Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и задачи тифлопсихологии




Тифлопсихология изучает закономерности и особенности раз­вития лиц с нарушением зрения, формирование компенсаторных процессов, обеспечивающих возмещение недостатка информации, Дефицит, который связан с нарушением деятельности зрительно­го анализатора, а также влияние этого дефекта на психическое развитие детей с нарушением зрения.

Свое название тифлопсихология получила от греческого tiphlos — слепой и как наука сначала включала в свое содержание лишь психологию слепых. В настоящее время предметом ее внимания являются не только слепые, но и лица, имеющие глубокие нарушения зрения, а также дети, имеющие амблиопию и косоглазие. Основными задачами современной тифлопсихологии являются

1) изучение общих, свойственных также и нормально развивающемуся ребенку и специфических закономерностей психического развития детей с глубокими нарушениями зрения, механизмов, обеспечивающих компенсацию слепоты и слабовидения;

2) изучение зависимости психического развития от степени характера и времени возникновения дефекта зрительной функции;

3) выявление потенциальных возможностей лиц с нарушением зрения, их способностей к преодолению отклонений в формировании психических процессов и личностных отклонений;

4) разработка психологических основ эффективной коррекционно-педагогической помощи детям с недостатками зрительной функции;

5) разработка социально-психологических основ эффективной интеграции лиц с нарушениями зрения в общество.

 

 

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

Степень нарушения зрительной функции определя­ется по уровню снижения остроты зрения — способ­ности глаза видеть две светящиеся точки при мини­мальном расстоянии между ними. За нормальную остроту зрения, равную единице — 1,0, принимается способность человека различать буквы или знаки де­сятой строки специальной таблицы на расстоянии пяти метров. Разница в способности различать знаки между последующей и предыдущей строками означа­ет разницу в остроте зрения на 0,1.

Выделяют следующие группы детей с нарушени­ем зрения:

1) слепые — это дети с полным отсутствием зри­тельных ощущений, либо имеющие остаточное зре­ние (максимальная острота зрения — 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств кор­рекции — очков), либо сохранившие способность к светоощущению;

2) абсолютно, или тотально, слепые — дети с полным отсутствием зрительных ощущений;

частично слепые — дети, имеющие светоощущения, форменное зрение с остротой зрения от 0,005 до 0,04;

3) слабовидящие — дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2. Главное их отличие от слепых в том, что при выраженном снижении остроты восприятия зри­тельный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и мо­жет использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.

В зависимости от времени появления дефекта вы­деляют две категории детей:

1) слепорожденные — дети с врожденной то­тальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. У них нет зрительных представлений, и весь про­цесс психического развития осуществляется в усло­виях полного выпадения зрительной системы;

2) ослепшие — дети, утратившие зрение в до­школьном возрасте и позже.

Врожденные заболевания и аномалии развития ор­ганов зрения могут быть следствиями внешних и внутренних повреждающих факторов. В качестве ге­нетических факторов нарушения зрительной функции могут быть: нарушение обмена веществ, проявляю­щееся в виде альбинизма, наследственные заболева­ния, приводящие к нарушению развития глазного яб­лока, наследственная патология сосудистой оболоч­ки, заболевания роговой оболочки глаза, врожденные катаракты, отдельные формы патологии сетчатки.

Аномалии зрения также могут возникнуть в резуль­тате внешних и внутренних отрицательных воздейс­твий, имевших место в период беременности. На развитии плода могут сказаться патологическое те­чение беременности, перенесенные матерью вирус­ные заболевания, токсоплазмоз, краснуха и др.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1976; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.