Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система федеральных органов исполнительной власти




16.1. Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации является высшим органом исполнительной власти. Оно возглавляет систему органов государственного управления, обеспечивает их согласованную деятельность и правомочно решать вопросы государственного управления, отнесенные Конституцией и законами к ведению Российской Федерации. Правовой основой деятельности Правительства является Конституция, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» (1997 г. 17 декабря №2-ФКЗ) и иные законы, а также указы и распоряжения Президента Российской Федерации. Правительство подотчетно Федеральному Собранию и Президенту Российской Федерации. Российское правительство – коллегиальный орган. В него входят Председатель Правительства, его первые заместители и заместители, министры, а также руководитель аппарата Правительства. По представлению главы Правительства Президент вправе включать в состав Правительства руководителей других подведомственных ему центральных органов государственного управления. Председатель правительства РФ - глава Правительства РФ. Назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения по структуре федеральных органов исполнительной власти. Предлагает Президенту РФ кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров. В соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу. Все члены Правительства, а также их заместители не могут занимать должности в коммерческих, общественных организациях, не имеют права на предпринимательскую деятельность или иную другую оплачиваемую должность (кроме преподавательской, научной и иной творческой). Правительство действует в пределах срока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом, продолжая выполнять свои обязанности до формирования нового Правительства.

19.2. Функции Правительства РФ. Правительство РФ осуществляет следующие функции: разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществляет управление федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации. Как федеральный орган управления общей компетенции Правительство наделено широкими полномочиями во всех областях жизни страны. В сфере экономики Правительство разрабатывает проекты важнейших программ экономического развития, создает условия для свободного предпринимательства на основе рационального сочетания всех форм собственности, способствует укреплению денежной и кредитной системы, приводит единую политику цен, рационального использования природных ресурсов. Правительство разрабатывает федеральный бюджет и организует его исполнение. Акты, принимаемые Президентом и Федеральным Собранием, решения, требующие финансирования их государственного бюджета и федеральных внебюджетных фондов, принимаются с учетом заключений Правительства. Правительство подготавливает программы социального развития, организует здравоохранение, народное образование, способствует развитию культуры. Важное направление его деятельности – руководство социальным обеспечением, поддержка наименее социально защищенных групп населения, совершенствование системы административной опеки за этими группами граждан. Таким образом, главное направление деятельности Правительства – защита интересов государства, прав и свобод граждан, охрана общественного порядка, обеспечение обороноспособности и государственной безопасности. На него возложено руководство в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями, внешнеэкономической деятельности, научно-технического и культурного сотрудничества.

16.3. Полномочия Правительства РФ.

Общие полномочия (часть их Правительство может делегировать субъектам РФ, например: регулирование в социально-экономической сфере, формирование и реализацию федеральных целевых программ и т.п.);

Специальные полномочия (не могут быть переданы субъектам РФ – обеспечение обороны, обеспечение единой финансовой политики и т.д. ст.114 Конституции). На определение объема полномочий федерального правительства отражается федеративное устройство российского государства, так как в этих условиях проводится разделение компетенции между Российской федерацией (органами исполнительное власти) и ее субъектами (органами исполнительной власти субъектов).

