Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности взаимоотношений родителей и детей в период




Стадии разводной ситуации по Кюблер-Росс

1. Стадия отрицания. Сразу трудно смириться с разводом, так как человек

 

утрачивает много сил, энергии, времени на близкие отношения. Механизм рационализации "Ничего такого не случилось", "Все хорошо" и т.д.

2. Стадия озлобленности. От душевной боли защищаются озлобленностью. Манипулируют детьми.

3. Стадия переговоров. Попытки восстановить брак, манипуляции включая сексуальные отношения, беременность, давление на партнера со стороны окружающих.

4. Стадия депрессии. Угнетенное настроение наступает, когда отрицание, агрессивность, переговоры не приносят результатов. Человек чувствует себя неудачником, понижается самооценка, не доверяет людям.

5. Стадия адаптации. Цель - перейти в стадию приспособления к изменившимся условиям жизни.

 

Стратегии поведения в разводной ситуации:

· воинственно-ненавидящая (вернуть супруга любой ценой) уважения ни к себе, ни к партнеру нет;

· обострение любви - поиск каких-то вариантов удержать, привлечь партнера, может помочь, если партнер не принял окончательного решения уйти;

· принять реальность такой, какая она есть (сохранение человеческих отношений, менее травматична для детей).

развода. Семья удовлетворяет самые главные психологические потребности ребенка - в безопасности, в общении, в любви. Несмотря на то, что для взрослых развод - это не редко болезненное, малоприятное, порой, драматическое переживание, тем не менее, они идут на него из лучших побуждений и по собственной воле, при этом гамма чувств разводящихся изменяется от полной депрессии до ощущения полета и долгожданного освобождения. Для детей же расставание родителей - это всегда разрушение среды обитания.

Одно из самых ближайших последствий после разводного стресса для детей - нарушение их адаптации к повседневной жизни. По результатам психологических исследований почти половина детей из разведенных семей вступают в юность обеспокоенными, подавленными, неуверенными в своих способностях, а то и попросту озлобленными. Нет ничего удивительного, если дети разведенных родителей меньше всего дорожат сплоченностью семьи, не имеют навыков позитивного разрешения семейных конфликтов. Стратегия отношения к ребенку в период развода заключается в сохранении доверия ребенка к миру. В зависимости от возраста, пола и особенностей личности это потребует различных усилий.

Дошкольнику достаточно сказать, что папа жить с вами больше не будет, но будет приходить к вам. Наиболее доступна для маленького ребенка формулировка: "Папа переезжает, больше с нами жить не будет, но будет приходить к нам, и ты сможешь с ним видеться столько, сколько захочешь". Понятно, что такие слова должны быть подкреплены сознательной договоренностью родителей.

 

 

Подростку можно сказать больше, однако не нужно вдаваться в подробное объяснение причин и обстоятельств развода, недопустимо объяснять развод несостоятельностью супруга. К сожалению, приходится слышать высказывания типа: "Папа плохой, мы его выгнали и больше к нам не пустим" Необходимо отделить отношения разошедшихся супругов от их отношении к детям. Ребенок должен ясно видеть и понимать, что его ждет, какими будут его дальнейшие отношения с матерью и отцом, будет ли он встречаться с родителем.

Неблагополучие детей, связанное с семейными проблемами, особенно заметно в школе или детском саду и проявляется в неожиданных слезах, агрессивности, конфликтах с детьми и педагогами, рассредоточенностью внимания. Девочки чаще носят переживания "в себе", и внешнее поведение может у них почти не меняться. Однако вполне могут появиться другим признаки нарушения адаптации: пониженная работоспособность, чрезмерная утомляемость, депрессия, отказ от общения, слезливость, раздражительное и, Стоит прислушаться к дочке, если она вдруг начинает жаловаться, но нездоровье. Иногда все эти признаки служат одной задаче - привлечь к себе внимание расстающихся родителей, скрепить их узы или, по крайней море, убедиться, что хотя бы ребенка они не разлюбили. В то же время, отвлекаясь от семейных несчастий, девочка может скакать и прыгать во дворе, не испытывая каких-либо неудобств. Не спешите упрекать ее в притворстве: нее происходящее она действительно чувствует, и ваша главная задача предотвратить закрепление нарушений. Ведущие переживания - грусть и обида. Две трети девочек, многие из которых внешне казались преодолевшими кризис, достигнув зрелости, неожиданно становились глубоко обеспокоенными, теряли способность выбора, испытывали страх измен и предательств в интимных отношениях.

