Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология отношения матери к ребенку по Л.Ковар




1. Часто ребенок бывает обузой, мешает социальному продвижению матери и мать уходит. Ребенок, лишенный материнской ласки: с трудом общается с другими; у него поздно формируется речь; остается инфантильным на всю жизнь; не формируется "Я-концепция".

2. Мать полностью посвящает себя ребенку - "хозяин -раб", чтобы избавиться от пустоты и бессмысленности жизни. Относится к ребенку как к "любовнику"; исполняет все его прихоти; не дает ребенку проявить самостоятельности; формирует безответственность, беспомощность; считает, что отец не нужен; ребенок не приобретает опыта соперничества и компромиссов; ребенок, как правило, не принимается сверстниками и поэтому становится придатком матери, а мать этим довольна.

3. "Отношения для двоих" (матери-одиночки): контролируют поведение ребенка и получают от этого удовольствие; мать уходит от него, когда нужно ей, а не ему; тянет к общению с маленьким детьми; мать воображает себя девочкой; ребенок бунтует против матери, учителей; уход в мир фантазий, стремление к всемогуществу.

4. "Волевая" мать требует "слабовольного" сына. Ребенок вынужден играть роль слабовольного, но постоянно борется с матерью. Часто проявляет агрессию

 

 

на родителей, младших детей, конфликтует со сверстниками. Предпочитает одиночество, недоволен собой, так как судит о себе по критериям матери, чувствителен и пытается компенсировать свою слабость и трусость, занимаясь силовыми видами спорта.

5. Мать считает отца недоразвитым аналогично и ребенка, отворачивается от ребенка, но старается выглядеть заботливой в мелочах, выражает лишь отрицательные эмоции или не выражает вообще (сын как и отец - "пустое место"). У ребенка не развивается индивидуальность, формируется комплекс неполноценности.

6. Мать с "разбитой судьбой". Временно посвящает себя ребенку, но ради мужчины, готова бросить, как и отец - дочь. Ребенок бунтует против родительского непостоянства: побеги, подлоги, кражи, ранние сексуальные связи, разочарования и т.д. При таких отношениях матери к ребенку у ребенка развиваются личностные качества по следующему типу.

  • Социальный неудачник" (признавался как личность родителями, но считался непослушным, был с ними близок, но очень недолго). «Несоциализированный преступник» (очень скудное воспитание и рано оценивается как неперспективный, характерны кражи, драки, наркомания, пьянство).
  • Социальная неудачница" (любимица матери, которая была брошена ради очередных мужчин и стремится привлечь к себе внимание плохим поведением, любовные связи для нее заменяют связь с матерью).

Выделяются следующие стили родительского воспитания: демократический, контролирующий, смешанный. Демократический характеризуется высоким уровнем принятия ребенка, хорошо развитым вербальным общением с детьми, верой в самостоятельность ребенка в сочетании с готовностью помочь ему в случае необходимости. В результате такого воспитания дети отличаются умением общаться со сверстниками, активностью, агрессивностью, стремлением контролировать других детей (причем сами не поддаются контролю), хорошим физическим развитием. При контролирующем стиле воспитания родители берут на себя функцию контроля за поведением детей: ограничивают их деятельность, но поясняют суть запретов. В этом случае детям бывают, присущи такие черты, как послушание, нерешительность, неагрессивность. При смешанном стиле воспитания дети чаще всего характеризуются как послушные, эмоционально чувствительные, внушаемые, неагрессивные, нелюбопытные, с бедной фантазией.

Нерешённые психологические проблемы родителей, проецируясь на ребенка, могут повториться у него в усугублённом виде. Скрытым формам программирования развития детей в семье уделяется большое внимание в работах представителей трансактного анализа - Э. Берна, и М. Гулдинг. Детям часто приходится слышать от родителей фразы типа: "Когда же ты, наконец, поумнеешь?", "Да что ты бьёшься, у тебя всё равно не получится, давай лучше я, " или "Эх ты, моё горе". Всё это и многие другие родительское внушение, программирование принято называть "родительскими директивами".