Правительство Российской Федерации вправе делегировать осуществление части своих полномочий федеральным органам исполнительной власти, если они не отнесены законодательством к исключительным полномочиям правительства, а также по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации передавать им осуществление части своих полномочий или принимать осуществление части их полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации. Полномочия федерального правительства охватывают по существу все сферы жизни и деятельности общества. Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются федеральному правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных им задач.Правительство Российской Федерации, федеральные министерства и ведомства для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Федеральное правительство утверждает положения о федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их центральных аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете. Федеральное правительство назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководителей органов и организаций при федеральном правительстве, утверждает членов коллегий федеральных органов исполнительной власти.В случае необходимости федеральное правительство вправе учреждать организации. Образовывать координационные, совещательные или иные органы при правительстве. Задачи и полномочия таких организаций и органов определяются федеральным правительством при их создании. В рамках общих полномочий Правительство Российской Федерации в установленных пределах: организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы. Правительство Российской Федерации по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, Федеральному конституционному закону и федеральным законам. В сфере экономики Правительство Российской Федерации осуществляет следующие полномочия: осуществляет регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики; вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации; осуществляет управление федеральной собственностью; разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества; осуществляет общее руководство таможенным делом; принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг; формирует мобилизационный план экономики Российской Федерации. В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики Правительство Российской Федерации: обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы; принимает согласованные с Центральным банком Российской Федерации меры по регулированию рынка ценных бумаг; осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации; осуществляет валютное регулирование и валютный контроль; руководит валютно-финансовой деятельностью в отношении Российской Федерации с иностранными государствами; разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен. Полномочия Правительства Российской Федерации в социальной сфере. Правительство Российской Федерации: обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности; принимает меры по реализации трудовых прав граждан; разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ; обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики; принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия; содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики; взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями; разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санитарно-курортной сферы. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере культуры, науки, образования. Правительство Российской Федерации: разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки, обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки; обеспечивает проведение единое государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования; обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение, как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Правительство Российской Федерации: обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации; координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий. К числу полномочий Правительства Российской Федерации отнесено управление федеральной собственностью. Федеральная государственная собственность и управление ею находится в исключительном ведении Российской Федерации. К федеральной государственной собственности отнесены государственные промышленные предприятия, предприятия топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи и т.д. В связи с этим для оперативного решения вопросов управления этими предприятиями в ведении Правительства находятся федеральные министерства и иные органы исполнительной власти (министерства: топлива и энергетики; транспорта; связи; путей сообщения; по атомной энергии; сельского хозяйства; и п.п.). Полномочия Правительства Российской Федерации по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации. Правительство Российской Федерации: осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации; организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил Российской Федерации; обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям; обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации; принимает меры по охране Государственной границы Российской Федерации; руководит гражданской обороной. При характеристике компетенции Правительства Российской Федерации следует иметь в виду полномочия Президента в военной области. Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, утверждает военную доктрину РФ. Назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ. Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению государственной безопасности. В том числе в области контрразведки и внешней разведки, по нормальному функционированию государственной границы. Согласно Конституции, Правительство Российской Федерации осуществляет меры по реализации внешней политики РФ. Правительство заключает межправительственные соглашения, принимает меры по выполнению международных договоров РФ. Однако основные направления внешней политики определяет Президент РФ. Он осуществляет внешнюю политикой РФ, ведет переговоры и подписывает международные договоры, осуществляет ряд других важных полномочий. Президенту подведомственно Министерство иностранных дел РФ. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере внешней политики и международных отношений. Правительство Российской Федерации: осуществляет руководство в сфере обеспечения отношений Российской Федерации с иностранными государствами, международными организациями; обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях; в пределах своих полномочий заключает международные договоры Российской Федерации. Обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам. А также наблюдение за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств; отстаивает геополитические интересы Российской Федерации, защищает граждан Российской Федерации за пределами ее территорий; осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международно-технического и культурного сотрудничества. Необходимо выделить также компетенцию правительства в области внешнеэкономической деятельности и таможенного дела. В пределах своей компетенции Правительство регулирует осуществление экспорта и импорта, выдачу лицензий на экспорт сырьевых ресурсов, устанавливает ставки таможенных пошлин. Одним из основных направлений деятельности Российской Федерации является осуществление мер по обеспечению законности прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности предопределяют и полномочия Правительства по охране всех закрепленных в Конституции форм собственности. Осуществлению конституционных прав и свобод человека, охране и укреплению законности служат не только соответствующие законы (О Конституционном Суде; об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, и др.), но и правовые акты Правительства Российской Федерации в этой сфере. Таковы постановления Правительства Российской Федерации о защите прав граждан России на участие в приватизации т.д. Кроме того, Правительство осуществляет многообразные нормативно-правовые и организационные мероприятия по борьбе с преступностью, в том числе с экономическими преступлениями, претворяя совместно с правоохранительными органами (судебными, прокурорскими, МВД, ФСБ и др.) предписания, содержащиеся в федеральных законах, в Указах Президента РФ. Таким образом, Правительство Российской Федерации: участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями; разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов; осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти. Правительство Российской Федерации осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Законом предусмотрена возможность отставки Правительства в тех случаях, если: 1) Федеральное Собрание выразило ему недоверие; 2) такое решение с согласия Федерального Собрания принял Президент; 3) Правительство само приняло решение подать в отставку, и Президент ее принял; 4) подал в отставку Председатель Правительства, и Президент ее принял. При отставке Правительства Президент обязан в трехмесячный срок сформировать новое, поручив старому Правительству исполнение обязанностей до того момента, когда будет сформировано новое. Наряду с коллективной отставкой Правительства возможна и персональная отставка отдельных его членов. Члены Правительства, кроме его председателя, могут освобождаться от должности Президентом, а это влечет изменения в персональном составе Правительства.

