Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Смирнова Елена Олеговна




P. S.

Мы рассмотрели возрастные особенности нескольких самых первых этапов развития ребенка. Каждый из них отличается глубоким своеобразием, которое отражается в особых формах общения, ведущей деятельности ребенка и специфических возрастных новообразованиях. Данные особенности отражают общие закономерности возрастного развития, его внутреннюю логику, которая не может и не должна быть нарушена. Каждый этап детского развития основан на предыдущем и создает предпосылки для следующего. Поэтому наиболее фундаментальное, определяющее значение имеют самые ранние периоды развития ребенка, которые закладывают фундамент будущей личности. Так, развитие ситуативно-личностного, непосредственно-эмоционального общения младенца со взрослым является необходимой предпосылкой становления предметной деятельности и познавательной активности ребенка раннего возраста, что, в свою очередь, является условием формирования первичных форм мышления и речи. Развитие речи создает возможности для переименования предметов, которое открывает перспективу символических игровых замещений и становления игровой деятельности. В игре дошкольника формируются новые качества личности и психики (произвольность, внутренний план действия, творческая инициативность и пр.), необходимые в дальнейших формах деятельности ребенка. Таким образом, каждый последующий этап «накладывается» на предыдущий, появление новых способностей ребенка становится возможным благодаря

357

достижениям предшествующих периодов. Нарушение данных закономерностей, «пропуск» или ускоренное «пробегание» какого-либо этапа чревато серьезными нарушениями и деформациями возрастного развития. Однако на практике возрастная последовательность периодов детского развития все чаще искажается.

В своем стремлении «идти в ногу со временем» и «не отставать от жизни» взрослые (педагоги и родители) нередко начинают форсировать темпы детского развития. Под видом модернизации образования маленьких детей в детском саду вводятся самые сложные учебные предметы: риторика, естествознание, физика, политэкономия, компьютеризация и пр. Естественно, все эти учебные дисциплины подаются в максимально упрощенной, доступной для ребенка форме. Такое искусственное ускорение детского развития, или акселерация, провоцируется и поощряется взрослыми, поскольку технически упрощает интеграцию детей во взрослое сообщество. Однако эта интеграция носит односторонний, механический характер и является форсированной адаптацией ребенка к внешним формам взрослой жизни. Как писал основоположник отечественной дошкольной психологии А. В. Запорожец, под видом модернизации образования детское развитие подвергается симплификации, т. е. чрезмерному упрощению и обеднению. Развитие ребенка отождествляется с накоплением знаний, навыков и умений.

За этим пониманием лежит достаточно традиционное и трудноискоренимое представление о ребенке как о маленьком взрослом, только недоученном, ничего не знающем и не умеющем. В последнее время данное представление подкрепляется лозунгами о демократизации воспитания и равных правах ребенка. Юридическое равноправие детей как бы распространяется на их фактическое и психологическое равенство, согласно которому дети воспринимают и понимают мир так же, как взрослые. Исходя из этого представления, задача воспитания и развития видится в том, чтобы как можно раньше и больше приучать ребенка к взрослым формам жизни. С этой точки зрения, игра — это пустая потеря времени, детское творчество — наивный уход от жизни, слушание сказок и сочинение небылиц — досужее и бесполезное занятие, которому противостоят полезное, перспективное обучение и освоение нового.

358

Такая тактика в подходе к образованию детей не просто ограниченна — она опасна и губительна! Под видимым демократизмом и соответствием духу времени она несет отрыв ребенка от подлинных источников его развития. Упрощенное представление о детском развитии и его ускорение (т. е. симплификация и акселерация) неизбежно ведет к обеднению, суживанию возможностей ребенка, в результате чего наблюдается снижение уровня общего развития и его существенное отставание от принятых возрастных норм (несмотря на ускоренное овладение некоторыми знаниями и навыками).

Альтернативой акселерации А. В. Запорожец считал амплификацию детского развития — т. е. его обогащение за счет максимально полного проживания возраста. Каждый этап возрастного развития имеет огромные резервы, которые далеко не всегда реализуются. Эти резервы скрыты в специфических формах деятельности ребенка, которые в наибольшей мере соответствуют его потребностям и возможностям. Для младенца — это личностное, эмоциональное общение со взрослым, для ребенка 1—3 лет — это действия с предметами и процессуальная игра, для дошкольника — ролевая игра, рисование, конструирование, восприятие сказок, детское экспериментирование и пр. Именно в этих традиционных формах детской деятельности возникают и развиваются такие базовые качества личности, как творческая активность, инициативность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим, произвольность, умственные и познавательные способности и пр. Эффективное и полноценное (а не ускоренное) развитие ребенка предполагает не сворачивание этих форм детской деятельности, а своевременное и максимально полное использование их возможностей.

