Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспринимающая поверхность




Глиняные дощечки использовались в качестве носителя информации в III веке до н.э. в Ассирии и Вавилоне. Масса такой дощечки достигала 1 кг.

Папирус впервые появился в Древнем Египте (III-II тысячелетие до н.э.). По болотистым берегам реки Нил произрастало огромное количество тростника - многолетнего водного растения семейства осоковых. После удаления твердой оболочки оставляли только сердцевину растения, которую разрезали на полоски. Далее их раскладывали на ровном столе: один слой вдоль, второй — поперек.

Сверху помещали груз, и полоски сердцевины тростника склеивались. Затем листы папируса загрунтовывали мучным клеем. Свитки из полосок папируса достигали длины 18 метров. Во Франции в Лувре хранится «похоронный ритуал», извлеченный из саркофага, написанный на папирусе и относящийся к XVIII в. до н.э.

Во П-I вв. до н.э. в Европе изобретают пергамен (от греч. названия г. Пергам, на полуострове Малая Азия).

Кожа крупного рогатого скота расколачивалась на наковальнях, после чего ее можно было складывать в отдельные тетради. В отличие от папируса, новая воспринимающая поверхность была влаго- и термоустойчивой; кроме того, пергамен можно было использовать многократно — за счет того, что один слой красителя счищали и наносили новый.

В России в IХ-ХV вв. в качестве воспринимающей поверхности использовалась березовая кора — береста. До наших дней сохранилось менее 500 берестяных грамот, в основном это письма. Но наряду с берестой на Руси использовался и пергамен, следует упомянуть наиболее известные древнерусские памятники письменности — «Остромирово Евангелие», «Изборник Святослава».

Точное время изобретения бумаги неизвестно, предположительно это произошло в 105 г. в Китае. Изобретателем бумаги считают Цай Луня, который использовал нехитрую технологию: в чане с водой замачивалась шелковая вата, через некоторое время полученную массу зачерпывали сетчатым ковшом и высушивали на ровной поверхности. Долгое время эту технологию удавалось держать в секрете. Бумага, как и все прочие товары, из Китая караванным путем достигала Самарканда и далее попадала в арабский мир.

В 751 г. в битве при Таласе (близ Самарканда) был захвачен в плен китаец, который выдал арабам секрет производства бумаги. Из-за отсутствия в Центральной Азии растительного волокна арабы усовершенствовали производство бумаги, а затем распространили способ ее изготовления через Персию в Северную Африку, а позднее в Испанию и Марокко.

Широкий спрос на производство бумаги появляется в Европе с возникновением книгопечатания в XV веке.

Первые книги были рукописными. На изготовление такой книги уходило нередко несколько лет, в результате информация, которая накапливалась у человечества, все быстрее и быстрее устаревала. Спрос на книги стал значительно опережать предложение. Причем содержание одноименных книг различалось, так как переписчики вносили в тексты изменения. И все-таки главной причиной появления книгопечатания явились быстро увеличивающиеся потоки информации.

 

Цельная (монолитная) печатная форма

Бескрасочное создание идентичных изображений существовало на заре развития цивилизаций. Археологические раскопки позволяют предположить, что первые оттиски люди делали на глине. Но сначала необходимо было изготовить форму-штамп. До нашего времени сохранились подобные штампы, изготовленные из камня, хотя можно предположить, что они производились в древности и из других материалов. Такие формы могли предназначаться как для украшения, так и для обозначения того, что предмет принадлежит именно тому, кто поставил штамп.

Первые плоские печатки-штампы с изображением животных были обнаружены при раскопках остатков города Мохенджо-Даро (Ш-П век до н.э), ныне это территория Пакистана.

А при раскопках древнейших очагов цивилизации - государств Ур, Урук, Лагаш, существовавших в IV-Ш вв. до н.э. в Западной Азии, — были найдены формы-штампы в виде цилиндриков. Это свидетельствовало о том, что люди к тому времени уже поняли, что повторяющийся рисунок молено было наносить, используя цилиндрическую формную поверхность.

Для того чтобы представить себе простейшую форму-штамп, достаточно посмотреть на обычные монеты, которые до сих пор чеканят, как и много веков назад, при помощи штампов. Первые деньги (а следовательно, и штампы для их изготовления) появились в VII веке до н.э. в древнейшем государстве Лидии. Неизвестно, из чего лидийцы изготавливали штампы, но они должны были быть достаточно прочными, так как монеты чеканились из сплава золота с серебром.

Итак, еще в глубокой древности людям была известна технология изготовления формы-штампа. Необходимо было сделать следующее открытие — покрыть эту форму краской, а потом прижать к ней воспринимающий краску материал. Но для этого потребовалось еще несколько веков.

