Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мышление




Память

Нарушения зрения тормозят полноценное развитие познава­тельной деятельности слепых и слабовидящих детей, что находит свое отражение и в развитии, и в функционировании мнемических процессов. В то же время технический прогресс и современные условия обучения, жизни и деятельности слепых и слабовидящих предъявляют к их памяти (как и к другим высшим психическим процессам) все более жесткие требования, связанные как со скоростью мнемических процессов, так и с их подвижностью и прочностью образующихся связей.

Слепым и слабовидящим приходится запоминать и держать в своей памяти материалы, которые не требуется помнить зрячему.

В исследовании немецкого тифлопсихолога Г. Шауерте приводятся данные, характеризующие слепых как лиц, которым свой­ствен больший, чем у зрячих, объем памяти. У некоторых слепых большой объем материала, хранящегося в памяти, недостаточноорганизован и слабо систематизирован. Другие обладают структурированной памятью, но меньшим ее объемом. Последние пользуются памятью более рационально и успешно.

Для слепых и слабовидящих характерно также недостаточное осмысление запоминаемого материала.

 

Генетическое рассмотрение процессов формирования мышле­ния слепых детей дошкольного возраста (Л. И. Солнцева и С. М. Хо­рош) показало зависимость его развития от компетентного вос­питания в раннем и дошкольном возрасте, учитывающего осо­бенности как типичные для детей этой категории, так и индивидуальные, присущие тому или другому ребенку.

Важное место в развитии наглядно-образного мышления зани­мает техника оперирования образами, сущность которой в мыс­лительном перемещении предметов и их частей в пространстве.

Исследования не выявили зависимости мысли­тельных процессов от зрительной патологии.

Однако Н. С. Костючек показано, что понятия, усвоенные деть­ми формально, без реального чувственного образа, как правило, понимаются очень узко, только в контексте усвоенного или со-1 всем неверно. Следовательно, специфика в содержании понятий, связанная со слепотой и слабовидением, имеет место. Формаль­ное же усвоение понятий преодолевается в процессе обучения, проведения словарной работы, использования различного рода наглядных пособий, от конкретных предметов до схем, моделей, карт. Управление процессом формирования понятий осуществля­ется с учетом степени нарушения зрения, его остроты. В первую очередь это относится к предметным конкретным понятиям и еди­ничным понятиям, формирующимся на основе общих.

конкретно-понятийного мышления, свойственного учащимся на­чальных классов, к абстрактно-понятийному. Образование новой структуры — формально-логических опе­раций и перестройка интеллектуальной деятельности у слабови­дящих происходит в течение более длительного времени и завер­шается лишь к 16 — 17-летнему возрасту (В.А. Лонина).

Однако прямой зависимости между степенью нару­шения зрения и уровнем развития познавательной деятельности у слабовидящих детей не наблюдается.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.