Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественное движение в 60-70-е гг. XIX в. 1 страница




Движение за конституцию. После Манифеста 19 февраля 1861 г. в правительственной политике произошли изменения не в лучшую сторону. Александр II оказался больше не в силах противостоять нажиму со стороны придворной камарильи, старой бюрократической гвардии и помещиков-крепостников. По их настоянию в апреле 1861 г. Н. А. Милютин был удален с поста товарища министра внутренних дел. Он ушел, не закончив проект земской реформы, доработанный после его отставки и утвержденный в 1864 г. П. А. Валуев, новый министр внутренних дел, старался проводить более осторожный курс.

Однако в стране продолжался общественный подъем, начавшийся накануне отмены крепостного права. Впервые со времен декабристов встал вопрос о созыве народных представителей, о конституции. В феврале 1862 г. тверские дворяне на своем губернском собрании заявили, что правительство обнаруживает полную несостоятельность. А в адресе на имя императора подчеркивалось: «Созвание выборных от всей земли русской составляет единственное средство к удовлетворительному разрешению вопросов, возбужденных, но не разрешенных положением 19 февраля». Через несколько дней в Твери состоялось совещание мировых посредников. В еще более резкой форме они повторили главные пункты резолюции дворянского собрания.

Все 13 участников совещания мировых посредников были посажены в Петропавловскую крепость. Суд приговорил их к лишению свободы на срок от двух до двух с половиной лет. Правда, вскоре они были помилованы, но с запрещением занимать выборные должности.

В начале 1863 г. вспыхнуло восстание в Польше. Вскоре оно перекинулось в Литву и Западную Белоруссию. Против повстанцев были направлены войска. Руководители восстания пытались заручиться поддержкой иностранных держав и европейского общественного мнения. Возникла опасность иностранного вмешательства, а Россия в то время еще не восстановила свой военный потенциал после Крымской войны. В такой обстановке Валуев, умевший быстро перекрашиваться, предложил ввести какое-то подобие представительного органа, чтобы лишить зарубежную общественность предлога для нападок на Россию.

В апреле 1863 г. Александр II созвал совещание для обсуждения предложения Валуева. Оно было одобрено, и министру поручили составить проект. Предполагалось введение в состав Государственного совета выборных представителей от земств при сохранении всей полноты самодержавной власти. Но в ноябре 1863 г., когда проект был готов, угроза иностранного вмешательства уже миновала. В Польше и Литве догорали последние очаги восстания. Проект был отправлен в архив. Сам Валуев не вспоминал о нем 15 лет.

Но произвол и всевластие бюрократии вызывали раздражение даже в высших слоях общества. Это усиливало позиции сторонников представительного строя. В январе 1865 г. московское дворянство обратилось к царю с адресом: «Довершите, государь, основанное вами государственное здание созванием общего собрания выборных людей от земли русской для обсуждения нужд, общих всему государству». Принятию адреса предшествовало бурное собрание, на котором звучали речи против окружающих царя «опричников».

Александр был очень недоволен этим адресом, но, не желая портить отношений с влиятельным московским дворянством, не стал прибегать к репрессиям. Он ограничился тем, что в рескрипте на имя Валуева объявил: «Никто не призван принимать на себя предо мною ходатайства об общих пользах и нуждах государства». В частной же беседе с одним из московских дворян он сказал, что охотно дал бы «какую угодно конституцию, если бы не боялся, что Россия на другой день после этого распадется на куски».

По-видимому, Александр II преувеличивал. В 1906 г., когда конституцию ввели, Российская империя не развалилась «на куски». Хотя с введением конституции неизбежно возникали новые проблемы. Но переход к конституционному строю исторически назрел, и никакие возможные последствия не должны были останавливать это дело.

В декабре 1865 г. Петербургское губернское земское собрание поставило вопрос о созыве «центрального земского собрания». На этот раз власти вновь ответили репрессиями. Председатель управы Н. Ф. Крузе был выслан из столицы, а Петербургское земство было распущено и около года не действовало.

С этого времени движение за конституцию переместилось из дворянских собраний в земские учреждения. Правительство же начало бесконечными придирками и ограничениями мешать земской работе.