Для мальчиков характерны более очевидные нарушения поведения, носящие иногда явно провокационный характер. Это может быть воровство, сквернословие, побеги из дома. Ведущие переживания - гнев и агрессивность. Мальчики могут выражать свою агрессивность по-разному, меняя ее объект и зависимости от наличных условий - они могут демонстративно отказаться говорить с отцом, но если отец вне дома, - пытаться повышать голос на мать. Обычная история - уйти из дома, не предупредив заранее об этом мать. Многие мальчики, достигнув половой зрелости, так и не смогли выработать в себе чувство независимости, уверенности, целеустремленности. После развода родителей мальчики нередко становятся неуправляемыми, теряют самоконтроль, проявляя одновременно завышенную тревожность. Эти характерные черты поведения особенно заметны в течение первых месяцы жизни после развода, а к двум годам после него сглаживаются. Такая же закономерность, но с менее выраженными отрицательными симптомами наблюдается в поведении девочек после развода родителей.

В семейном воспитании детей без отца могут быть выделены три типа отношений.

Первый тип определяется тенденцией матери никогда не упоминать об отце и строить воспитание так, как будто его никогда не было.

 

 

Такой стиль можно считать целесообразным лишь в ситуации, когда ребенок действительно не знал отца, и мать приняла решение о рождении ребенка и его идущем воспитании самостоятельно. Однако и в такой ситуации маме следует дать определенные разъяснения ребенку, когда он будет способен их понять.

Второй тип поведения характеризуется попытками матери обесценить отца. В этом случае мать старается изгладить из детских воспоминаний даже самые незначительные положительные впечатления об отце. Мать всеми силами стремится убедить ребенка, что отец был плохим человеком, поэтому семья стала неполной. Каким бы ни было истинное положение вещей, Подобную воспитательную позицию следует считать при всех условиях Неблагоприятной. Если ребенок не знал отца или не помнит его, то негативное ношение к нему матери он может истолковать как несправедливое. Более того, по мере взросления дети в такой семье вместо того, чтобы больше уважать и ценить мать, начинают смотреть на нее критически и, возможно, переносить на отношение к ней свои обиды за отсутствие отца.

Третий тип воспитания без отца, наиболее разумный и благоприятный, связан с созданием у детей представления об отце как об обычном человеке, у которого имеются определенные достоинства, но были и недостатки, слабости. Это самая трудная позиция для матери, но самая приемлемая для воспитания ребенка. Она требует от матери необыкновенной выдержки, самоконтроля, умения подавлять свои непосредственные эмоции, может быть, преодолеть горечь от пережитой несправедливости или обиды. Если мать последовательно и сознательно реализует такую позицию в отношениях с ребенком, это позволяет в значительной степени преодолеть основные трудности воспитания, связанные с отсутствием отца. Ребенок сможет спокойно и благоразумно воспринимать материнский авторитет независимо от сложившихся семейных обстоятельств.

Распад семьи отрицательно влияет на отношение между родителями и детьми, особенно между матерями и сыновьями. В связи с тем, что родители семи испытывают нарушение душевного равновесия, им обычно недостает сил, чтобы помочь детям справится с возникшими проблемами как раз в тот момент жизни, когда те особенно нуждаются в их любви и поддержке.

 

Задания

1. На примере жизненной ситуации или ситуации описанной в литературе, проанализируйте стадии разводной ситуации по модели Кюблер - Росс.

2. Необходимо провести психологическое консультирование супружеской пары в предразводной ситуации, во время развода и после развода. Результаты консультирования отразить в отчете в произвольной форме.

3. Составьте психологические комментарии следующих высказываний:

• От семьи и брака требуется максимум счастья. Семья должна быть для индивида главным источником удовлетворения.

 

 

· В семейной жизни особенно важна близость - как физическая, так и эмоциональная, - через совместное участие в самых различных видах деятельности.

· Супруги должны быть совершенно искренни друг с другом.

· В счастливой семье не бывает размолвок. Если же люди ссорятся, то это значит, что они ненавидят друг друга.

· Супруги должны быть едины во всех вопросах и выработать общий взгляд на все жизненные ситуации.

· Супруги должны быть бескорыстны и думать о семье, а не о себе

· Если в семье что-то идет не так - очень важно выяснить, кто в этом виноват.

· В семейных конфликтах один супруг обычно бывает прав, ругой - не прав. Правота или неправота каждого определяется количеством набранных очков.

· Хорошие сексуальные отношения ведут к хорошему браку.

Литература

1. Алешина Ю. Е., Гофман JI. Я., Дубовская Е. М. Социально - психологические методы исследования супружеских отношений. - М., 1987.

2. Голод С.И. Современная семья: плюрализм моделей II Социологические исследования. - 1996. -№ 3, 4.

3. Ковальов C.B. Психологія сімейних стосунків. - К.: Наука, 2001.

4. Краткохвил А. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. M., 1991.

5. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред, Е.Г. Силяевой. - М„ 2002.

6. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. - Л.,

1990.

 

Раздел 4. Основы психологического консультирования семьи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.