Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личности




С ДИСГАРМОНИЧЕСКИМ СКЛАДОМ

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ДЕТЕЙ

ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С ДИСГАРМОНИЧЕСКИМ СКЛАДОМ ЛИЧНОСТИ

Раздел посвящен психологическим особенностям детей и под­ростков при различных типах дисгармонического развития лич­ности.

Основными задачами данного направления специальной пси­хологии являются:

1) разработка методов, направленных на раннее выявление при­знаков патохарактерологического развития ребенка;

2) описание «слабых» и «сильных» сторон психосоциального развития детей и подростков при различных вариантах патохарак­терологического развития;

3) разработка системы психолого-педагогических методов кор­рекции и профилактики патохарактерологического развития в дет­ском возрасте.

Когда говорят о различных типах дисгармонического развития личности, о степени отклонения личности от нормального разви­тия, речь идет о патологических типах характера.

Характер (от греч. charakter — отличительная черта, особен­ность) определяется как совокупность устойчивых индивидуаль­ных особенностей личности, проявляющихся в деятельности и общении. Характер является результатом взаимодействия темпе­рамента человека и условий воспитания. Формируясь на базе основ­ных свойств темперамента, однозначно им не предопределяется. Существенный вклад вносит воспитание и формирующийся под его влиянием уровень морального, интеллектуального, эстетичес­кого развития человека (Лебединский М.С., Мясищев В.Н., Ру­бинштейн С. Л. и др.).

Выраженность характера может быть различной: это может быть средний или «нормальный» характер, выраженный, или акценту­ированный, и патологический. Последний, являясь причиной серь­езных трудностей социально-психологической адаптации, нахо­дится под пристальным вниманием не только психологов, но и психиатров и носит название — психопатия. Психическое разви­тие при психопатии относят к дисгармоническому виду дизонтогенеза.

Выделяют три основные признака психопатии:

1) тотальность патологических черт, т.е. их одинаковое при­сутствие во всех сферах жизнедеятельности человека;

2) относительная стабильность во времени: малая подвержен­ность изменениям на протяжении жизни человека;

3) социальная дезадаптация человека.

Говоря словами П.Б.Ганнушкина, психопатия представляет собой такие аномалии характера, которые «определяют весь пси­хический облик индивидуума, накладывают на весь его душевный склад свой властный отпечаток... в течение жизни не подвергают­ся сколь-нибудь резким изменениям и «мешают» приспособиться к окружающей среде».

В детском возрасте, когда характер еще не приобрел своей окон­чательной системы черт, целесообразно говорить об «акцентуа­циях» характера (К.Леонгард).

Акцентуация (от лат. accentus — ударение) представляет собой наличие выраженных черт того или иного характера. Это хотя и крайний, но вариант «нормального» характера. Концепция акцен­туированных личностей была разработана К.Леонгардом. Им было описано 12 типов акцентуаций, включая смешанный, типичный для подросткового возраста. По мнению К.Леонгарда, в развитых странах более половины населения можно отнести к акцентуиро­ванным личностям.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.