Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы деятельности государственного аппарата




Государственные органы и их классификация

Первичным элементом механизма государства является орган государства.

Государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое в целях осуществления определенного вида государственно деятельности. Функционируя, он опирается на организационную, материальную и принудительную силу государства. Его можно определить как – индивид или организация, наделенная государственно-властными полномочиями для осуществления функций государства.

Этот элемент отличается от органов общественных организаций, органов местного самоуправления. Не всякие государственные учреждения и организации можно назвать государственными органами. Их признаками являются:

· организованный характер. Государственный орган – не простая группа людей, а организация, отличающаяся внутренней структурой, имеющая подразделения (отделы, комитеты, комиссии). Иногда орган государства может быть представлен одним человеком (монарх, президент);

· государственный орган наделен государственно-властными полномочиями. То есть осуществляя свои функции, орган издает правовые акты (как нормативные, так и индивидуальные). В отдельных случаях он может применять меры государственного принуждения;

· организационная обособленность. Государственный орган, осуществляя свои полномочия, имеет право выступать от своего имени в различных правоотношениях;

· компетентность. Государственный орган имеет определенный круг полномочий, то есть обладает определенной компетенцией. Его компетенция закреплена в нормах права;

· наделен обособленным имуществом для осуществления свих функций;

· государственный орган не безликий элемент, а коллектив людей, непосредственно участвующих в управлении государством – государственных служащих. Они выступают от имени государства и получают заработную плату из бюджета государства;

· государственный орган имеет своего руководителя, который его возглавляет и несет ответственность за работу.

Органы государства весьма разнообразны по объему, структуре, правовому положению и т.д. Поэтому и классификация их достаточно многообразна, что вызвано многосложностью самого государственного механизма.

Органы государства можно классифицировать по следующим основаниям:

1. По характеру осуществляемых полномочий (на основе принципа разделения властей) различают законодательные, исполнительные и судебные органы. Кроме этого, особую группу органов составляют силовые структуры (вооруженные силы, ФСБ).

В юридической литературе для обозначения законодательных органов часто используется термин «парламент». Но в каждом государстве эти органы имеют свое частное наименование (Федеральное собрание, Конгресс, Стортинг, Генеральные кортесы) Основной задачей этих органов является принятие законов.

Высшие исполнительные органы в большинстве государств представлены правительствами, работой которых чаще всего руководит глава государства (монарх, президент) либо глава правительства. Исполнительную деятельность правительство осуществляет с помощью специальных органов – министерств и ведомств.

Судебная власть осуществляется специальными органами – судами.

2. По порядку образования различают избираемые (первичные) и назначаемые органы. Первые избираются или непосредственно населением, или в особом порядке, вторые назначаются первичными органами.

3. По компетенции органы могут быть общей компетенции и специальной компетенции. Органы общей компетенции занимаются решением всех вопросов в разных сферах жизнедеятельности (парламенты, правительства, резидент, монарх). Органы же специальной компетенции осуществляют руководство в отдельных сферах жизни (министерства).

4. По порядку принятия решений (правовых актов) органы делятся на единоначальные (министерства, прокуратура) и коллегиальные (правительство, парламенты).

5. По времени действия различают постоянные (действующие до ликвидации органа) и временные (осуществляют деятельность установленный период времени или для решения определенного вопроса).

6. По месту в системе государственного механизма различаются органы центральные и местные. Кроме того, в федеративном государстве наряду с центральными (то есть федеральными) органами функционируют органы субъектов федерации.

 

Построение и деятельность государственного аппарата осуществляется на основе определенных принципов. Их учет и реализация в процессе государственного руководства обеспечивает эффективность государственого руководства обществом. Принципы, их содержание и действенность во многом зависит от исторического типа государства, его сущности и содержания деятельности.

Для современного демократического государства характерны следующие принципы функционирования его механизма:

· принцип разделения властей. Предполагает, что единая государственная власть делится на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Данное деление необходимо для предотвращения узурпации власти в одних руках;

· принцип законности. Заключается в том, что деятельность всех органов государства и их организация осуществляется исключительно на основе права, закона и в правовых формах;

· демократизм выражается в том, что к осуществлению функций государства привлекаются иные элементы гражданского общества: политические партии, организации, граждане;

· принцип гласности. Деятельность государства, всех его органов должна осуществляться гласно. Принимаемые правовые акты должны официально публиковаться и быть известны гражданам;

· принцип политического и идеологического плюрализма. При принятии решений государственные органы не должны руководствоваться лишь мнениями отдельной группы, партии и тем более субъективным мнением руководителя. Здесь необходим учет мнений всех социальных слоев, партий, общественных организаций;

· принцип оперативности. Государственные органы должны принимать решения быстро, оперативно, с учетом изменяющихся условий;

· принцип профессионализма и компетентности означает, что государственный аппарат должен состоять из квалифицированных работников, компетентных в своей деятельности. Привлечение к государственной службе людей, не обладающих навыками управления, приводит к негативным последствиям;

· для федеративного государства присущ принцип федерализма. Он проявляется в том, что при осуществлении государственного руководства следует учитывать интересы субъектов федерации, их национальные, исторические, религиозные особенности.

Эффективно осуществлять свойственные ему функции может только надлежаще организованный государственный аппарат, действующий правовыми средствами на основе демократических и гуманистических принципов.

 

Литература к теме

Байтин М.И. Механизм современного российского государства // Правоведение. - 1996. - № 3..

Барнашов А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 1988.

Григонис Э.П. Механизм правового государства: вопросы теории и практикию. - СПб., 1999.

Дыльнов Г.В. Законодательная власть в правовом государстве. - М., 1995.

Ершов В.В. Место и роль суда в правовом государстве//Правоведение. - 1991. - № 5.

Сахаров Н.А. Институт президенства в современном мире. - М., 1994.

Энтин Л.М. Разделение властей. Опыт современных государств.- М., 1999.

 

Глава 7. Основы учения о праве

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1. Исторические предпосылки возникновения права. 2. Основные концепции правопонимания. 3. Понятие, признаки и сущность права. 4. Социальное назначение и функции права. Социальная ценность права. 5. Принципы права. 6. Формы права.

------------------------------------------------------------------------------------------------




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.