Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы. Во втором полугодии развивается представление ребенка о себе




ИТОГИ

Во втором полугодии развивается представление ребенка о себе. На основе положительного самоощущения и манипулятивной деятельности складывается представление о самом себе как о субъекте практической деятельности, т. е. как источнике собственных действий. Ребенок начинает узнавать себя в зеркале, что свидетельствует о наличии образа себя.

Возросшее чувство Я наиболее ярко проявляет себя в кризисе одного года. Симптомы этого кризиса охватывают все сферы жизнедеятельности ребенка: его отношения к предметному миру, окружающим взрослым и самому себе. Возросшая свобода передвижения и активность ребенка, а также неизбежные запреты взрослого приводят к тому, что ребенок переживает свои стремления и тем самым узнает и чувствует себя. Появляются собственные, независимые от взрослого аффективные стремления ребенка и яркая ориентация на оценку взрослого. Стремление ребенка к независимости и его объективная зависимость от взрослого составляют главное противоречие кризиса одного года.

1. Какие изменения в представлении ребенка о себе происходят во второй половине первого года?

2. Назовите главные признаки кризиса одного года.

3. В чем состоят новообразования кризиса первого года?

4. В чем заключаются новые отношения со взрослым в этот период развития?

5. Объясните главное противоречие кризиса одного года.

Литература

Авдеева Н. Н. Общение со взрослым и истоки самосознания ребенка // Творчество и педагогика: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции «Детство и творчество». — М., 1988.

144

Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю. Особенности психической активности ребенка первого полугодия жизни // Мозг и поведение младенца. — М., 1993.

Бауэр Т. Психическое развитие младенца. — М., 1985.

Выготский Л. С. Младенческий возраст // Собр. соч. — М., 1994. — Т. 4.

Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986.

Мазитова Г. Х. О развитии взаимоотношений с окружающими взрослыми у младенцев // Эксперимент. исследования по проблемам общей, социальной психологии и дифференциальной психофизиологии. — М., 1976.

Мещерякова С. Ю. Особенности «комплекса оживления» у младенцев при воздействии предметов и общении со взрослым // Вопросы психологии. — 1975. — № 5.

Мещерякова С. Ю. Особенности аффективно-личностных связей со взрослыми у младенцев, воспитывающихся в семье и в домах ребенка // Возрастные особенности психического развития детей. — М., 1982.

Общение и речь: развитие речи детей в общении со взрослыми. — М., 1985.

Поливанова К. Н. Специфические характеристики развития в переходные периоды (кризис одного года) // Вопросы психологии. — 1999. — № 1.

Психическое развитие воспитанников детского дома. — М., 1990.

Развитие личности ребенка. — М., 1987.

Развитие общения у дошкольников. — М., 1974.

Смирнова Е. О., Рошка Г. Н. Роль общения со взрослым в развитии предметно-манипулятивной деятельности ребенка на первом году жизни // Вопросы психологии. — 1987. — № 3.

Фигурин Н. Л., Денисова М. П. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года. — М., 1949.

Щелованов Н. М., Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. — М., 1955.

Эльконин Д. Б. Детская психология. — М., 1960.

145

  Часть 3 ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ (ОТ ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ)    
  Глава 1 РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНЫХ И ОРУДИЙНЫХ ДЕЙСТВИЙ    
  Глава 2 РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ    
  Глава 3 РАЗВИТИЕ РЕЧИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ    
  Глава 4 РАЗВИТИЕ ИГРЫ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ    
  Глава 5 СТАНОВЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ОБЩЕНИИ СО СВЕРСТНИКОМ    
  Глава 6 ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ    
 

146

Глава 1 РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНЫХ И ОРУДИЙНЫХ ДЕЙСТВИЙ



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.