Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Формирование гуманных родительско-детских взаимоотношений




Семье.

Тема 8. Особенности взаимоотношений различных поколений в

План

1. Взаимоотношения родителей и детей на различных возрастных этапах.

2. Материнство как психологический феномен.

3. Прародители в системе семейных взаимоотношений.

4. Подготовка молодежи к созданию семьи.

 

1. Взаимоотношения родителей и детей на различных возрастных этапах. По мере роста, взросления ребенка родительская роль многократно видоизменяется, наполняется новым содержанием. Ребенок в своем развитии входит через определенные стадии, и его родители минуют один закономерный этап за другим, причем у каждого этапа своя специфическая задача.

Ситуация беременности, рассмотренная с психологической точки зрения, включает следующие структурные элементы: сознательную установку на беременность как на желанную или нежеланную; наличие или отсутствие мотанного влечения к материнству; оценку социальной ситуации как благоприятной или неблагоприятной для беременности. Позиция отца в своем формировании по времени несколько отстает по сравнению с материнской. Наибольшее значение имеет отношение к жене - любовь, уважение, нежность.

Некоторые психологи придают особое значение бондингу - раннему естественному венному контакту с ребенком сразу после рождения. Считается, что у человека существует врожденный механизм формирования привязанности к своим детям и критический период в первые полтора часа после рождения. Взаимное пристальное "разглядывание", телесный контакт, поглаживание, прикасание способствуют появлению у всех членов семьи особого теплого отношения к ребенку, которое отличается устойчивостью и оказывает развивающий эффект в долговременном плане.

Родители на первом году жизни не только ухаживают за ребенком и удовлетворяют его основные жизненные органические потребности в еде, сне, тепле, комфорте и т.д. непосредственно-эмоциональное общение со взрослым составляет основу психического развития в младенчестве. Гармоничное, эмоционально принимающее, поддерживающее родительское отношение, (импотентное, уверенное и пластичное, способствует формированию у ребенка битного доверия к окружающему, интереса к материальному миру, к предмету, усвоению форм делового взаимодействия с другим человеком. В раннем возрасте родитель поддерживает и одобряет новые способности самостоятельного передвижения ребенка - ходьбы, бега, лазания и спуска по лестнице. Самые главные достижения в психическом развитии в раннем детстве связаны с освоением социальных функций и способов действий с предметами. Взрослый выступает как субъект ситуативно-делового общения, сотрудничества, как образец для подражания, а также источник эмоциональной поддержки.

Нa втором-третьем году жизни возникают новые виды деятельности ребенка - игровая, продуктивная. Родитель может помочь зарождению игры - подобрать игрушки и подходящие предметы, показать игровые действия, посоветовать как усложнить, разнообразить игру. Родитель может способствовать становлению рисования, лепки, конструирования. Данный период возрастного развития является сензитивным для речевого развития. Важно создать благоприятные условия для понимания чужой речи и формирования собственной активной речи ребенка: говорить четко и ясно, комментировать словесно бытовые ситуации, рассматривать и называть

 

реальные предметы и их изображения, обращаться к ребенку с просьбами, вопросами, требующими вербального ответа.

Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. В этом возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкости«межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут ста и, источником их психического нездоровья.

В дошкольном детстве фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Эти процессы в первую очередь обусловлены общим психическим развитием, формированием новой системы психических функций, где важное место начинают занимать мышление и память ребенка. Теперь он может не только ориентироваться и действовать в плане конкретных сиюминутных стимулов, но и устанавливать связи между общими понятиями и представлениями, которые не были получены в его непосредственном опыте. Таким образом, мышление ребенка отрывается от чисто наглядной основы, т.е. переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному. Подобное развитие памяти и мышления дошкольника позволяет перейти к новым типам деятельности - игровой, изобразительной, конструктивной. У него, по замечанию Д.Б. Эльконина, "появляется возможность идти от замысла к его воплощению, от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли".