Термин «родительские директивы» введён М. Гулдингом и означает

 

 

скрытое приказание, неявно сформулированное словами или действием родителя, за неисполнение которого ребёнок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно - собственным чувством вины перед родителем, давшим эту директиву. Истинные причины своей вины ребёнок (и даже взрослый) не может осознать без посторонней помощи. Именно директивы ответственны за живущую уже во взрослых людях зависимость от кого-то из родителей, неявно научивших ребёнка вести себя ошибочным, непродуктивным, невротичным образом. М. Гулдинг вывел целый перечень родительских директив.

1. "Не живи" ("Мне не нужна такая плохая девочка", "Поскольку я все свои силы и здоровье отдала, чтобы тебя воспитать, я так и не смогла...") Скрытым смыслом передачи такой директивы является облегчение управления ребёнка посредством возбуждения в нём хронического чувства вины, связанного с фактом самого его присутствия в жизни родителя. Взрослый как бы заставляет ребенка поверить в его (ребёнка) ответственность за нерешённые задачи взрослого. Известно, что наказание смягчает чувство вины, поэтому такие дети могут искать такие ситуации, где они могут быть наказаны, притом за что-то реальное (типа драки или разбитого окна), а не за фикцию.

2. "Не будь ребёнком" ("Пора тебе думать своей головой", "Ну ты же не маленький, чтобы..."). Такая директива достаётся единственным или старшим детям и соединена с подавлением детских, невинных желаний, которые сами связаны со способностью к творчеству, самопроявлению.

3. "Не расти" ("Ты ещё мала, чтобы краситься", "Мама тебя никогда не бросит", "Не торопись взрослеть"). Чаще всего достаётся младшим или единственным детям. Такую директиву ребёнку дают родители, боящиеся взросления своего ребёнка и наступления того момента, когда он, покинув ми семью, оставит их опять лицом к лицу друг с другом, как в начале супружества.

4. "Не думай" (выражается в требованиях не умничать, не рассуждать) Например, желая отвлечь ребёнка от травмирующей ситуации, мама отвечает ни его вопросы так: "Не думай об этом, забудь", тем самым лишая его возможности решить вставшую перед ним проблему рациональными средствами.

5. "Не чувствуй" ("Как ты смеешь злиться на учительницу, она же тебе годится в матери", "Не сахарный - не растаешь"). Ребёнок с такой директивой, запрещающей ему проявлять агрессивность по отношению к учительнице, может начать разряжаться на младших или более слабых по отношению к нему детях. Ребёнок, научившийся игнорировать телесные ощущения, легко может утратить чувство физической безопасности и стать склонным к травматизму.

6. "Не достигай успеха" ("Я сам не смог закончить институт, но отказываю себе во всём, чтобы ты смогла получить образование"). Увы, в основе подобных директив лежит бессознательная зависть родителя к успеху ребёнка.

7. "Не будь лидером" ("Будь как всё", "Ну и зачем ты высовывался, вышло хуже для тебя"). Родители, дающие ребёнку такую директиву из лучших побуждений, могут быть обеспокоены чувством зависти, которое они, по их глубокому убеждению, обречены, вызывать у других людей.

8. "Не принадлежи" - её передают детям родители, сами имеющие проблемы в общении и видящие в ребёнке "единственного друга". В общении с

 

ребенком такие родители могут всячески подчёркивать его исключительность, непохожесть на других (в положительном смысле).

9. "Не будь близким". Эта директива по смыслу напоминает предыдущую, но если та проявляется в группе, то эта - в отношениях с одним близким человеком. Родители, передающие эту директиву, внушают тем самым ребёнку, что никому (кроме них) доверять нельзя. Вред этого подспудного указания в бессознательном убеждении, "что любая близость опасна".

10."Не делай" - то есть не делай сам, я буду делать это за тебя. Родители дают ее ребёнку, говоря: "Не делай сам, подожди меня". Вырастая, эти дети будут откладывать начало своих действий, попадать в цейтнот, не догадываясь, что действуют по инерции родительской директивы.

II. "Не будь самим собой". Выражается в выражениях типа "Почему Вася может, а ты нет?", "Стремись к идеалу"; бывает также, что родители хотели девочку, а получился мальчик. Скрытый смысл данной директивы - вызвать неудовлетворённость своим нынешним состояние и пустить его в непрерывную беготню по замкнутому кругу. Будучи постоянно неудовлетворённым и мотивируемым завистью, человек убегает от самого себя.

