Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие закономерности отклоняющегося




ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПСИХИЧЕСКОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА

Одной из первых научных типологий отклоняюще­гося развития можно считать классификацию, пред­ложенную Л.С. Выготским.

В основе наиболее широко использующейся в насто­ящее время классификации видов психического дизонтогенеза, предложенной В.В. Лебединским, лежат представления отечественных и зарубежных ученых об основных направлениях несводимых друг к другу нару­шениях психического развития человека:

• ретардация (задержанное развитие) — запазды­вание или приостановка всех сторон психического развития или преимущественно отдельных его ком­понентов;

дисфункция созревания связана с морфофункциональной возрастной незрелостью центральной не­рвной системы и взаимодействием незрелых струк­тур и функций головного мозга с неблагоприятными факторами внешней среды;

поврежденное развитие — изолированное повре­ждение какой-либо анализаторной системы или структуры головного мозга;

асинхрония (искаженное развитие) — диспропор­циональное психическое развитие при выраженном опережении темпа и сроков развития одних функ­ций, запаздывании или выраженном отставании других.

Классификация видов психического дизонтогенеза В.В. Лебединского.

Первая группа дизонтогений включает в себя от­клонения по типу ретардации (задерживающегося развития) и дисфункцию созревания: общее стойкое недоразвитие (умственная отсталость различной сте­пени тяжести), задержанное развитие (задержка пси­хического развития).

Ко второй группе принадлежат отклонения по типу повреждения: поврежденное развитие (органическая деменция), дефицитарное развитие (тяжелые нару­шения анализаторных систем: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, развитие в условиях хронических соматических заболеваний).

К третьей группе дизонтогений относятся откло­нения по типу асинхронии с преобладанием эмоцио­нально-волевых нарушений: искаженное развитие (ранний детский аутизм), дисгармоническое разви­тие (психопатии).

В последние годы появляется все больше детей со сложными недостатками в развитии, у которых име­ется сочетание двух и более направлений отклоняю­щегося развития (слепоглухие дети, дети с недостат­ками отдельных анализаторных систем и т.п.), что дает основание выделять специфическую группу ди­зонтогений под названием «дети со сложными недо­статками развития». Фактически сейчас можно гово­рить лишь о преобладании ведущей линии в дизонтогенезе ребенка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.