С развитием процессов мышления неразрывно связано развитие речи. В дошкольном возрасте речь начинает выполнять функцию планирования и регулирования деятельности ребенка, все более обогащается словарный запас и грамматический строй речи. Теперь ребенок способен не только прокомментировать конкретное событие и выразить сиюминутное желание, но и задуматься, и порассуждать о природе, других людях, самом себе и своем месте в мире. Таким образом, с развитием памяти, мышления, речи неразрывно связано появление мировоззрения и самосознания ребенка-дошкольника.

Ярким примером является феномен "госпитализации", при котором взаимодействие ребенка со взрослым ограничивается лишь формальным уходом за детьми и исключается возможность полноценного эмоционального общения между ребенком и взрослым человеком (это происходит при помещении ребенка раннего возраста в дом ребенка). Доказано, что такие дети во многом отстают от своих сверстников как в физическом, интеллектуальном, так и в эмоциональном развитии: они позже начинают сидеть, ходить, говорить, их игры бедны и однообразны и часто ограничиваются простой манипуляцией с предметом. Такие дети, как правило, пассивны, нелюбознательны, не владеют навыками общения с другими людьми. Безусловно, описанные примеры представляют крайние, нетипичные явления, но они являются яркой иллюстрацией к тому факту, что общение ребенка со взрослыми является

 

 

основополагающей детерминантой психического развития и психического здоровья детей.

В нормальной обыденной жизни ребенок окружен вниманием и заботой ближайших взрослых, и, казалось бы, не должно быть поводов для беспокойства. Однако и среди детей, воспитывающихся в семье, наблюдается весьма высокий процент психических заболеваний, в том числе неврозов, появление которых обусловлено не наследственными, а социальными факторами, т.е. причины заболевания лежат в сфере человеческих взаимоотношений. Более того, по данным В.А. Коллеговой, А.И.Захарова и других исследователей, наибольшее число неврозов наблюдается в старшем дошкольном возрасте.

В младшем школьном возрасте задача родителей - способствовать восприятию ребенком будущего поступления в школу как желанного и значимого события; способствовать созданию реального образа школы и правильного отношения к учебной деятельности - отношения взятой на себя ответственности. Оказывая помощь ребенку в решении одной из основных задач младшей школы - формировании "умения учиться", надо обратить его внимание выделение учебной задачи, использование подходящих учебных действий, навыков планирования, самоконтроля и самооценки.

Многие родители с замиранием сердца ждут так называемого Переходного возраста у своих детей. У кого-то этот переход от детства к взрослению проходит совершенно незаметно, для кого-то становится настоящей катастрофой. Еще недавно послушный и спокойный ребенок вдруг становится "колючим", раздражительным, он то и дело вступает в конфликт с окружающими. Это нередко вызывает непродуманную отрицательную реакцию родителей, учителей. Их ошибка состоит в том, что они пытаются подчинить подростка своей воле, а это только ожесточает, отталкивает его от взрослых.

У девочек, вследствие их более раннего развития, этот период часто бывает, сопряжен с переживаниями первой любви. Если эта любовь не взаимна, и вдобавок отсутствует понимание со стороны родителей, то душевные травмы, нанесенные в этот период, могут изломать всю дальнейшую судьбу девушки. Родители всегда должны помнить, что их девочка - уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Хотя сама 13-14-летняя девочка, чувствуя, как быстро увеличивается ее рост, меняется фигура, появляются вторичные половые признаки, уже считает себя взрослой и претендует на соответствующее отношение, на независимость и самостоятельность.

Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т. д. крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи - жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным. Существует много промежуточных вариантов: родители регулярно указывают детям, что им делать; ребенок может высказать свое мнение, но родители, принимая решение, к его голосу не прислушиваются; ребенок может принимать отдельные решения сам, но должен получить

 

одобрение родителей, родители и ребенок имеют почти равные права, принимая решение; решение часто принимает сам ребенок; Ребенок сам решит подчиняться ему родительским решениям или нет.

Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия; поощряют и наказывают ребенка и стремятся стать для него образцом. В результате разумного применения поощрений развитие детей как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все же возникает нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим их проступком. Наказание должно быть справедливым, но и не жестоким.