16.4. Правовые акты Правительства. В ст. 115 Конституции РФ говорится, что на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ, Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Этим определяется подзаконных характер актов, издаваемых Правительством, обязательность их соответствия Конституции, законом и нормативным указам Президента РФ. В соответствии со ст. 104 Конституции РФ Правительство России обладает правом законодательной инициативы, которая означает, что оно может самостоятельно подготавливать проекты законов и выносить их на рассмотрение в Государственную Думу. Правовые акты Правительства являются важным звеном правовой системы России, и их основные формы устанавливаются в Конституции. Постановлениями Правительства Российской Федерации должны оформляться решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение. Решение по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации. Постановление принимается на заседаниях Правительства при наличии кворума и путем голосования. Постановление Правительства подписывается Председателем Правительства или его Первым заместителем.Кроме того, в качестве постоянного органа Правительства в его аппаратедействует Президиум Правительства, который призван решать текущие иоперативные вопросы. Заседание его проводятся по мере необходимости, а принятые решения оформляются в форме постановлений и распоряжений Правительства, однако они не должны противоречить решениям, принятым на заседаниях Правительства Российской Федерации. Необходимо отметить, что, устанавливая правовые формы актов, издаваемых Правительством РФ, Конституция РФ в то же время возлагает на Правительство обязанность обеспечивать их исполнения. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации, т.е. на всей ее территории и всеми субъектами и органами местного самоуправления. Обязательность распространяется на всех граждан и должностных лиц, на все общественные объединения, государственные и частные предприятия. Таким образом, конституционный статус актов Правительства ставит эти акты по их обязательности в один ряд с законами и указами Президента РФ. Хотя по юридической силе они стоят ниже, чем последние, так как принимаются на основании и во исполнении выше стоящих актов. Статья 77 Конституции РФ определила, что в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения федеральные органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти. Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ. Такое правило выглядит совершенно естественным, так как Президент РФ, во–первых, является гарантом Конституции РФ, а во–вторых, по существу возглавляет исполнительную власть. Федеральным конституционным законом о Правительстве РФ установлено, что постановления, и распоряжения Правительства РФ подлежат обязательному опубликованию в «Российской газете» и «Собрании законодательства в Российской Федерации» не позднее 15 дней со дня их подписания. Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступает в силу не ранее дня их опубликования. 16.5. Центральные органы федеральной исполнительной власти.

Органы исполнительной власти по территориальному масштабу подразделяются на: федеральные; территориальные; межтерриториальные; субъектов РФ; (отдельно – органы исполнительной власти местного самоуправления).

Федеральный орган исполнительной власти – государственный орган, который осуществляет полномочия РФ в определенных специальных сферах государственного управления (например: оборона, юстиция, образование и др.) Создание, реорганизация и ликвидация федеральных органов власти осуществляется Президентом по предложению Председателя правительства. Федеральный орган исполнительной власти осуществляет свои функции на всей территории РФ и обычно имеет двухступенчатую структуру: центральный орган (Министерство ….); территориальные отделения федерального органа власти (Управления внутренних дел (УВД) в краях, областях, районах и т.д.).

В Российской Федерации в настоящее время существует несколько организационно-правовых форм центральных органов федеральной исполнительной власти: федеральные министерства, федеральные агентства, федеральные службы, государственные комитеты. Создание, реорганизация и ликвидация федеральных органов власти осуществляется Президентом по предложению Председателя правительства.

· Федеральные министерства, которые занимаются выработкой государственной политики, нормативно-правовым регулированием; контролем и координацией деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.

· Федеральные службы – орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, госбезопасности и т.п.;

· Федеральные агентства – орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг управлению государственным имуществом и т.д.

