Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Непроизвольное внимание — это сосредоточе­ние сознания на объекте в силу каких-то его особеннос­тей




Внимание — это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточе­ние психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Восприятием называют психический процесс отраже­ния предметов и явлений действительности в совокуп­ности их различных свойств и частей при непосредствен­ном воздействии их на органы чувств. Восприятие — это отражение комплексного раздражителя.

Выделяется четыре операции, или четыре уровня, пер­цептивного действия: обнаружение, различение, индентификация и опознание. Первые два относятся к перцептив­ным, последние — к опознавательным действиям.

Обнаружение — исходная фаза развития любого сен­сорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая опе­рация восприятия — различение, или собственно воспри­ятие. Конечный результат ее — формирование перцептив­ного образа эталона. При этом развитие перцептивного дей­ствия идет по линии выделения специфического сенсор­ного содержания в соответствии с особенностями предъяв­ляемого материала и стоящей перед субъектом задачи.

Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация.

Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памя­ти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, вос­принимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.

Таким образом, восприятие представляет собой систе­му перцептивных действий, овладение ими требует специ­ального обучения и практики.

В зависимости от того, в какой степени целенаправлен­на будет деятельность личности, восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).

Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, не­обычностью), так и соответствием этих предметов интере­сам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, ви­дим витрины магазинов, воспринимаем различные запахи и многое другое.

Преднамеренное восприятие с самого начала регули­руется задачей — воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Так, например, преднаме­ренным восприятием будет рассматривание электрической схемы изучаемой машины, слушание доклада, просмотр тематической выставки и т. д. Оно может быть включено в какую-либо деятельность (в трудовую операцию, в выпол­нение учебного задания и т. п.), но может выступать как самостоятельная деятельность — наблюдение.

Наблюдение — это произвольное планомерное воспри­ятие, которое осуществляется с определенной, ясно осоз­нанной целью с помощью произвольного внимания. Важ­нейшими требованиями, которым должно удовлетворять наблюдение, являются ясность задачи наблюдателя и пла­номерность и систематичность ведения. Существенную роль играет дробление задачи, постановка частных, более кон­кретных задач.

Если человек систематически упражняется в наблюде­нии, совершенствует культуру наблюдения, то у него раз­вивается такое свойство личности, как наблюдательность.

Наблюдательность заключается в умении подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.

Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими процессами и свойства­ми личности.

Основные свойства восприятия

Одну и ту же информацию люди воспринимают по-раз­ному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т. п. Зависимость восприя­тия от содержания психической жизни человека, от осо­бенностей его личности носит название апперцепции. Вли­яние прошлого опыта личности на процесс восприятия проявляется в опытах с искажающими очками: в первые дни опыта, когда испытуемые видели все окружающие предметы перевернутыми, исключение составляли те пред­меты, перевернутое изображение которых, как знали люди, физически невозможно. Так, незажженная свеча воспри­нималась перевернутой, но как только ее зажигали, она виделась нормально ориентированной по вертикали, т. е. пламя было направлено вверх.

Свойства восприятия:

1. Целостность, т. е. восприятие есть всегда целостный образ предмета. Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной, об этом свидетельствуют данные о восприя­тии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после опе­рации они видели не мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины, т. е. были одиночные ощущения, но не было восприятия, не видели целостные предметы. Постепенно, через несколько недель, у этих людей формировалось зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее пу­тем осязания. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики, т. е. восприятие — система перцептив­ных действий, которыми надо овладеть.

2. Константность восприятия — благодаря ей мы вос­принимаем окружающие предметы как относительно по­стоянные по форме, цвету, величине и т. п. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечи­вающих акт восприятия). Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру воспри­нимаемого объекта. Констант-ность восприятия — не врож­денное свойство, а приобретенное. Нарушение констант­ности восприятия происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию, например, когда люди смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, то автомобили, пешеходы им кажутся маленькими; в то же время строи­тели, работающие постоянно на высоте, говорят, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров.

3. Структурность восприятия — восприятие не являет­ся простой суммой ощущений. Мы воспринимаем факти­чески абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее ис­полняет оркестр, либо один рояль, или человеческий го­лос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.

4. Осмысленность восприятия — восприятие тесно свя­зано с мышлением, с пониманием сущности предметов.

5. Избирательность восприятия — проявляется в пре­имуществен-ном выделении одних объектов по сравнению с другими.

Швейцарским психологом Роршахом было установле­но, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда вос­принимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро) и только некоторые психические больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна как таковые. То есть восприятие протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос: «Что это такое?»

Виды восприятия. Выделяют: восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека.

 

Общая характеристика внимания

Важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избирательный, направленный ха­рактер. Этот избирательный, направленный характер пси­хической деятельности связывают с таким свойством на­шей психики, как внимание.

В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т. п.) внимание своего особого со­держания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов.

Характеризуя внимание как сложное психическое яв­ление, выделяют ряд функций внимания. Сущность вни­мания проявляется прежде всего в отборе значимых, ре­левантных, т. е. соответствующих потребностям, соответ­ствующих данной деятельности, воздействий и игнори­ровании (торможении, устранении) других — несуще­ственных, побочных, конкурирующих воздействий. Наря­ду с функцией отбора выделяется функция удержания (со­хранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания является регуляция и кон­троль протекания деятельности.

Внимание может проявляться как в сенсорных, так и мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Сенсорное внимание связано с восприятием раздражите­лей разной модальности (вида). В связи с этим выделяют зрительное и слуховое сенсорное внимание. Объектами ин­теллектуального внимания как высшей его формы яв­ляются воспоминания и мысли. Наиболее изучено сенсор­ное внимание. Фактически все данные, характеризующие внимание, получены при исследовании этого вида вни­мания.

Различают три вида внимания: непроизвольное, про­извольное и послепроизвольное.

Известно, что любой раздражитель, изменяя силу сво­его действия, привлекает внимание.

Новизна раздражителя также вызывает непроизволь­ное внимание.

Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмоциональный тон (насыщенные цвета, мелодичные зву­ки, приятные запахи), вызывают непроизвольное сосре­доточение внимания. Еще большее значение для возник­новения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вы­звавший у человека удивление, восхищение, восторг, про­должительное время приковывает его внимание.

Интерес как непосредственная заинтересованность чем-то происходящим и как избирательное отношение к миру обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внима­ния к предметам.

Синонимами слова произвольное (внимание) являются слова активное или волевое. Все три термина подчеркива­ют активную позицию личности при сосредоточении вни­мания на объекте. Произвольное внимание — это созна­тельно регулируемое сосредоточение на объекте.

Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что должен делать.

Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности. Своим происхождением произволь­ное внимание обязано труду.

Произвольное внимание возникает, когда человек ста­вит перед собой цель деятельности, выполнение кото­рой требует сосредоточенности.

Произвольное внимание требует волевого усилия, ко­торое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Волевое усилие необходи­мо, чтобы сосредоточиться на объекте деятельности, не отвлечься, не ошибиться в действиях.

Итак, причиной возникновения произвольного вни­мания к любому объекту является постановка цели дея­тельности, сама практическая деятельность, за выполне­ние которой человек несет ответственность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 821; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.