С наступлением юношеского возраста социальная ситуация требует от молодого человека решения важнейших вопросов профессиональногоисоциального самоопределения. Важно обратить внимание на соответствие требований профессии и индивидуальности молодого человека, стимулировать и поддерживать в разработке жизненного плана. При этом родители не должны быть чрезмерно настойчивы в отстаивании своего мнения относительно будущего их ребенка. Окончательный выбор должен быть сделан молодым человеком самостоятельно.

Для родителей наступает подготовка к новому периоду жизни, связанному с отрывом взрослеющего ребенка от семьи, с его вступлением и реальную взрослость. Отношения с детьми все более теряют иерархический характер, становятся взаимодействием между взрослыми равными людьми. Этот процесс может пройти с меньшими осложнениями, если родители настроены на принятие изменений, своевременно поощряют претензии юности на самостоятельность и реальное продвижение в этом направлении.

2. Материнство как психологический феномен. Материнство сложный феномен, имеющий физиологические механизмы, эволюционную историю, культурные и индивидуальные особенности. Интерес к материнству и психологии возник первоначально в русле двух направлений: при изучении роли матери в образовании ранних личностных структур (3. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон, Дж. Боулби и др.) и в практических исследованиях, связанных с нарушением психического развития ребенка (А. Фрейд, М. Кляйн, Д. Винникотт, М. Малер и др.). В отечественной психологии в рамках второго направления изучалось материнское отношение, материнская позиция, детско-родительское взаимодействие (В.И. Гарбузов, Э.Г. Эйдемиллер, А. С. Спиваковская, А.Я. Варга, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина и др.).

Самостоятельным направлением можно считать перинатальную психологию, занимающуюся проблемами беременности, родов, послеродового периода в психологическом и физиологическом аспектах. Если обобщать все основные направления исследований, то можно обнаружить, что материнство как психосоциальный феномен рассматривается с двух основных позиций: материнство как обеспечение условий для развития ребенка и материнство как часть личностной сферы женщины. В широком смысле материнство - это

 

Функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода и включающая биологический (вынашивание, рождение и вскармливание ребенка) и социальный (воспитание ребёнка - будущего гражданина своей страны) аспекты.

Научная полемика вокруг проблемы материнства разгоралась во второй половине XX века. Одни придерживались убеждения, что материнская привязанность подчиняется во многом тем же врожденным механизмам, которые роднят человеческий вид с животными (Р. Дж. Геллес, Дж. Боулби, К. Лоренц, Р. Шовен, Е. Панов и др.).

Другую позицию занимает Э. Бадинтер, проследив историю материнских установок на протяжении четырех столетий. Она пришла к выводу, что "материнский инстинкт - это миф". Автор рассматривает во взаимосвязи три минные социальные женские роли: матери, жены и свободно реализующейся женщины. Она полагает, что в различные эпохи та или иная из этих ролей становится главенствующей.

Как отмечает Ж. Годфруа, развитие привязанности матери к новорожденному зависит в равной мере как от ее прежнего опыта, главным образом детского, так и от связей, которые устанавливаются между ними после родов в результате ее забот о ребенке и его ответной реакции.

Таким образом, материнство не является полностью обеспеченным врожденными механизмами. Материнство - это одна из социальных женских ролей, поэтому, даже если потребность быть матерью и заложена в женской природе, общественные нормы и ценности оказывают определяющее влияние на проявление материнского отношения. Материнское чувство включает в себя биологическое стремление к материнству, окрашенное или преобразованное интериоризованными социальными нормами.

Стремление к материнству нельзя сводить ни к биологическому влечению, ни к следованию социокультурным нормам. Материнство, по словам Г.Л. Флоренской "предназначение женщины, и поэтому можно говорить о существовании духовной потребности, которая является главным источником стремления женщины стать матерью".

В наши дни материнство, занимая незначительное место в иерархии ценностей женщины, оттесняется иными ценностями: профессиональными, поиском материального благополучия и пр. Налицо новая модель личности, не обеспеченная соответствующей моделью материнства. Заметное возрастание в наше время стремления к высокому профессиональному статусу и карьере, повышенная тяга к благосостоянию и высокому уровню потребления препятствует выполнению обязанностей родителей. Современная женщина в силу экономических, социальных, психологических и других причин может выбирать: иметь детей или нет. Обществу же недостаёт того, что принято называть материнским началом. Уменьшение потребности в материнстве - одно и из негативных следствий эмансипации.

