Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отрасли педагогики




Методы педагогики

Как любая наука, педагогика характеризуется не только своим собственным предметом, но и специфическим набором методов. При этом необходимо различать:

  • во-первых, методы обучения и воспитания, с помощью которых осуществляется управление педагогическим процессом, воплощаются в жизнь педагогические цели;
  • во-вторых, собственно исследовательские методы, т.е. приемы получения самого педагогического знания, позволяющего вырабатывать эти цели и средства их достижения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

К методам второго типа (исследовательским методам, направленным на добывание собственно педагогического знания) можно отнести, в частности, следующие:

  • наблюдение;
  • беседа и интервью (включая стандартизованное интервью);
  • изучение документации и продуктов деятельности учащихся;
  • анкетирование;
  • опросы;
  • тестирование:
    • тесты достижений,
    • личностные тесты,
    • интеллектуальные тесты,
    • тесты креативности и др.;
  • метод экспертных оценок;
  • педагогический эксперимент:
    • констатирующий,
    • формирующий,
    • контрольный;
  • количественные методы статистического анализа;
  • контент-анализ;
  • организационно-деятельностные игры. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

В результате развития науки, техники и культуры происходит дифференциация знаний и специализация наук. В педагогической науке процесс специализации и дифференциации проявляется особенно заметно. Педагогика, зародившаяся в недрах философии как ее часть, имеет в настоящее время большое число ответвлений, которые развиваются как ее отрасли. Эти отрасли определяются особенностями объекта воспитания:

  • возрастом, (См. дополнительный иллюстративный материал.)
  • профессией,
  • психофизиологическими данными и т. д. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Основные "ветви" древа педагогической науки следующие:

  • общая педагогика;
  • дошкольная педагогика;
  • педагогика общеобразовательной школы;
  • специальная педагогика (дефектология);
  • педагогика профессионально-технического и среднего специального образования;
  • исправительно-трудовая педагогика;
  • военная педагогика;
  • педагогика высшей школы;
  • история педагогики. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Общая педагогика - изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Эта отрасль педагогических знаний исследует фундаментальные законы обучения и воспитания. Составными частями общей педагогики являются:

  • теория воспитания;
  • теория обучения (дидактика);
  • теория организации и управления в системе образования. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Дошкольная педагогика - изучает закономерности воспитания детей дошкольного возраста. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Педагогика общеобразовательной школы - исследует содержание, формы и методы обучения и воспитания школьников. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Специальная педагогика (дефектология) - наука об особенностях развития и закономерностях обучения и воспитания аномальных детей, имеющих физические или психические недостатки. В зависимости от вида дефектов выделяют такие ее направления:

  • сурдопедагогика - изучает закономерности обучения и воспитания глухих;
  • тифлопедагогика - слепых и слабовидящих детей;
  • олигофренопедагогика - умственно отсталых детей;
  • логопедагогика, разрабатывающая вопросы исправления речи детей и подростков. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Педагогика профессионально-технического и среднего специального образования - изучает и разрабатывает вопросы обучения и воспитания учащихся средних специальных учебных заведений. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Исправительно-трудовая педагогика занимается вопросами перевоспитания правонарушителей всех возрастов. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Военная педагогика изучает особенности воспитания воинов. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Педагогика высшей школы разрабатывает вопросы обучения и воспитания студентов вузов. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Значительное место в системе педагогических знаний занимает история педагогики, раскрывающая историю развития теории и практики обучения и воспитания в разные исторические эпохи, разных стран и народов. (См. дополнительный иллюстративный материал.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.