12. "Не чувствуй себя хорошо" ("Хоть у него была высокая температура, он написал контрольную на 5"). Ребёнок, получивший такую директиву, приучается, с одной стороны, к мысли, что болезнь привлекает к нему всеобщее внимание, а с другой к ожиданию, что плохое самочувствие повысит ценность любого его действия.

Следование директивам помогает маленькому и зависимому ребёнку приспособиться к требованиям больших и свободных людей (которые решают собственные проблемы). Практически воспитывать ребёнка, избегая мин, не очень-то и возможно - для этого требуется как минимум принципиально иной уровень психологической и педагогической грамотности, нежели имеющийся у среднего обывателя, а как максимум - семейная пара, решившая свои личные проблемы и свободная от создания новых.

4. Процесс формирования половой идентичности. Последователи 3. Фрейда считали, что почти все психосексуальные проблемы и трудности взрослого человека детерминированы "травматическими переживаниями" его раннего детства. Психосексуальное развитие человека, начинается с формирования половой идентичности младенца, причем решающую роль в этом процессе играют взрослые. Определив паспортный пол младенца, родители и другие взрослые начинают обучать ребенка его половой роли, внушая ему, что, значит быть мальчиком или девочкой. Хотя разницав характере социализации мальчиков и девочек не всегда осознанна, она весьма существенна. В какой мере эти различия обусловлены целями воспитания, а в какой естественными различиями в поведении мальчиков и девочек (например, тем, что мальчики всегда более активны и агрессивны) - вопрос открытый, но эти различия существуют всюду и, так или иначе, преломляются в сознании ребенка.

Первичная половая идентичность, т.е. сознание своей половой принадлежности, формируется у ребенка уже к 1,5 годам, составляя наиболее устойчивый, стержневой, элемент его самосознания. Двухлетний ребенок знает

 

 

свой пол, но еще не умеет обосновать эту атрибуцию. В 3-4 года ребенок уже осознанно различает пол окружающих людей (интуитивно уже грудные дети по-разному реагируют на мужчин и женщин), но часто ассоциирует его с чип внешними признаками (например, с одеждой) и допускает принципиальную обратимость, возможность изменения пола (в действительности изменение паспортного пола ребенка в этом возрасте психологически уже весьма сложно), 6-7 лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, причем это совпадает с бурным усилением половой дифференцировки поведения и установок; мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные интересы, стиль поведения и т. д.; такая стихийная половая сегрегация (однополые компании) способствуй кристаллизации и осознанию половых различий.

Психологические механизмы половой социализации и формирования половой идентичности изучены слабо. Существуют 3 альтернативные теории Теория идентификации, уходящая корнями в психоанализ, подчеркивает рощ эмоций и подражания, полагая, что ребенок бессознательно имитирует поведений взрослых представителей своего пола, прежде всего, родителей, место которых он хочет занять. Теория половой типизации, опирающаяся на теорию социального научения, придает решающее значение механизмам психического подкреплении родители и другие люди поощряют мальчиков за маскулинное поведение и осуждают их, когда они ведут себя "женственно"; девочки получают положительное подкрепление за фемининное поведение и осуждаются за маскулинное. Теория самокатегоризации, опирающаяся на когнитивно-генетическую теорию, подчеркивает познавательную сторону этого процесса и особенно значение самосознания: ребенок сначала усваивает представление о половой идентичности, о том, что, значит, быть мужчиной или женщиной, затем определяет себя как мальчика или девочку и после этого старается сообразовать, свое поведение с тем, что кажется ему соответствующим такому определению, Каждая из этих теорий содержит какую-то долю истины, но, ни одна не объясняет всех известных фактов.

Возможно, эти теории нужно считать не столько альтернативными, сколько взаимодополнительными. Они описывают процесс половой социализации с разных точек зрения: теория половой типизации - с точки зрения воспитателей, теория самокатегоризации - с точки зрения ребенка. Кроме того, в центре внимания когнитивно-генетической теории стоят процессы категоризации, теория половой типизации анализирует процессы обучения и тренировки, а теория идентификации - эмоциональные связи и отношения.

Помимо родителей, исключительно важным, универсальным агентом половой социализации является общество сверстников, как своего, так и противоположного пола. Оценивая телосложение и поведение ребенка в свете своих, гораздо более жестких, чем у взрослых, критериен маскулинности/фемининности, сверстники тем самым подтверждают, укрепляют или, наоборот, ставят под вопрос его половую идентичность и полоролевые ориентации.