Наиболее благоприятное время для рождения первого ребёнка - 20-28 лет. Беременность и роды приводят к перестройке не только организма женщины, по и её психики. Плод, развивающийся в чреве матери на протяжении многих

 

месяцев, является частью тела матери и не может быть представлен в отрыве от него. Именно из внутреннего единства матери и ребёнка у женщины возникают первые собственно материнские чувства, из которых главнейшее - з абота о ребёнке.

С помощью речи мать вводит ребёнка в мир людей, с которыми ему предстоит жить, помогает увидеть этот мир не только "снаружи", нои"изнутри", не только открывает перед ним явления, но и помогает ему постичь их суть. Мать не просто направляет ребёнка на какие-то поступки, но и своими комментариями учит оценивать их, что в мире взрослых, куда вступает ребёнок, играет первостепенную роль.

Таким образом, материнство - наиболее важная и необходимая для нормального функционирования общества работа. Вместе с первыми социальными понятиями ребёнок должен получить первые представления о справедливости и несправедливости, добре и зле, первые представления о морали и нравственности и т. д. Мать - начало начал каждой семьи, и поэтому естественно, что ребёнок прислушивается, прежде всего, именно к матери,вней ищет свою главную опору, у неё получает первые уроки жизни. Вот почему важно, чтобы мать очень внимательно подходила к запросам своего ребёнка, сама вместе с ним проходила по "ступенькам" социальной ориентации от простого "мне не хочется, но я должна сделать" до выработки в нём начал мировоззрения и критериев нравственности. От матери в огромной степени зависит, станет ли жизнь ребёнка счастливой или будет исковеркана, вырастет ли из него полноценный человек или в его лице обществу уготована обуза.

3. Прародители в системе семейных взаимоотношений. Взаимоотношение поколений можно рассматривать в различных аспектах: как исторически и культурно изменчивое явлений; как психологическое наследование; как личные отношения прародителей (бабушек/ дедушек) и их детей и внуков. Обычаи, традиции, преемственность, наследие - все эти механизмы общественного бытия предполагают уважение к предкам и высокий авторитет старших. Однако характер отношений между поколениями не остается неизменным. Особенно существенные перемены произошли во второй половине XX столетия.

В XX в. в условиях увеличения средней продолжительности жизни сложилась новая историческая ситуация реального сосуществования взрослых детей и их пожилых и старых родителей в течение довольно длительного периода. Общество поставлено перед необходимостью выработать новые нормы отношений между людьми разных поколений. Признание авторитета и мудрости старших, уважение к их опыту должно дополняться осознанием ценности инноваций.

Сложные и противоречивые отношения связывают подчас родителей и их взрослых детей и внуков. Психологический климат в семье и характер влияния на ребенка зависят от качества этих взаимоотношений. Приобретение новой внутрисемейной роли (роли бабушки или дедушки) сопровождается существенной перестройкой сложившейся иерархии отношений, поиском гармонии возникшей социальной роли и уже имеющихся ролей, которые часто

 

 

противоречат друг другу. Освоение прародительского статуса требует выработки новой внутренней личностной позиции.

Оптимальная готовность бабушек и дедушек состоит в осознании своей собственной роли. Прародители понимают ценность внуков, появление которых означает новый этап их жизнедеятельности, повышает общественный престиж, удлиняет жизненную перспективу, создает новые источники удовлетворенности жизнью. Наряду с оказанием некоторой помощи - бытовой, материальной, бабушки и дедушки выступают в роли связующего звена между пришлым и настоящим семьи, передают традиции и проверенные ценности, окружают внуков поистине безусловной любовью. Незрелость, неготовность прародителей выражается в том, что они вообще отказываются от новой позиции, защищаются против нее ("ребенок ваш", "нам тоже никто не «помогал»).

A.C. Спиваковская приводит примеры двух типов бабушек, не нашедших удачного

сочетания ролей: бабушка - жертва и бабушка - соперница.

