Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Параллелизм основ и гетероклитическое склонение




Занятие XXXI

Упражнения

I. Просклоняйте: tapas n «покаяние», sumanas m «бог; мудрец».

II. 1) Переведите следующие корневые существительные: vaac, vish, dish, ap, gir, pad, pur, dvaar.
2) Напишите шрифтом devanaagarii и определите формы этих существительных; объясните происходящие звуковые изменения: aap, dikSu, viT, vaak, giir, puurSu, padbhis, dvaaros, vaagbhyas, viDbhis, digbhyaam, adbhis, giraa, puram, puraam, paad, dvaarSu, dvaaras, vaakSu, apsu, dik, vishe, giirbhyas, padau.

III. Напишите слова шрифтом devanaagarii и их перевод, найдя значения незнакомых слов по словарю:

Существительные

m suhR^id, candramas, samudra, megha, kavi, udbhava, utsava, hetu, nishcaya;
f saMpad, aapad, sharad, sarit, vaac, dR^ishad;
n jyotis, padma, vidyut, viyat, maadhurya, jagat, manas, pramaaNa.

Глаголы

vid о.н.в. vind`a-, paal о.н.в. paal`aya-, upa-dish о.н.в. upadish`a-, abhi-dhaa.

Неизменяемые слова

api, iha, tatas, pashcaad.

Прилагательные и причастие

shriimant, dhanavant, tejasvin, niSaNNa.

Местоименные слова

asmaan, kashcid, anya.

IV. Прочтите предложения, объясните случаи sandhi, определите формы слов и переведите:
shriimanto dhanavantashca saMpadyapi sukhaM na vindanti.
aapadi suhR^ido.asmaanpaalayeyuH.
sharadi candramaso jyotistejasvi.
sharadi kaasucitsaritsu padmaani dR^ishyante..
tvaM jiiva sharadah shatam.
kaashcitsaritaH samudreNa kaashcidanyaabhiH saridbhiH saMgacChante.
vidyutaa saha megho viyati vartate.
kaviinaaM vaakSu maadhuryamasti.
iha jagati putrasyodbhava utsavasya hetuH -
dR^ishadi niSaNNo guruH shiSyaandharmamupaadishat.
manasaa nishcayaM kR^itvaa tato vaacaabhidhiiyate.
karmaNaa kriyate pashcaatpramaaNaM me manastataH..

оглавление

 

1. Параллелизм основ и гетероклитическое склонение.
2. Образование основ женского рода от основ мужского рода на согласные.
3. Числительные — образование и склонение.
Упражнения.

Корневые основы — архаичный вид основ. В санскрите корневые основы на согласные нередко имеют параллельную основу на гласную. Особенно делается продуктивным тип основ на -a. Примеры параллелизма встречавшихся основ: dish f и dishaa f «сторона света», dvaar f и dvaara n «дверь», pad m и paada m «нога», nar m и nara m «человек».

Среди параллельно существующих основ имеется несколько разносклоняемых, так называемое гетероклитическое склонение.
Отметим важнейшие разносклоняемые основы:
path-, pathi-, panthan-, panthaa- m «путь»: N.sg. panthaas, I.sg. pathaa, I.pl. pathibhis, L.pl. pathiSu;
ahan-, ahar-, ahas- n «день»: N.sg. ahas, I.sg. ahnaa, I.pl. ahobhis, L.pl. ahaSu (или ahassu), N.A.V. du. ahnii и ahanii, pl. ahaani;
asthi-, asthan- n «кость»: N.A. asthi (V. asthi и asthe), I.sg. asthnaa, I.pl. asthibhis, L.pl. asthiSu; N.A.V. du. asthinii, pl. asthini.
Так же склоняются akSi- m «глаз» и dadhi- n «творог».
puMs-, pumaMs- «мужчина»: N.sg. pumaan, A.sg. pumaaMsam, I.sg. puMsaa, V.sg. puman, I.pl. pumbhis или puMbhis, L.pl. puMSu.

 

2. Образование основ женского рода
от основ мужского рода на согласные.

Основы женского рода существительных и прилагательных образуются от соответствующих основ мужского рода на согласные прибавлением суффикса -ii-.

От основ мужского рода с тремя ступенями чередования основы женского рода образуются прибавлением -ii- к слабой ступени. Например:
raajan m — слабая ступень raj~n- → женский род raj~nii cakR^iva.ns m — слабая ступень cakruS- → женский род cakruSii
pratya~nc m — слабая ступень pratiic → женский род pratiicii.

Основы на согласные мужского рода с двумя ступенями чередования образуют соответствующие основы женского рода прибавлением ii
1) к слабой ступени
а) у прилагательных на -ant, -mant, у активных причастий прошедшего времени на -vant и у прилагательных, обозначающих количество. Например:
dHiimant — слабая ступень dhiimat → женский род dhiimatii
kR^itavant — слабая ступень kR^itavat → женский род kR^itavatii
kiyant — слабая ступень kiyat → женский род kiyatii
б) у прилагательных в сравнительной степени. Например:
paTiiya.ns «более сильный» — слабая ступень paTiiyas → женский род paTiiyasii
2) к сильной ступени
а) у прилагательных на -in. Например:
balin → женский род balinii
б) у активных причастий настоящего времени на -ant от глаголов I, IV, X классов и всех классов атематического спряжения. Например: gacChant → женский род gacChantii, kR^itavant → женский род kR^itavantii.
У активных причастий настоящего времени от глаголов VI класса основа женского рода может быть образована как от сильной, так и от слабой ступени основы мужского рода. Например:
likhant — слабая ступень likhat → женский род likhantii или likhatii.
Как активное причастие настоящего времени bhavant образует основу женского рода от сильной ступени: bhavantii. Употребляемое в функции местоимения при вежливом обращении bhavant образует основу женского рода от слабой ступени: bhavatii.

Основы на согласные без чередования имеют одну и ту же форму и для мужского, и для женского рода. Например: suhR^id — N.sg. suhR^it «дружественный» и «дружественная».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.