По данным К.Штарке и В.Фридриха, сексуальная удовлетворенность и

 

психическое благополучие взрослого человека во многом зависят от морально-психологической атмосферы, в которой протекало его детство. Доверительные отношения с родителями, особенно с матерью, общая эмоциональная раскованность и открытость семейных отношений, терпимое, светское отношение родителей к телу и наготе, отсутствие жестких вербальных запретов, готовность родителей откровенно обсуждать с детьми волнующие их деликатные проблемы – все эти факторы облегчают ребенку формирование здорового отношения к сексуальности.

Однако они в свою очередь зависят от множества социокультурных условий: образовательного уровня родителей, моральных принципов, усвоенных ими в детстве, и их собственного сексуального опыта, а также от общих ценностных ориентации культуры, на которые осознанно или неосознанно равняются индивидуальные семейно-бытовые отношения, вербальные запреты, телесный канон и т.п. Игнорировать эти исторические, прежде всего национальные, различия и пытаться насильственно ломать их - бессмысленно и опасно.

Помимо семейных условий, важным фактором психосексуального развития человека является опыт разностороннего, с раннего детства, общения между мальчиками и девочками. И эксперименты с животными, и многочисленные наблюдения за детьми показывают, что коммуникативные свойства личности, ее способность к эмоциональному сопереживанию и душевной открытости во многом зависят от дружеских отношений с лицами противоположного пола в детстве. Начало половой жизни везде означает рост автономии молодых людей от старших, особенно от родителей, иначе и не может быть, так как это - один из универсальных признаков взрослости. Однако начало половой жизни не обязательно имеет отрицательные социальные последствия.

5. Сексуальный сценарий. В современной психологической литературе сексуальная мотивация описывается и в терминах теории потребностей, и в терминах теории эмоций, и в терминах когнитивной психологии. Однако наиболее плодотворной с точки зрения возможностей интеграции психологических и социологических данных представляется теория «сексуального сценария», предложенная У. Саймоном и Дж. Ганьоном. Понятие «сценария» обозначает поведенческий ряд, на основе, которой люди могут одновременно предвосхищать свое поведение и оценивать его в данный момент.

Сексуальный сценарий включает в себя когнитивные компоненты разного уровня представления, понятия, оценочные суждения и т. д. Индивид имеет обычно не один, а несколько сценариев. Во-первых, это сексуальные фантазии, которые субъект никогда не пытается, не может или даже не хочет реализовать, во-вторых, планы реального поведения, которые субъект более или менее последовательно осуществляет, в-третьих, промежуточные ориентиры, используемые в процессе сексуального взаимодействия ("если он сделает так, я сделаю - это"), в-четвертых, это как бы хранилища памяти, организующие прошлый сексуальный опыт в более или менее последовательное целое.

Сексуальные сценарии можно изучать и классифицировать по ряду измерений.

 

1.По их сложности, то есть по количеству и разнообразию их компонентов и соотношению воображаемого и реализуемого: какой круг мотивов, партнеров, мест и времен действия представлен в сценарии; чем отличается когнитивная программа от реального исполнения; насколько тесно связаны друг с другом различные элементы сценария и т. д.

2. По их ригидности, жесткости и рутинизации: насколько велик допускаемая сценарием рассогласованность плана и реальности; насколько жестко и единообразно запрограммированы содержание и последовательность действия субъекта и как он отнесется к нарушению принятого порядка.

3. По их обыденности, конвенциональности: насколько данный сценарий или его компоненты соответствуют принятым в обществе нормам поведения.

4. По их удовлетворительности для субъекта: доволен ли он своими эротическими фантазиями или стыдится их, в какой мере ему удается их реализовать и т. п.

Описание психосексуального развития мы будем рассматривать с точки зрения исследований классического психоанализа (З.Фрейд, А.Фрейд), практического опыта современных психологов (В. К. Лосева, А. И. Лунькова). Психосексуальное развитие в психоанализе понимается как движение ребенка от инфантильных способов удовлетворения влечений к более зрелым, позволяющим в конечном итоге вступить в сексуальный контакт с человеком противоположного пола. Психосексуальное развитие человека не заканчивается вмоментнаступления половой зрелости в биологическом смысле слова. Таким образом, последней стадией психосексуального развития человека является продуктивнаяи здоровая старость.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1694; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.