Радикалы и правительство в 60-е гг. В конце 1861 г. в редакции герценовской газеты появился М. А. Бакунин, бежавший из сибирской ссылки и через Японию и США добравшийся до Англии. Вырвавшись из долгого плена, он был одержим множеством блестящих, как ему казалось, замыслов. Герцен же, с его многолетним опытом общественной работы, ясно видел, что многие из этих планов являются авантюрой. Но под влияние Бакунина попал Огарев, неисправимый романтик. Вместе они уговорили Герцена поддержать готовившееся восстание в Польше. В октябре 1862 г. Герцен напечатал в «Колоколе» обращение к русским офицерам, призывая оказывать содействие польским патриотам. Этот шаг оттолкнул от «Колокола» русских либералов, которые отвергали метод вооруженной борьбы.

Недовольство «Колоколом» росло и в радикально-демократическом движении. Многим его участникам казалось, что Герцен стоит на слишком умеренных позициях. В лучшем случае они проявляли к нему снисходительное отношение. Популярность и тираж «Колокола» быстро падали. В 1867 г. он перестал издаваться.

Герцен не смог удержать от раскола некогда единое оппозиционное движение. А когда либералы и радикальные демократы разошлись, ему не нашлось места ни у тех ни у других, потому что в нем органически сочетались черты либерала и демократа. И не мог он отсечь от себя ни то ни другое. Умер Герцен в Париже в 1870 г.

Ближайшим сотрудником Чернышевского после смерти в 1861 г. Добролюбова стал Н.А.Серно-Соловъевич. Возможно, он участвовал в выпуске подпольных листков «Великорус», распространявшихся летом и осенью 1861 г. «Великорус» требовал передачи крестьянам всей земли, которой они пользовались до 1861 г., свободы слова и печати, введения конституции. Программа «Великоруса» была рассчитана на союз с либералами. К временному союзу с ними, по-видимому, стал склоняться и Чернышевский, на которого произвело большое впечатление выступление тверских дворян.

Чернышевский был опытным и трезвым политиком. Но помимо его воли в лагере демократии нарастали радикальные настроения. Летом 1861 г. в имении своего отца за пропаганду среди крестьян был арестован московский студент Петр Заичневский. В тюрьме он написал прокламацию «Молодая Россия», которая широко разошлась по стране. Автор призывал к «кровавой, неумолимой революции, которая должна изменить радикально все, все без исключения основы современного общества и погубить сторонников нынешнего порядка». Предполагалось введение коммунистического строя с общественным производством, общественным воспитанием детей, отменой брака и семьи. Появление прокламации совпало с грандиозными петербургскими пожарами летом 1862 г. Выгорело несколько кварталов, сотни людей остались без крова. Причины пожаров установить не удалось. Среди обывателей ходил слух, будто город жгут «нигилисты».

Сложившейся обстановкой воспользовались сторонники крутых мер. В июле 1862 г. были арестованы Н. Г. Чернышевский и Н. А. Серно-Соловьевич. На несколько месяцев был приостановлен «Современник». Чернышевскому приписывали составление прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», направленной против помещиков и царя. Около двух лет, пока Третье отделение собирало обвинительный материал, Чернышевский провел в Петропавловской крепости. На суде он хладнокровно отрицал все обвинения, тем более что улики были шаткими. Однако Сенат приговорил его к семи годам каторги.

Позднее состоялся суд над Серно-Соловьевичем, который был приговорен к ссылке и погиб по пути в Сибирь. Осуждение Чернышевского и Серно-Соловьевича усилило недовольство среди молодежи. Еще до ареста Чернышевского возникла первая подпольная революционная организация «Земля и воля». Название было взято из статьи Огарева «Что нужно народу?». Сначала организацию возглавлял Серно-Соловьевич. Ей удалось создать свои отделения в Москве и ряде других городов, наладить выпуск нелегальной литературы. После ареста Серно-Соловьевича тайное общество возглавили малоопытные студенты. Они рассчитывали на то, что в 1863 г. произойдет крестьянское восстание. Когда эти надежды рухнули, «Земля и воля» самораспутилась.