Бабушка - жертва воспринимает роль бабушки как центральную для себя, взваливает на свои плечи груз хозяйственно-бытовых и воспитательных забот, отказавшись от профессиональной деятельности, ощутимо ограничив дружеские контакты и досуг. Характерная позиция внуков такой бабушки - любовь к ней и вместе с тем зависимость, привычка к опеке и контролю, трудности самоконтроля и общения с другими детьми.

Бабушка - соперница, более рационально совмещает свои разноплановые обязанности, продолжает работать, посвящая внукам выходные и отпуска. (Неосознанная тенденция ее прародительства состоит в соперничестве с дочерью или невесткой в том, чтобы быть лучшей, более успешной "матерью" внуку. Внуки улавливают конфликтность взаимоотношений взрослых членов семьи и либо винят себя за это, остро ощущая свою неполноценность, либо прагматически используют противоречия позиций взрослых.

По данным американской исследовательницы П. Робертсон, дополнительная роль бабушек и дедушек в большинстве случаев приносит глубокое удовлетворение людям среднего возраста. Автор выделяет такие типы бабушек.

· Гармоничные - сочетают высокие идеальные представления о роли бабушки и реальную сильную вовлеченность в жизнь внуков;

· Далекие - имеют заниженные социальные и личностные представления о социальной роли бабушек и занимают обособленную позицию по отношению к проблемам внуков;

· Символические - имеют высокий социально-нормативный образ бабушки при неразвернутости реальных взаимоотношений с внуками;

4. Индивидуальные - акцентированы личностные аспекты поведения. В отечественной психологии первое эмпирическое исследование вклада бабушек в жизнь семьи детей и взаимоотношений с внуками было проведено О.В. Красновой. На основании анализа полученных данных были выделены три основных типа бабушек: "обычная", "активная", "отстраненная".

 

 

"Обычные бабушки" принимают участие в уходе за внуками и в их воспитании, однако под воспитанием они подразумевают помощь в бытовом уходе за ребенком и материальное обеспечение семьи. Согласно опросу каждая вторая бабушка относится к типу "обычной". "Активные бабушки" имени высокую степень вовлеченности в досуг и проблемы своих внуков. Они заботятся о внуках, балуют их, помогают делать уроки, играют с ними. Этот тип бабушек проявляет большую активность в наказаниях по сравнению с бабушками предыдущего типа, и считают, что имеют на это право. "Отстраненные бабушки" затрачивают на внуков гораздо меньше времени. Бабушки такого типа не имели и продолжают не иметь каких-либо обязанностей по отношению к внуку. В высказываниях таких бабушек очень часто встречаются противоречия. Например, утверждая, что у нее есть обязанности по отношению к внуку, видится с ним один - два раза в году.

Проведенное исследование позволило наметить этапы прародительства и описать динамику семейной жизни пожилых женщин на разных стадиях жизненного цикла.

Первый - "молодая бабушка" - начинается для женщины в возрасте 47-51 года. В основном продолжает активно трудится, однако берет на себя долговременные обязанности по уходу и помощи в уходе за внуком по мере сил и возможностей. Оптимальное соотношение возраста бабушки до 65 лет и возраста внука до 11 лет для максимального развертывания "бабушкинской" деятельности.

Второй - "старая бабушка" - наступает после того, как внук достигает 10-11 лет, бабушке обычно 58-62 года. Если она имеет несколько внуков, то часто остается в группе "молодых" до тех пор, пока младшему не исполнится 10-11 лет. Появляется новый вид общения с внуками, более равноправный.

Если "молодую" бабушку больше волнует здоровье внука, то у "старой" появляются тревоги и опасения в отношении его образования, выбора будущей профессии, друзей, любимых, будущего в целом.

Третий - "пожилая женщина" - начинается после достижения внуками 18-летнего возраста, когда у взрослых детей и выросших внуков появляются обязанности по отношению к старшим членам семьи, которые сами теперь нуждаются в помощи и уходе в связи с ухудшением здоровья.