Первые печатные формы для производства книг, возможно, появились в VIII веке в Корее. Они были выполнены на деревянной поверхности. Метод разделения печатных и пробельных элементов был пространственным, то есть гравер углублял на деревянной поверхности те места, которые не должны были соприкасаться с воспринимающим краску материалом. Печатные элементы располагались выше, чем пробельные, поэтому данный способ печати назывался высоким, а вид печати — ксилографией (от греч. «срубленное дерево»). Для изготовления печатной формы требовалось сделать очень ровной деревянную поверхность, далее на пергамене или бумаге жирной краской или тушью нанести текст и до того, как он высыхал, прижать его к подготовленной доске. После этого гравер точно видел все темные места, которые должны были остаться, чтобы в дальнейшем стать печатными элементами, и не тронутые краской места, которые следовало углубить.

С такой ксилографической печатной формы в течение дня можно было отпечатать до 2000 оттисков. То есть самыми трудоемкими в книгопечатании того времени были процессы изготовления печатной формы.

Сегодня, к сожалению, можно только предполагать, кто и когда отпечатал первую в мире книгу. Если же говорить о точно датируемой ксилографической книге, то в Британском музее хранится «Алмазная сутра» (санскр. «Сутра о Совершенной мудрости, рассекающей [тьму невежества] как удар молнии»), один из переводов которой был напечатан в 868 г.

На Руси гравирование завелось одновременно с книгопечатанием во второй половине XVI столетия, притом сначала как резьба деревянных эстампных досок (ксилография). Оно служило дополнением к типографскому делу, производя картинки для помещения в богослужебных книгах.

Другой род гравирования — резьба и вытравление рисунков на металле (серебре и меди) — существовал у нас, насколько известно, еще в XIV веке, но служил не для размножения изображений посредством печатания, а для украшения переплетов евангелий, окладов икон и различных предметов как церковной, так и домашней утвари. Образцы гравирования на медных досках собственно для эстампов появляются только в середине XVII столетия. Первыми мастерами этого искусства в Москве были знаменщики и рисовальщики Серебряной палаты: царский иконописец Симон Ушаков, Л. Бунин, А. Трухменский и его ученик В. Андреев. У кого именно учились эти граверы, неизвестно, но можно с уверенностью сказать, что они переняли свое дело от кого-нибудь из иностранных художников, которые постоянно призывались на службу при Оружейной палате.

Процесс создания цельной (монолитной) печатной формы был чрезвычайно труден. Для того чтобы подготовить к печати книгу, требовался огромный труд граверов, и производство затягивалось на долгие годы.

В 1041-1048 гг. в Китае Би Шен предложил использовать для книгопечатания «подвижный» шрифт, который он изготавливал из клея и глины, а затем обжигал в печи. Далее изобретатель располагал полученные литеры построчно на ровном листе железа, предварительно покрытом смесью смолы, пчелиного воска и бумажного пепла. Потом лист железа располагали над слабым огнем, чтобы смола и воск стали эластичными. Эта операция была необходима для выравнивания литер по высоте. Как бы ни пытался мастер вылепить их одинаковыми, сделать это было невозможно. Зато после вдавливания литер ровной доской в густую разогретую смесь Би Шен получал достаточно ровную поверхность печатной формы.

Позднее люди изобретут различные виды составления форм из отдельных литер, но принцип останется неизменным в течение многих столетий.

 

Наборная печатная форма имела преимущества перед монолитной:

- повысилась скорость подготовки печатной формы;

- литеры можно было использовать многократно;

- появилась возможность исправления текста без переделки всей печатной формы (монолитной).

 

Керамические литеры, использовавшиеся Би Шеном, были недостаточно прочными, и, кроме того, их изготовление было довольно трудоемким. Поскольку китайцы используют иероглифическую письменность, количество литер должно было быть огромным — десятки тысяч.

Именно эта особенность китайской письменности не позволила Востоку достаточно быстро развить книгопечатные процессы. Европейское письмо было основано на использовании сравнительно небольшого количества абстрактных символов.

Следующий шаг в совершенствовании формных процессов сделали в Корее: там были впервые изобретены литеры из металла. Правда, сначала иероглифы вырезали из дерева, чтобы, вдавив их в песок с примесью глины, получить матрицы, в которые и заливали раскаленный металл. Археологические раскопки доказывают, что данная технология существовала уже в 1160 г.

Искусство книгопечатания было известно уйгурским племенам, находившимся под влиянием трех цивилизаций — среднеазиатской, индийской и китайской. До наших дней дошли уйгурские шрифты3, вырезанные на деревянных кубиках, сохранилось множество оригинальных книг. Ислам, который исповедовался уйгурами, разрешал использовать бумагу для записи слов Аллаха, но запрещал воспроизводить их «искусственным путем», то есть печатать при помощи шрифтов. Скорее всего, именно это помешало уйгурам передать секрет книгопечатания европейцам.