Московское отделение не подчинилось решению о самороспуске. Оно стало налаживать связи с другими кружками распавшейся «Земли и воли», стараясь стянуть их в новую организацию. Ее возглавили студенты Николай Ишутин и его двоюродный брат Дмитрий Каракозов. Ишутинцы ставили своей задачей подготовку крестьянской социалистической революции. На первых порах в их деятельности преобладал пропагандистский уклон. Затем некоторые члены общества стали склоняться к тактике индивидуального террора. С этой целью была создана особо законспирированная группа «Ад».

4 апреля 1866 г. Александр II гулял в Летнем саду. Когда он вышел из сада и садился в коляску, прозвучал выстрел. Пуля пролетела мимо, потому что человек, оказавшийся рядом с Каракозовым, успел толкнуть его в руку. Выстрел Каракозова произвел на общество потрясающее впечатление. Распространялись слухи об «адском» заговоре. Заметавшаяся полиция хватала первых попавшихся. В июне 1866 г. был закрыт «Современник».

Военный министр Д. А. Милютин подал царю записку, в которой доказывалось, что только последовательные реформы могут остановить революционное движение. Автором записки был Кавелин. Но она не имела успеха. Потрясенный Александр II сделал поворот в сторону от преобразований. Из правительства были удалены почти все либеральные министры. Только Милютин остался на своем месте.

Пост министра народного просвещения был вверен Д.А.Толстому. Он поставил университеты под контроль полиции и затруднил доступ в них малообеспеченной молодежи. Министр действовал настолько вызывающе, что именно на нем сосредоточилось общественное негодование. Между тем ключевой фигурой в правительстве стал начальник Третьего отделения П. А. Шувалов. Докладывая о грозящих царю опасностях, он не давал ему отступать от консервативной политики.

Народничество. На рубеже 50—60-х гг. XIX в. среди молодежи сложился тот тип нигилиста, который был запечатлен И. С. Тургеневым в образе Базарова. Отвергая дворянские предрассудки и официальную идеологию, нигилист изучал естественные науки, становился врачом, инженером, агрономом и приносил конкретную пользу людям без громких слов и пышных деклараций. Молодые люди из разных сословий потянулись тогда к высшему образованию. Однако после студенческих волнений 1861 г. многие студенты были исключены из университетов.

Тогда-то Герцен и написал в «Колоколе»: «Но куда же вам деться, юноши, от которых заперли науку?.. Сказать вам, куда?.. В народ! К народу! — вот ваше место, изгнанники науки...» Многие шли в народ добровольно, других высылала полиция. Впервые столкнувшись с крестьянством, они бывали потрясены его бедностью, темнотой и бесправием. Образ нигилиста померк и отошел на задний план, а в сознании демократической молодежи (из дворян и разночинцев) стали укореняться идеи «возвращения долга народу», беззаветного ему служения.

Народничество сложилось в мощное движение с собственной идеологией. У его истоков стояли Герцен и Чернышевский. От них народничество унаследовало самые благородные свои черты: защиту интересов простого народа, прежде всего крестьянства, глубокий демократизм.

У Герцена и Чернышевского народники восприняли также отрицательное отношение к буржуазному строю и веру в социалистическую утопию. Это порождало известные противоречия. Действуя в интересах народа, они стремились устранить те крепостнические пережитки, которые мешали народу жить. Но устранение этих пережитков (например, помещичьих латифундий или крестьянского бесправия) должно было открыть простор для развития капиталистических отношений в деревне. Значит, народники невольно действовали в пользу того, что отрицали. Но они считали, что Россия, опираясь на свои общинные традиции, сможет «перескочить» через период буржуазного строя сразу в «разумно устроенное» социалистическое общество.

Народники не придавали особого значения борьбе за конституцию и гражданские свободы. Считалось, что социальное освобождение (освобождение от бедности и эксплуатации) сразу решит все проблемы. Если же народники участвовали в борьбе за гражданские свободы, то потому, что надеялись с их помощью расширить свою пропаганду, чтобы взять власть и ввести социализм. Это было теневой стороной идеологии народничества.

Три течения в народничестве. Главными идеологами народничества были П. Л. Лавров, М. А. Бакунин и П. Н. Ткачев. Они идейно обосновали три его течения: пропагандистское, бунтарское и заговорщическое.