Таким образом, этапы прародительства зависят от возраста внуков, социального статуса пожилых женщин и состояния их здоровья. Анализ подходов к рассмотрению проблемы взаимоотношений разных поколений в семье показывает, что она скорее поставлена, сформулирована, чем исследована и решена. Связь между поколениями, преемственность опыта имеют важнейшее значение, хотя и не всегда осознаются самими членами семьи, детьми и внуками.

4. Подготовка молодежи к созданию семьи. Среди факторов, определяющих стабильность молодых семей, Н.В. Малярова выделяет готовность молодежи к браку. Готовность к браку - это система социально- психологических установок личности, определяющая эмоционально-

 

микологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества. Это интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов.

· Формирование определенного нравственного комплекса готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по hi ношению к своему брачному партнеру, будущим детям. Это связано с распределением ролей между супругами.

· Подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству. Семья является малой группой, для нормального ее функционирования требуется согласованность ритмов жизни супругов.

· Способность к самоотверженности по отношению к партнеру. Это способность к деятельности, которая основана на качествах и свойствах альтруизма любящего человека.

· Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека - эмпатийный комплекс. Возрастает роль психотерапевтической функции брака, успешной реализации которой способствует развитие способности к сопереживанию, вчувствованию в эмоциональный мир партнера.

· Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.

· Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения. Играет важную роль в процессе взаимного приспособления молодоженов.

Среди многих аспектов проблемы формирования психологической готовности молодежи к семейной жизни в качестве одного из важнейших можно выделить правильное понимание молодежью роли семьи и брака, что в свою очередь связано с особенностями формирования у них установок, ориентаций на вступление в брак.

По мнению психологов, нравственно-психологическая подготовленность личности к браку означает восприятие целого комплекса требований, обязанностей и социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь. К ним относятся:

· готовность принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственность за их поведение;

· понимание прав и достоинств других членов семьи, признание принципов равенства в человеческих отношениях;

· стремление к повседневному общению и сотрудничеству, согласованию взаимодействий с представителями противоположного пола, что и свою очередь предполагает высокую нравственную культуру;

· умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его психических состояний.

На основании этих требований B.C. Торохтий вводит понятие "способность к браку", предполагающее несколько составляющих.

1. Способность заботиться о другом человеке, самоотверженно ему служить, активно делать добро.

2. Способность сочувствовать, сопереживать, сострадать.

 

3. Способность к кооперации, сотрудничеству, межличностному общению, наличие навыков и умений в осуществлении многих видов труда, организация домашнего потребления и распределения.

4. Высокая психологическая культура, предполагающая умения быть терпимым и снисходительным, великодушным и добрым, принимать другого человека со всеми странностями и недостатками, подавлять собственный эгоизм.

Важным элементом подготовки молодежи к семейной жизни является развитие культуры половых отношений, формирование установки и» сохранение супружеской верности в браке, целостности и мудрости физиологического и нравственного, душевного единства супругов.

 

Задания

1. Объясните, какие данные вашего собственного жизненного опыт» свидетельствуют о существовании семейного позитивного и негативного психологического наследования.

2. Приведите примеры формирования материнской позиции в период беременности.

3. Проанализируйте психологические проблемы и ситуации, и которых отсутствовало взаимопонимание с родителями. Укажите возраст.

 

Литература

1. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 т. - М., 1992. - Т. 1.

2. Захаров А.И. Детские неврозы. - СПб., 1997

3. Крайг Г. психология развития. - СПб., 2000.

4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М., 1998.

5. Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. - М., 1974.

6. Платонов К.К. Психологический практикум. - М., 1980.

7. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.Г. Силяевой. - М„ 2002.

8. Филиппова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез: учебное пособие. - М., 1999.

9. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. - М., 1991.

10. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: курс лекций. - М.,

2000.

11. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.

 

 

План

1. Гуманные взаимоотношения между родителями и ребенком.

2. Влияние стиля взаимодействия родителя с ребенком на формирование

 

взаимоотношений между ними.

3. Эмоциональная сфера ребенка как основа формирования гуманных взаимоотношений.

4. «Домашний театр» как средство формирования родительско-детских взаимоотношений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1114; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.