В период 1423-1437 гг. голландец Лоренц Костер (1370-1440) в качестве подвижного шрифта стал применять деревянные литеры. Оттиски с крупными буквами были вполне приемлемы, но одна и та же буква мелкого шрифта выглядела по-разному. Прочность деревянных литер была чрезвычайно низка, а на изготовление одной литеры уходило слишком много времени. Костеру не удалось выиграть у ксилографии ни в качестве, ни во времени, процесс производства книги не был упрощен.

 

В Европе подлинную революцию в книгопечатании произвел выходец из немецкой аристократической семьи Иоганн Гутенберг (ок. 1399-1468). Он родился в г. Майнце. Сведений о детстве изобретателя книгопечатания не сохранилось. Однако известно, что по основной профессии он был золотых дел мастером, а это значит, что должен был получить достаточно серьезное по тем временам образование.

Главными его изобретениями считаются устройство для отливки металлических литер и печатный станок. В отличие от корейских мастеров, для получения матрицы Гутенберг использовал не деревянные литеры, а металл с выгравированным зеркальным изображением буквы. Далее, по-видимому, применялся метод чеканки, то есть твердый металл продавливал более мягкий, и матрица была готова. Оставалось только заполнить ее расплавленным спла-

Швом, основу которого составляло олово. Таким образом можно было изготовить неограниченное количество идентичных литер.

Печатный станок Иоганна Гутенберга являлся сложнейшим инженерным сооружением того времени. Изобретателю предстояло решить множество задач, но основными были: |

1. Обеспечение очень большого давления между талером (нем. «тарелка»), столом, где располагалась печатная форма, и тигелем (нем. «плита»), плитой, которая обеспечивала прижимание бумаги к печатной форме).

2. Обеспечение параллельности между талером и тигелем, что в XV веке было почти неразрешимой задачей.

Для решения первой задачи Гутенберг использовал деревянный винт, по которому передвигался тигель. Подобные механизмы применяли виноделы. А вторая проблема была решена размещением мягкой прокладки (декеля) между тигелем и бумагой. Несмотря на то, что большинство операций печатники выполняли вручную, изобретение Иоганна Гутенберга позволило поднять производительность до 100 оттисков в час.

Понятно, что подобная работа требовала больших денежных вложений, поэтому Гутенберг заключил договор о финансовой поддержке с майнцским купцом Иоганном Фустом, на деньги которого и была создана типография.

В 1450 г. у Гутенберга возник замысел издания «Библии», и в 1452 г. он приступил к работе, которая была закончена в 1455 г. Как ни странно, у исследователей инкунабул (лат. «в колыбели»; так называют все книги, созданные в начальный период книгопечатания), к которым относится «Библия», до сих пор остается много вопросов, связанных с этим уникальным изданием. Полагают, всего было напечатано 150 экземпляров книги на бумаге и 30 — на пергамене. К сожалению, уцелевшие экземпляры — а всего их осталось в мире 49 — не могут дать ответы на все вопросы: например, почему количество строк варьируется от 40 до 42, многие экземпляры имеют разную пунктуацию и т.д. Первые экземпляры книги Гутенберг печатал в два цвета, но в дальнейшем перешел на одноцветную печать. Книга была прекрасно иллюстрирована цветными миниатюрами.

Изобретение принесло такую большую прибыль, что И. Фуст решил забрать дело в свои руки и, сговорившись с учеником Гутенберга П. Шеффером, затеял против Гутенберга тяжбу, в результате которой Фуст был объявлен хозяином типографии и собственником всех изданий.

Но все же Шеффер поместил в издании «Майнцской Псалтыри» (1457 г.) заключительный абзац с объявлением, в котором говорилось, что эта книга сделана при помощи нового изобретения Гутенберга.

Лишившись типографии и шрифтов, Гутенберг уехал из Майнца в Бамберг, где на средства местного епископа устроил новую типографию. В ней он подготовил новое издание Библии, а также первый в Европе печатный толковый словарь с изложением латинской грамматики под названием «Католикон».

Католическое духовенство оказало Гутенбергу огромную по тем временам поддержку. Решением майнцского архиепископа Гутенберг был освобожден от уплаты каких бы то ни было налогов и ему была установлена ежемесячная пенсия.

Причастность Гутенберга к изобретению книгопечатания долгое время оспаривалась, так как ни на одной «Библии» не было его подписи, а в документах 1509 г. Иоганн Шеффер (сын Петера Шеффера) утверждал, что авторами изобретения являются его дед и отец.

Последние годы первого в Европе книгопечатника прошли в Эльтгвилле, где располагалась резиденция архиепископа. Там Гутенберг также выпустил несколько изданий как духовного, так и светского характера. В частности, им был изготовлен один из первых печатных календарей.

Изобретение Гутенберга быстро распространилось по всем странам Европы. Вслед за Германией типографии были построены во Франции и Италии, затем в 1472 г. — в Голландии, в1473г. — в Бельгии, в следующем году — в Испании, ав1477г. — в Англии. Благодаря изобретению великого Гутенберга человечество за короткое время получило больше книг, чем за сотни лет до этого.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 710; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.