Петр Лаврович Лавров (1823—1900) был профессором математики в Артиллерийской академии, имел звание полковника. Был близок к Чернышевскому. В ранних своих работах выступал как сторонник реформ. Но, разочаровавшись в переменчивой политике Александра II, видя царящий в стране произвол, Лавров пришел к мысли о революции. Вскоре и сам он стал жертвой полицейского произвола. В 1867 г. его выслали в Вологодскую губернию.

В ссылке Лавров написал свои знаменитые «Исторические письма». Именно он высказал мысль о «неоплатном долге» перед народом. Лавров разделял веру в социализм и ряд других народнических иллюзий (самобытность исторического развития России, община как основа ее будущего строя, второстепенность политических вопросов перед социальными). Утвердившись в мысли о необходимости социальной революции, он до конца своих дней стоял на этом. Но вместе с тем он сурово критиковал революционный авантюризм, указывал, что нельзя «торопить» историю. Поспешность в деле подготовки революции не достигла ничего, кроме крови и напрасных жертв. Революция, считал Лавров, должна готовиться теоретическими работами интеллигенции и ее неустанной пропагандой среди народа. Насилие в революции, писал он, должно быть сведено к минимуму: «Мы не хотим новой насильственной власти на смену старой». В 1870 г. Лавров бежал из ссылки и приехал в Париж. За границей он издавал журнал и газету под общим названием «Вперед!». В конце XIX в. отошел от политической деятельности и остаток жизни посвятил исследованиям в области социологии.

М. А. Бакунин после восстания в Польше сосредоточил свою деятельность в международном социалистическом движении. Теория разрушения, которую он давно вынашивал, оформилась у него в законченное анархистское учение. Все современные государства, говорил он, построены на подавлении человека. Никакие реформы не изме-нят их антигуманной сущности. Их надо смести революционным путем и заменить свободными автономными обществами, организованными «снизу вверх». Бакунин требовал передачи всей земли крестьянам, фабрик, заводов и капиталов — рабочим союзам, упразднения семьи и брака, введения общественного воспитания детей в духе материализма и атеизма.

Бакунин был членом I Интернационала со времени его основания. Внутри этой организации он вел борьбу с К. Марксом. В 1872 г. Марксу удалось добиться исключения Бакунина из Интернационала. Но вместе с Бакуниным из него вышли многие рабочие союзы южных стран Европы. Интернационал вскоре распался, а Бакунин сосредоточился на организации анархистского движения. Наибольшего успеха он добился на юге Европы, прежде всего в Италии. Особенно охотно на проповедь анархизма откликались самые неквалифицированные слои рабочих, а также люмпен-пролетариат. Бакунин объявил их авангардом рабочего движения. В России он связывал все надежды с крестьянством. Русского крестьянина он считал «прирожденным социалистом».

Среди малообразованного народа, полагал Бакунин, самой действенной является «пропаганда фактами», т. е. устройство непрерывных бунтов, восстаний, волнений. Имея привычку подтверждать свои теории на практике, он организовал восстание на севере Италии (близ Болоньи). Авантюра закончилась крахом. Последние годы жизни он провел в большой нужде. Умер в 1876 г. в Берне (Швейцария) в больнице для чернорабочих, куда его поместили по его настоянию Последователи Бакунина действовали во многих странах. В России они составляли значительный отряд народнического движения и порой, действительно, пытались прибегнуть к «пропаганде фактами».

В 1869 г. среди революционно настроенной молодежи в Москве объявился бывший студент Сергей Нечаев. Он уверял, что приехал по заданию некоего «Центрального комитета», который якобы объединяет всех русских революционеров. Решительный и безнравственный, Нечаев говорил, что революционер должен подавить в себе все человеческие чувства, разорвать с законами, приличиями и моралью старого общества, что для достижения высоких целей годятся все средства, даже те, которые считаются низкими.