Путь, основанный на амплификации детского развития, — значительно более сложный и трудный, чем путь акселерации. Здесь невозможен прямой перенос на ребенка собственных ценностей и представлений. Напротив, нужно хорошо знать, понимать и чувствовать возможности ребенка, его детские желания, предпочтения, состояния — словом, его детскую психологию, которая существенно отличается от психологии взрослого человека.

Автор надеется, что данная книга поможет вам в решении многих проблем дошкольного воспитания.

359

Литература

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.

Божович Л. И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников // Известия АПН РСФСР. — 1951. Вып. 36.

Венгер А. Л. Психологические особенности шестилетних детей. — М., 1985.

Венгер Л. А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников // Дошкольное воспитание. — 1979. — № 5.

Венгер А. Л., Поливанова К. Н. Особенности принятия заданий взрослого детьми шестилетнего возраста // Вопросы психологии. — 1988. — № 4.

Выготский Л. С. Собр. соч. В 6 томах. Т. 4. — М., 1984.

Елагина М. Г. Кризис 7 лет и подход к его изучению // Новые исследования в психологии. — М., 1989.

Ермолова Т. В., Комогорцева И. С. Временной аспект образа себя у старших дошкольников // Вопросы психологии. — 1995. — № 2.

Дьяченко О. М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопросы психологии. — 1987. — № 1.

Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. — 1980. — № 2.

Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В 2-х томах. — М., 1986.

Запорожец А. В., Неверович Я. З. К вопросу о генезисе функций и структуры эмоциональных процессов у дошкольников // Вопросы психологии. — 1977. — № 6.

Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М., 1991.

Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1972.

Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М.; Л., 1948.

Лисина М. И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых семи лет жизни // Вопросы психологии. — 1978. — № 5.

Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986.

Межличностные отношения от рождения до семи лет. — М. — Воронеж, 2001.

Мухина В. С. Психология дошкольника. — М., 1975.

360

Нежнова Т. А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестник МГУ. Психология. — 1988. — № 1.

Общение и его влияние на развитие психики дошкольников. — М., 1974.

Поддъяков Н. Н. Мышление дошкольника. — М., 1977.

Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. — М., 2000.

Развитие личности и деятельности дошкольника. — М., 1965.

Развитие общения дошкольников со сверстниками. — М., 1989.

Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. — М., 1965.

Развитие познавательных способностей в дошкольном возрасте. — М., 1986.

Репина Т. А. Отношение между сверстниками в группе детского сада. — М., 1978.

Смирнова Е. О., Рошка Г. Н. Условия становления произвольного поведения в раннем и дошкольном детстве. — Магадан, 1993.

Смирнова Е. О., Утробина В. Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. — 1996. — № 3.

Умственное воспитание дошкольников. — М., 1972.

Эльконин Д. Б. Детская психология. — М., 1960.

Эльконин Д. Б. Психология игры. — М., 1978.

Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. — М., 1984.

361

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЧАСТЬ 1 Основные понятия детской психологии и теории психического развития ребенка    
Глава 1 Предмет и задачи детской психологии    
  Детская психология — наука о психическом развитии ребенка    
  Специфика детского развития    
  Детство как социокультурный феномен    
  Детская психология в системе наук    
Глава 2 Методы детской психологии    
  Метод наблюдения    
  Метод эксперимента    
Глава 3 Основные теории, объясняющие детское психическое развитие    
  Этологический подход к психическому развитию ребенка    
  Психоаналитическая теория    
  Теория привязанности    
  Теория когнитивного развития Жана Пиаже    
  Бихевиоризм и теория социального научения    
  Теория конвергенции двух факторов    
Глава 4 Движущие силы и условия психического развития ребенка    
  Высшие психические функции человека    