· Государственные комитеты - центральные органы, осуществляющие межотраслевое управление, наделенные значительной функциональной властью.

Федеральные министерства являются центральными единоначальными органами и, как правило, отраслевыми. Министерством единолично руководит министр, который по должности входит в Правительство, издает приказы, распределяет обязанности между своими заместителями. На министров возложена персональная ответственность за выполнение функций и задач министерства. Основные цели, функции и структура соответствующих министерств определяются Конституцией РФ, федеральными законами и Положениями о министерствах. В министерствах имеются совещательные органы-коллегии. В их состав, как правило, входят руководящие работников министерства. Председатель коллегии – министр, решения коллегии проводятся в жизнь его приказами. Конкретные цели и задачи министерства на год, а также отчет о результатах работы за истекший период времени определяется коллегиями министерств. Государственный комитет выполняет две группы задач: межотраслевое (функциональное) управление порученной ему сферой; эта внешняя организационная деятельность и ее осуществление – главная задача органа; линейное руководство подчиненными ему организациями, внутриведомственное управление. Межотраслевое регулирование осуществляется на коллегиальной основе, важнейшие решения по таким вопросам принимаются совместно членами комитета в виде постановлений. Члены комитета назначаются Правительством Российской Федерации из числа руководящих работников госкомитета, представителей других ведомств, ведущих ученых. Оперативное руководство межотраслевой деятельностью госкомитета, внутриведомственное управление осуществляет его председатель единолично. Председатель по должности входит в состав Правительства Российской Федерации, он вправе издавать приказы, распоряжения, распределять обязанности между своими заместителями.

 

Вопросы для самопроверки:

1.Какие функции Правительства РФ закреплены в Конституции?

2. Перечислите полномочия Правительства в сфере экономики.

3.В чем заключается главное направление деятельности Правительства?

4.Раскройте полномочия Правительства Российской Федерации в социальной сфере.

5. Поясните особенность функций и полномочий министерств, агентств и служб.

6.Какие правовые акты принимает Правительство?

Литература:

1. Конституция РФ.(1993 г.)

2. Административное право России: курс лекций / К.С. Бельский [и др.]; под ред. Н.Ю. Хаманевой. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-845с.

3. Атаманчук Г. В. Система государственного и муниципального управления: Москва, 2005

4. Бачило И. Л. Организация государственного управления: правовые проблемы. М.: Наука,1994

5. Глазунова Н.И. Государственное и муниципальное (административное) управление: Учебник М.: Проспект, 2007. – 556с.

6. Гегедюш Н., Мокеев М., Масленникова Е. Государственное и муниципальное управление: конспект лекций /http://lib.rus.ec/b/204548

7. Кнорринг В.И. Основы государственного и муниципального управления: Учебник для вузов, изд. 3-е, доп.М.: Экзамен 2006 -480 с.

8. Кузнецов В.В., Ваховский В.В. Чебурашкина И.С. Государственное и муниципальное управление: Учеб. пособие.- Ульяновск. 2004. -192 с.

9. Пикулькин, А.В. Система государственного управления. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

10..Рой, О.М. Система государственного и муниципального управления. – СПб.: Питер, 2006.

11. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: учебник; М.:Норма,2009. - 432 с.

17. Судебная власть в РФ.

Нормативная база: Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ», Федеральный конституционный закон «О военных судах РФ», Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ».

17.1. Виды судопроизводства. Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства: конституционного; гражданского;административного;уголовного.

1. Конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд РФ, а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом.

2. Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т.д. (в их число входят 21 Верховный суд республик, 6 краевых судов, 49 областных, 2 городских (Москвы и Санкт-Петербурга), 1 суд автономной области, 10 судов автономных округов, 2456 районных или равных им судов), в соответствии с дислокацией Вооруженных Сил РФ и других воинских формирований - военные суды). Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений. Судьями общей юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ.