Многие молодые люди попали тогда под влияние Нечаева. Ему удалось быстро собрать воедино осколки ишутинского кружка. Свою организацию Нечаев разбил на «пятерки» и построил в порядке строгой подчиненности. Нижестоящая «пятерка» подчинялась вышестоящей, зная только одного ее члена, который доводил до нее приказания сверху и следил за их исполнением. Главная «пятерка» получала приказания от Нечаева как члена «Центрального комитета». Одного из членов «главной пятерки», студента Ивана Иванова, Нечаев заподозрил в отступничестве и велел убить, чтобы «сцементировать кровью» свою организацию. Следы преступления замести не удалось, и Нечаев бежал за границу. Вся эта авантюра длилась несколько месяцев, в течение которых Нечаеву удалось создать внушительную организацию.

Следствие выявило неприглядную картину нечаевских дел, и власти решили использовать открытый суд. На скамье подсудимых оказались 87 человек. Четверых чле-нов «главной пятерки» суд приговорил к каторге, 27 человек к тюремному заключению на разные сроки, остальные были оправданы.

Нечаевский процесс многих оттолкнул от революционного движения. Ф. М. Достоевский написал тогда роман «Бесы». Нечаевщина оказалась не случайным эпизодом, а признаком опасных явлений, назревавших в революционном движении. В 1872 г. Швейцария выдала Нечаева России как уголовного преступника.

Членом нечаевской организации был Петр Никитич Ткачев (1844—1885). Осужденный по делу Нечаева, он отбыл срок заключения и был выслан в Псковскую губернию. Оттуда бежал за границу, где издавал газету «Набат». Ткачев утверждал, что ближайшая цель социалистов должна состоять в создании хорошо законспирированной, дисциплинированной революционной организации. Не теряя времени на пропаганду, она должна захватить власть. После этого, проповедовал Ткачев, революционная организация подавляет и уничтожает консервативные и реакционные элементы общества, упраздняет старые государственные учреждения и создает новую государственность. В отличие от бакунистов, Ткачев считал, что государство (притом сильное, централизованное) сохранится и после победы революции.

С конца 70-х гг. идеи Ткачева стали одерживать верх в народническом движении. Сам же он в 1882 г. заболел душевным расстройством и через три года умер.

Одним из идейных предшественников Ткачева был Заичневский, мечтавший о «кровавой, неумолимой революции». Но основные свои идеи Ткачев почерпнул из нечаевского опыта, поняв, что главное в нем — создание мощной и послушной воле руководителя организации, нацеленной на захват власти.

Народнические кружки в начале 70-х гг. С начала 70-х гг. в Петербурге существовало несколько народнических кружков, во главе которых стояли М. А. Натансон, С.Л.Перовская и Н.В.Чайковский. В 1871 г. они объединились, и членов подпольного общества стали называть «чайковцами», по имени одного из лидеров. Здесь не было строгой подчиненности. Работа строилась на добровольном рвении всех и каждого. Отделения тайного общества «чайковцев» возникли в Москве, Казани и других городах. Всего в этой федерации кружков состояло около 100 человек.

В 1872 г. в петербургский кружок «чайковцев» вступил князь Петр Алексеевич Кропоткин (1842—1921), ученый-географ, впоследствии — теоретик анархизма. С его приходом в кружке стали распространяться идеи бакунизма, а прежде кружок стоял на позициях лавризма. Главным делом «чайковцев» была пропаганда среди рабочих. Делались попытки наладить работу и в деревне. В начале 1874 г. полиция арестовала многих «чайковцев».

Но аресты не остановили намеченного «чайковцами» на 1874 г. «хождения в народ». Впрочем, это было даже не организованное мероприятие, а стихийное движение радикалькой молодежи. В кружках «чайковцев» и не было столько членов, сколько людей двинулось «в народ» весной 1874 г. из Петербурга, Москвы, Саратова, Самары.

В деревню пошли и лавристы, и бакунисты. Первые -с долговременной целью перевоспитать народ в революционном духе, вторые — в надежде поднять его на восстание. Революционеры переодевались в крестьянскую одежду, запасались подложными паспортами, нанимались плотниками, грузчиками, коробейниками. Особого размаха это «хождение» достигло в Поволжье. Основной костяк странствующих пропагандистов составляли бывшие студенты, но много было и отставных офицеров, чиновников, встречались помещики и даже девушки из аристократических семей.