362

  Основной закон развития высших психических функций    
  Проблема обучения и развития    
  Понятие ведущей деятельности    
  Развитие общения ребенка со взрослым    
  Периодизация психического развития в онтогенезе    
ЧАСТЬ 2 Психологические особенности младенчества (первый год жизни)    
Глава 1 Общие закономерности развития психики младенца    
  Особенности социальной ситуации развития младенца    
  Влияние общения со взрослым на развитие младенца    
  Микропериоды младенческого возраста    
Глава 2 Общая характеристика периода новорожденности    
  Кризис рождения    
  Врожденные рефлексы новорожденного    
  Сенсорные способности новорожденного    
  Становление потребности в общении со взрослым    
Глава 3 Общение младенца со взрослым    
  «Комплекс оживления» младенца    
  Ситуативно-личностное общение со взрослым и его роль в развитии младенца    
  Ситуативно-деловое общение младенца со взрослым    
  Развитие отношения к взрослому на первом году жизни    
  Предпосылки развития речи    
Глава 4 Развитие познавательной активности и манипулятивной деятельности младенца    
  Особенности познавательной активности в первом полугодии жизни    

363

  Становление целенаправленных движений младенца    
  Развитие манипулятивных действий младенца    
  Развитие познавательной активности во втором полугодии    
Глава 5 Развитие самосознания и кризис первого года    
  Представление о себе у младенцев второго полугодия    
  Феномены кризиса первого года жизни    
  Новообразования кризиса первого года    
ЧАСТЬ 3 Психическое развитие в раннем возрасте (от года до трех лет)    
Глава 1 Развитие предметных и орудийных действий    
  Ситуативно-деловое общение и предметная деятельность ребенка    
  Возникновение специфических действий с предметами    
  Овладение орудийными действиями    
Глава 2 Развитие познавательной сферы детей    
  Развитие восприятия в раннем возрасте    
  Развитие мышления в раннем возрасте    
  Развитие обобщений в предметных действиях ребенка    
  Роль речи в развитии мышления ребенка    
Глава 3 Развитие речи в раннем возрасте    
  Различные взгляды на природу речевой способности ребенка    
  Феномен автономной детской речи    
  Возникновение активных слов у ребенка    
  Усвоение грамматического строя речи на третьем году жизни    
  Роль речи в становлении произвольного поведения ребенка    
  Соотношение коммуникативной и регулятивной функций речи в раннем возрасте    

364

Глава 4 Развитие игры в раннем возрасте    
  Процессуальная игра ребенка второго года жизни    
  Психологическое значение символических игровых замещений ребенка    
  Становление игровых замещений в раннем возрасте    
  Появление элементов творчества в игре детей раннего возраста    
Глава 5 Становление потребности в общении со сверстником    
  Отношение детей раннего возраста к сверстнику    
  Специфика общения детей раннего возраста    
  Роль взрослого в становлении общения со сверстником    
Глава 6 Предпосылки становления личности и кризис трех лет    
  Ситуативность как главная характеристика раннего возраста    
  Основные феномены кризиса трех лет    
  Личностные новообразования в период кризиса трех лет    
ЧАСТЬ 4 Психическое развитие в дошкольном возрасте    
Глава 1 Сюжетно-ролевая игра и ее роль в развитии дошкольника    
  Новообразования дошкольного возраста и значение игры для развития психики дошкольника    
  Социальная природа ролевой игры дошкольника    
  Единицы анализа и психологические особенности ролевой игры дошкольника    
  Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте    
  Виды игр и другие формы деятельности дошкольника    

365

Глава 2 Характеристика познавательной сферы дошкольника    
  Особенности представлений о мире в дошкольном возрасте    
  Феномен эгоцентрической речи    
  Преодоление эгоцентризма и развитие децентрации    
  Опосредствованность познавательных процессов ребенка    
  Взаимосвязь различных форм мышления ребенка    
Глава 3 Особенности воображения в дошкольном возрасте    
  Общая характеристика детского воображения    
  Формы проявления воображения дошкольника    
  Виды и функции воображения дошкольника; этапы его развития    
Глава 4 Развитие общения со взрослым и со сверстниками    
  Внеситуативные формы общения дошкольника со взрослым    
  Особенности общения дошкольников со сверстниками    
  Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте    
  Дифференциация детей в детском коллективе    
Глава 5 Развитие личности в дошкольном возрасте    
  Становление личностных механизмов поведения    
  Развитие воли и произвольности дошкольника    
  Становление этических инстанций и социальных чувств    
  Развитие самосознания и самооценки дошкольника    

366

Глава 6 Кризис семи лет и проблема готовности ребенка к школе    
  Основные симптомы кризиса семи лет    
  Психологические новообразования кризиса семи лет    
  Проблема готовности к школьному обучению    
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    
  Два пути детского развития — акселерация и амплификация    
  Литература    

367

Учебное издание




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1063; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.