3. Арбитражные суды. В эту систему входят Высший Арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения ряда иных дел. Арбитражные суды – это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предпринимателями. Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными акты государственных органов, нарушающих их законные права и законные интересы. Это – налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают также и споры с участием иностранных предпринимателей. ВысшийАрбитражный суд Российской Федерации является высшим экономическим судебным органом и осуществляет надзор за судебной деятельностью арбитражных судов РФ. Федеральный Арбитражный Суд округа (10 федеральных судебных округов) рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельства, является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории судебного округа арбитражным судам субъектов РФ. Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РФ. Арбитражный Суд субъекта РФ рассматривает дела в качестве суда первой и апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. Существенной отличительной чертой арбитражного судопроизводства является участие в нем непрофессиональных судей, состоящих из лиц, обладающих специальными знаниями и опытом в определенной сфере предпринимательской деятельности.

17.2. Судебные инстанции. По процессуальной компетенции суды подразделяются на: суды первой инстанции; суды второй (кассационной) инстанции; суды надзорной инстанции. Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности этих решений). Первая инстанция - рассматривающая гражданские и уголовные дела по существу. Суд первой инстанции — это разбирательство дела по существу с целью осуждения или оправдания подсудимого — по уголовному делу и удовлетворения иска или отказа в иске — по гражданскому делу. Дела по первой инстанции могут рассматривать все суды в пределах своей компетенции, но основное количество уголовных и гражданских дел по первой инстанции рассматривают районные суды. Наиболее сложные или особого общественного значения судебные дела рассматривают по существу вышестоящие суды вплоть до Верховного Суда Российской Федерации. Процесс разбирательства дела заключается в анализе судьей доказательств и установлении истины. В результате разбирательства уголовного дела суд выносит приговор, а по гражданскому делу — решения, которые не могут быть ни изменены, ни отменены этим судом. Решения и приговоры большинства судов в течение установленного законом срока (7 дней для приговора, 10 дней для решения) не вступают в законную силу и могут быть обжалованы в кассационном порядке подсудимым, потерпевшим, истцом или ответчиком либо опротестованы прокурором в суд второй инстанции.

Вторая инстанция (Кассационная) – проверяет законность и обоснованность решений, приговоров, определений судов первой инстанции до их вступления в законную силу. Суд второй инстанции: для мировых судей и районных судов — областной и соответствующие ему суды; для областного суда — Верховный Суд Российской Федерации. Суд второй инстанции на основании жалоб заинтересованных лиц или кассационного протеста прокурора проверяет законность и обоснованность решений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу, и полномочен: признав приговор (решение) правильным, оставить его в силе, а кассационную жалобу или протест без удовлетворения; установив, что приговор (решение) суда первой инстанции не соответствует материалам дела, отменить его и передать дело на новое рассмотрение; прекратить дело и направить уголовное дело на дополнительное расследование; изменить в определенных пределах приговор или решение; вынести новое решение по гражданскому делу. По итогам кассационного разбирательства дела суд второй инстанции выносит определение, которое вступает в законную силу немедленно и не подлежит ни обжалованию, ни опротестованию в кассационном порядке. Оно может быть опротестовано лишь в порядке судебного надзора.

Надзорная (исключительная) инстанция проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений, приговоров, определений и постановлений судов первой и второй инстанции. Возможно возобновление уголовного или пересмотр гражданского дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Суд надзорной инстанции по протестам лиц, указанных в законе (председатели областных и соответствующих судов, председатели Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ и их заместители, прокуроры республик, краев, областей, Генеральный прокурор РФ и его заместители) проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений суда первой инстанции, а также решений суда кассационной инстанции либо нижестоящей надзорной инстанции. Пересмотр дел в порядке надзора возможен только в президиумах судов субъектов Российской Федерации, в судебных коллегиях и в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также в военных судах округов и им соответствующих судах.

17.3. Судья – должностное лицо государства, являющееся носителем судебной власти, для реализации которой наделено полномочиями осуществлять правосудие на профессиональной основе. (Возраст судьи должен быть больше 25 лет, судья должен иметь высшее юридическое образование, стаж работы 5 лет. Судьей вышестоящего суда может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, а судьей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда – достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет). Судьи в своей деятельности: независимы и подчиняются только законам; не подотчетны никакому органу; пользуются неприкосновенностью; не сменяемы (не подлежат переводу на другую должность или в другой суд без их согласия, полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленным Законом; не имеют права стать депутатом, заниматься предпринимательской деятельностью; имеют право заниматься научной и педагогической деятельностью. Для помощи судье функционирует аппарат, оказывают помощь работники министерства юстиции. Финансирование судов ведется из федерального бюджета.