Крестьяне охотно откликались на разговоры о малоземелье, о тяжести выкупных платежей. Но проповедь социализма успеха не имела. Слова заезжего «барина» о том, как будет хорошо, когда все имущество будет общим, встречались с ироническими усмешками. Торопливость, с какой велась тогда пропаганда, не позволила народникам сделать трезвые выводы насчет того, отвечает ли социалистическое учение народным взглядам.

Поднять восстание нигде не удалось. Полиция всполошилась и начала вылавливать всех подозрительных. К дознанию было привлечено 770 человек. Уцелевшие пропагандисты бежали в города. «Хождение в народ» подорвало идеи бакунизма и способствовало распространению ткачевских идей. Среди народников зрело убеждение, что для подготовки революции надо создать крепкую организацию.

В 1876 г. возникла новая организация со старым названием — «Земля и воля». В ее состав вошел ряд уцелевших от арестов участников «хождения в народ» - М. А. Натансон, Г. В. Плеханов и др. Позднее в нее вступила С. Л. Перовская. В организации насчитывалось свыше 150 человек. «Земля и воля» была построена на началах централизма, хотя еще слабого. Ядром ее был «основной кружок». Общество делилось на несколько групп. «Деревенщики», самая большая группа, направлялись на работу среди крестьян. Другие группы должны были вести пропаганду среди рабочих и студентов. «Дезорганизаторская группа» имела целью вносить расстройство в ряды врагов, разоблачать шпионов.

Главная цель общества состояла в подготовке народной социалистической революции. Члены «Земли и воли» должны были вести разъяснительную работу среди крестьянства как в словесной форме, так и в виде «пропаганды фактами». Террористическая деятельность допускалась только в отдельных случаях для самозащиты.

В программе общества говорилось о переходе всей земли в руки крестьян и о свободе мирского самоуправления. Землевольцы извлекли урок из недавнего «хождения», выдвинув близкие и понятные крестьянам требования.

Народники решили сосредоточиться на работе в деревне. Отказавшись от «летучей пропаганды», землевольцы поселялись группами в Поволжье, на Дону и Кубани. Им казалось, что именно там, где живы традиции казачьей вольницы, предания о Разине и Пугачеве, легче всего поднять народ на восстание.

Больших успехов «оседлая» деятельность не принесла. Землевольцы падали духом, не понимая, сколь наивны их попытки поднять немедленно народ на восстание. Народ-нические поселения выслеживались полицией. К осени 1877 г. их почти не осталось. В «Земле и воле» назревал серьезный кризис.

Оживление либерального движения. Русско-турецкая война вызвала подъем патриотических настроений в обществе. На этой волне оживилось либеральное движение. Ссылаясь на конституцию, разработанную для Болгарии, либералы задавали вопросы: почему правительство отказывается ввести конституцию в России? Неужели оно считает, что русский народ менее готов к конституции, чем болгарский?

Правительство запрещало земским деятелям съезжаться на всероссийские совещания и даже собираться по отдельным регионам. Поэтому земцы начали проводить негласные съезды. Конспирировались они не хуже революционеров, и о некоторых съездах полиция так и не узнала. В конце 70-х гг. возник нелегальный Земский союз.

В 1878 г. правительство, обеспокоенное усилением революционного движения, выпустило обращение к обществу с призывом помочь в борьбе с «шайкой злодеев». Но в обращении не содержалось обещаний изменить политику и возобновить реформы, а потому оно не нашло общественной поддержки.

Земские деятели, собравшись на съезд в Киеве, попытались договориться с революционерами о совместных действиях. Непременным условием они ставили отказ от террористических актов. Переговоры успеха не имели, и земцы разработали свой собственный план действий. Первым выступило Харьковское земство, заявившее, что без перемены внутренней политики правительства никакое ему содействие со стороны общества невозможно. Министр внутренних дел тотчас же распорядился о запрещении обсуждать и принимать на земских собраниях подобные заявления.

Поэтому гласный Черниговского земства И. И. Петпрункевич, начавший читать проект адреса на имя царя, был грубо перебит председателем. Петрункевич не подчинился и, поддержанный собранием и публикой на хорах, продолжил чтение. Тогда председатель закрыл собрание с помощью полиции. После инцидента в земском собрании Петрункевич был выслан в город Варнавин Костромской губернии.

