Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины возникновения речевых нарушений. Педагогическая характеристика групп детей с недостатками речи




Педагогическая характеристика групп детей с недостатками речи

Детей с однородными нарушениями речи можно объединить в группы, что представляется удобным при проведении коррекционной работы.

Обычно выделяются группы со следующими нарушениями:

1) фонетико-фонематические нарушения (ФФН, дети с пре­имущественными недостатками звукопроизношения: с функциональными и механическими дислалиями, ринолалиями, легкими формами дизартрии);

2) общее недоразвитие речи (ОНР, дети с преимущественными недостатками лексико-грамматической стороны речи, с разными уровнями речевого недоразвития);

3) недостатки мелодико-интонационной (ринофония, дисфония, афония) и темпо-ритмической стороны речи (заикание, тахилалия, брадилалия и др).

 

 

 

Неблагоприятные воздействия на мозг во внут­риутробном периоде развития, во время родов, а также в первые годы жизни ребенка могут приводить к речевой патологии. Структура и степень речевой недостаточности зависят от локализации и тяжести мозгового поражения. Эти факторы связаны со вре­менем патогенного влияния на мозг. Наиболее тяже­лое поражение мозга возникает в период раннего эмбриогенеза, на 3-4 месяце внутриутробной жизни, в период наиболее интенсивной дифференцировки нервных клеток.

Наиболее частыми причинами, вызывающими недоразвитие мозга и приводящими к тяжелым нару­шениям речи, являются инфекции и интоксикации матери во время беременности, родовая травма, не­совместимость крови матери и плода по резус-фактору или по групповой принадлежности крови, заболевания центральной нервной системы и травмы мозга в первые годы жизни ребенка.

При алкогольном синдроме плода дети рождаются с низкой массой тела, отстают в физическом и психи­ческом развитии. Общее недоразвитие речи (ОНР) у этих детей сочетается с синдромами двигательной расторможенности, аффективной возбудимости и с крайне низкой умственной работоспособностью.

Если неблагоприятное воздействие на речевые зоны мозга ребенка произойдет в период, когда речь его уже сформировалась, может случиться ее распад — афазия.

Общее недоразвитие речи обычно является след­ствием законченного патологического процесса. Его следует отличать от нарушения речевого разви­тия при текущих нервно-психических заболеваниях (эпилепсии, шизофрении и многих других). По срав­нению с детьми, имеющими интеллектуальную недо­статочность, у детей с выраженной речевой патоло­гией в основном наблюдаются остаточные проявле­ния органического поражения центральной нервной системы — минимальная мозговая дисфункция

В этиологии нарушений речи особое место занима­ет перинатальная энцефалопатия - поражение мозга, возникшее в период родов.

Нейрофизиологическое изучение участков различных зон коры в обеспечении речевой деятельности дало возможность считать, что моторные функции локализуются в зад­них отделах лобных извилин левого полушария (у правшей) го­ловного мозга (центр Брока), а сенсорная сторона речи — в левой задней височной извилине (центр Вернике). Организация речевой функции разносторонне освещена А. Р.Лурия в основах нейро­психологии (1973).

Речевая патология является следствием повреждения перифе­рических и центральных отделов слухового, зрительного, двига­тельного анализаторов. При повреждении периферических отделов слухового анализатора страдает восприятие устной речи, что является причиной возникновения сенсорной афазии (или алалии), при этом нарушается фонематический слух. Повреждение различных отделов зрительного анализатора сопровождается на­рушением восприятия письменной речи. Нарушение моторных зон двигательного анализатора приводит к недостаткам произношения, так как страдают подвижные органы артикуляции (язык, губы, мягкое нёбо) и статическое (твердое нёбо), а также органы голосообразования и дыхания (голосовые связки, гортань, лег­кие, бронхи, трахея, диафрагма). Все перечисленное в литературе часто обозначается как периферический отдел речедвигательного анализатора.

В зависимости от степени выраженности и локали­зации органической и функциональной недостаточ­ности центральной нервной системы при нарушениях речи могут наблюдаться:

1) локальный речевой дефект (недостаточность ре­чевых зон коры головного мозга), при котором нару­шения познавательной сферы вторичны;

2) сочетанный психоречевой дефект (недостаточ­ность не только речевых зон, но и височно-теменно-затылочных областей коры головного мозга), в струк­туру которого входят нарушения познавательной сферы и речи.

 

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ. Определяющее значение для развития речевой де­ятельности имеют первые три года жизни ребенка. Для детей с алалией характерно отсутствие лепета или его крайняя бедность. Дети с тяжелыми речевы­ми нарушениями более поздно произносят первые слова и фразовую речь. В раннем развитии детей с алалией отмечается также более позднее по сравне­нию с нормой развитие локомоторных функций.

Нарушения фонематического восприятия отмеча­ются у всех детей с нарушениями речи. Развитие фо­нематического слуха находится в прямой связи с раз­витием всех сторон речи, что, в свою очередь, обус­ловлено общим развитием ребенка.

Е. М. Мастюкова в своих исследованиях (1976) указывает, что «у многих детей с речевыми нарушениями при формально со­хранном интеллекте имеют место выраженные трудности обуче­ния, своеобразное неравномерное дисгармоничное отставание пси­хического развития».

Анализ данных, полученных при исследовании различных пси­хических функций детей с общим недоразвитием речи (Л.И.Бе­лякова, Ю.Ф.Гаркуша, О.Н.Усанова, Э.Л. Фигередо, Т. Б.Филичева, Г. В.Чиркина), показывает своеобразие их развития.

 

Внимание детей с речевым недоразвитием харак­теризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольной его формы, трудностями в планировании своих действий. Дети с трудом сосредоточивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств ре­шения задач.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1073; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.