 2000.

55. Питер Друкер. Практика менеджмента. – М.: Изд. «Дом Вильямс», 2000. – 398 с.

56. Пойя Д. Как решать задачу? – М., 1981.

57. Роберт Н.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактичские проблемы. – М., 1994.

58. Розен Г.Я. Обзор литературы по проблемам научного и технического творчества в США.// Исследования по психологии научного творчества в США. – М.: 1966.

59. Романов А.А. Грамматика деловых бесед. – Тверь: «Фамилия», 1995. – 240 с.

60. Руденский Е.В. Основы психотехнологии общения учителя. – М.: Инфра-М, 1997. – 180 с.

61. Скотт Д.Г. Способы разрешения конфликтов. – Киев: Издательство «Верзилин и Ко, ЛТД», 1991. – 208 с.

62. Теоретические основы содержания общего среднего образования/Под ред. В.В.Краевского и И.Я.Лернера. – М.: Педагогика, 1983. – 352 с.

63. Теплов Б.М. Ум полководца. – М.: Педогогика, 1990. – 208 с.

64. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. – М.: Просвещение, 1980. – 160 с.

65. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения/Пер. с англ. – М.: Наука, 1990. – 158 с.

66. Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. – М., 1977.

67. Фромм Э. Революция надежды. – СПб.: «Ювента», 1999. – 245 с.

68. Хроменко А.Т. Самоменеджмент.– М.: Экономика, 1996.–139 с.

69. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб, 2001.

70. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. – М.: Издательства «Логос», 1996. – 320 с.

71. Шакуров Р.Х. Психология руководства педагогическим коллективом. – М.: Издательство «Магистр», 1995. – 184 с.

72. Шарипов Ф.В. Психология менеджмента. – Уфа: УГАТУ, 2004. – 518 с.

73. Шарипов Ф.В. Проектирование процесса обучения студентов технического вуза социально-управленческой деятельности// Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук (рукопись)

74. Шарипов Ф.В. Дидактические основы дистанционного обучения. – Уфа, 2005. – 69 с.

75. Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований (методологический анализ)//Педагогика и логика. – М.: Касталь, 1993.

76. Шепель В.М. Управленческая психология. – М.: Экономика, 1984. – 248 с.

77. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья. – Новосибирск: 1989.

78. Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 288 с.

79. Эльконин Д.Б. Введение в детскую психологию. – М., 1989.

80. Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекций по этике. – М.: Изд. «Москва», 1999. – 384 с.

81. Морозов А.В. Деловая психология. – СПб.: Изд. «Союз», 2002. – 576 с.

82. Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 239 с.

 

 

  • 1.1 Многообразие форм человеческого знания
  • 1.2 Мировоззренческие картины мира
  • 1.3 Соотношение знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности
  • 1.4 Уровни научного познания объективной и субъективной реальности
  • 1.5 Источники гуманитарного знания и способы работы с ним
  • 1.6 Психологическое совершенствование - условие профессионального и личностного роста специалиста
  • Список рекомендуемой литературы
  • ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 798; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.