С требованием конституции выступили также Тверское, Полтавское и Самарское губернские земские собрания. Тверское земство заявило, что русский народ должен пользоваться теми же благами конституционных свобод, какие получил болгарский народ.

В 1879 г. в Москве состоялся нелегальный земский съезд, на котором присутствовало около 30 представителей от 16 земств. Было решено начать широкую пропаганду в земствах и выпуск литературы за границей. Вскоре после этого в Австро-Венгрии была напечатана программа Земского союза, включавшая три основных пункта: свобода слова и печати, гарантии неприкосновенности личности и созыв Учредительного собрания.

Процесс Веры Засулич. Летом 1877 г. петербургский градоначальник Ф. Ф. Трепав во время посещения тюрьмы заметил, что один из арестантов при его появлении не снял кепку. Это был студент Боголюбов. Разгневанный Трепов велел высечь Боголюбова. Заключенные подняли шум, но их быстро усмирили, а приказание Трепова было исполнено. По закону он не мог требовать, чтобы перед ним снимали шапку. Телесное наказание в этом случае тоже было незаконно. Но градоначальник был уверен в своей безнаказанности.

24 января 1878 г. молодая народница Вера Засулич явилась к Трепову на прием и выстрелила в него из револьвера. Трепов был тяжело ранен, но остался жив. В момент покушения Засулич не состояла ни в какой революционной организации. Общественность не знала о связи между покушением и боголюбовским инцидентом. Консервативные газеты изображали Трепова как жертву служебного долга. Правительство, надеясь на такой же успех, как в нечаевской истории, направило дело Засулич на суд присяжных заседателей.

Дело разбиралось 31 марта 1878 г. Сначала настроение публики было не в пользу подсудимой, но по ходу разбирательства оно резко изменилось. Присяжные заседатели признали Засулич невиновной, и суд под председательством А.Ф. Кони прекратил дело. Публика устроила овацию. С одной стороны, выстрел Засулич заострил внимание общества на том, что власти на каждом шагу совершают беззакония. Но, с другой стороны, он поколебал отрицательное отношение общества к террору.

Крайние же революционеры, давно настаивавшие на терроре, решили, что общественность ему сочувствует.

Революционеры и власть. В конце 70-х гг. в России сложилось напряженное внутриполитическое положение.

Волновалось студенчество. Все громче становился голос сторонников конституции. После выстрела Засулич по стране прокатилась волна террористических актов. Казни террористов усиливали общее напряжение и вызывали новые покушения. Налицо были признаки революционной ситуации.

Но деревня оставалась спокойной. И это приводило в отчаяние пропагандистов из «Земли и воли». Среди них росло разочарование в своей работе. Один из них, Александр Соловьев, весной 1879 г. явился в «основной кружок» и заявил, что хочет убить царя. После жарких споров руководство «Земли и воли» большинством голосов высказалось против покушения. Но 2 апреля Соловьев все же выследил царя во время прогулки на Дворцовой площади и бросился на него с револьвером. Александр не растерялся и побежал, делая зигзаги. Соловьев стрелял пять раз, но ранил только подоспевшего полицейского.

«Земля и воля» превращалась в террористическую организацию. Некоторые ее члены протестовали, ссылаясь на программу. Тогда сторонники террора потребовали ее пересмотра. Решили собраться на съезд в Воронеже, чтобы поискать компромисс. Но к этому времени «дезорганизаторская группа» настолько обособилась, что собралась на свой собственный съезд — тайный не только от полиции, но и от остальной части «Земли и воли».

Сторонники террора съехались в Липецк в июне 1879 г. Самой яркой фигурой среди них был А. И. Желябов. Он говорил, что социалисты в принципе не должны требовать политических преобразований и гражданских свобод. Это дело либералов, но в России они дряблы и бессильны. Между тем отсутствие свобод мешает развернуть агитацию среди крестьян. Значит, революционеры должны взять на себя и эту задачу — сломить деспотизм, чтобы затем заняться подготовкой социальной революции. Участники липецкого съезда решили не порывать с «Землей и волей», а завоевать ее изнутри.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.