17.4. Суд присяжных. В соответствии с Законом РФ от 16 июля 1993 года «О внесении изменений и дополнений в УПК РСФСР» и Закон «О судоустройстве в РФ» началось поэтапное введение суда присяжных. При введении суда присяжных законодатель исходил из того, что суд присяжных особенно необходим в случаях, когда правам человека угрожают такие последствия, как тяжкие меры наказания и когда общество и государство должны обеспечить систему гарантий, предупреждающую от нарушений прав личности, от судебной ошибки. Присяжные заседатели в решении главного вопроса правосудия по уголовному делу действуют независимо от профессиональных судов. Присяжные заседатели, участвуя в исследовании и решении вопросов фактической стороны уголовного дела, относящихся к событию преступления, причастности в совершении преступления, вкладывают в правосудие необходимые для него практические знания и опыт. Присяжные заседатели подбираются по спискам, составляемым администрацией из лиц, постоянно проживающих в районах и городах области, края (субъекта Федерации). Присяжными заседателями признаются граждане Российской Федерации, которые включены в списки присяжных заседателей и призваны в установленном законом порядке к участию в рассмотрении дела судом. В списки присяжных заседателей включаются граждане России, достигшие 25 лет. Основой для составления списков присяжных заседателей являются списки избирателей или участников референдума. Закон предусматривает ряд условий, при которых граждане могут быть исключены из списка присяжных заседателей.Принятие коллегией присяжных заседателей вердикта (решения) предшествует процедура постановки вопросов на разрешение присяжных заседателей. В обязательном порядке ставятся три основных вопроса: 1.Имело ли место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый. 2. Совершил ли это деяние подсудимый. 3. Виновен ли подсудимый в совершении этого деяния. Присяжные заседатели считаются судьями факта, профессиональные судьи – судьями права. Судья права и оформляет нормативно квалифицированный приговор.

17.5. Органы судейского сообщества. Для выражения интересов судей как носителей судебной власти ими образуются органы судейского сообщества. Органами судейского сообщества являются: Всероссийский съезд судей, а в период между съездами Совет судей Российской Федерации, избираемый Всероссийским съездом судей; Собрание судей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; Съезды (конференции) судей республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, военных округов, групп войск и флотов, арбитражных судов, а в период между съездами (конференциями) избираемые ими советы судей, квалификационные коллегии. Органы судейского сообщества: обсуждают вопросы судебной практики и совершенствования законодательства; проводят общественную экспертизу проектов законов и иных нормативных актов, касающихся деятельности судов и статуса судей; рассматривают актуальные проблемы работы судов, их кадрового, организационного и ресурсного обеспечения, а также правового и социального положения судей; представляют интересы судей в государственных органах и общественных объединениях; избирают соответствующие квалификационные коллегии судей (отдельно для общих, военных и арбитражных судов). По обсуждаемым вопросам органы судейского сообщества принимают решения, а также обращения к государственным органам, общественным объединениям и должностным лицам, подлежащие рассмотрению в месячный срок. Органы судейского сообщества проводят свою работу при неукоснительном соблюдении принципа независимости судей и невмешательства в судебную деятельность. Порядок формирования и деятельности органов судейского сообщества определяется Всероссийским съездом судей.

Вопросы для самопроверки:

1.Какие виды судопроизводства согласно Конституции РФ осуществляется в Российской Федерации?

2. Перечислите судебные инстанции.

3.В чем заключается суть первой судебной инстанции?

4.Раскройте полномочия присяжных заседателей.

5. Поясните особенность работы органов судейского сообщества.

6.Какие в обязательном порядке ставятся перед присяжными три основных вопроса?

Литература:

1. Агеев Е. А. Юридическая ответственность в государственном управлении (социальный правовой аспект). Л.: Наука,1990.

2. Административное право России: курс лекций / К.С. Бельский [и др.]; под ред. Н.Ю. Хаманевой. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-845с.

3. Атаев А. А. Управленческая деятельность. М.: Юридическая литература,1990.

4. Бачило И. Л. Организация государственного управления: правовые проблемы. М.: Наука,1994

5. Глазунова Н.И. Государственное и муниципальное (административное) управление: Учебник М.: Проспект, 2007. – 556с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 827; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.