Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мусульманская правовая система (мусульманское право)




Особенность этой системы определяется тем, что ее формирование и развитие основано не на нормативных актах, и не на судебной практике, а на господствующей религиозной идеологии - положениях ислама.

История мусульманского права начинается с пророка Мухаммеда, жившего в 570- 632 гг. Мухаммед от имени Аллаха адресовал через проповеди основные правила поведения верующим мусульманам. Далее эти правила конкретизировались и развивались в результате деятельности самого пророка. Позднее они нашли формальное закрепление в религиозных источниках ислама - Коране и Сунне. Дальнейшее развитие положения ислама нашли в работах «праведных» халифов и в деятельности представителей различных правовых школ, разъясняющих положения ислама.

Возникнув в Арабском халифате, мусульманское право вместе с исламской религией распространилось и на другие государства.

Особенности этой правовой системы, основанной на религиозных воззрениях, проявляются в ее источниках. Это, прежде всего, Коран и Сунна, а также иджма и кияс. Коран – священная книга ислама, основополагающий источник мусульманского права. Сунна – это сборник положений, вытекающих из жизни самого Мухаммеда. Иджма - положения древних правоведов, знатоков ислама, содержащие обязанности правоверных. Кияс содержит суждения по аналогии.

Система мусульманского права характеризуется делением на публичное и частное. Однако, как свидетельствует известный специалист мусульманского права Р.Л. Сюкияйнен, мусульманское право в большей своей части - частное право (Сюкияйнен Р.Л. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986. С.84). Это преимущественно нормы, регламентирующие семейные отношения: брак, развод, родство наследование, а также отдельные имущественные отношения. Конституционные, административные и финансовые отношения регламентируются нормами публичного права.

Системе мусульманского права присущи отдельные черты феодальных правовых систем – партикуляризм, неопределенность и противоречивость, архаизм. Отмена устаревших норм здесь не допускается, так как нормы мусульманского права являются религиозными.

В структуре мусульманского права есть конкретные нормы и нормы-принципы. Причем последние имеют преимущественное значение.

Особенности этой правовой системы проявляются и в специфике предписаний, и в содержании норм. Их источником является не законодатель и не суд, а правило, адресованное мусульманской общине Аллахом. Поэтому его нельзя изменить, отменить, поправить.

По своему содержанию нормы ислама являются в основном обязывающими, закрепляющими долг совершать те или иные поступки. При этом в нормах Корана преобладают общие положения нравственного характера.

Подчеркивая особенности мусульманского права, следует отметить, что в современных условиях на его развитие оказали влияние положения англосаксонской и романо-германской правовых систем. Это привело к тому, что в отдельных государствах (например, в Турции) положения ислама практически вытеснены из правовой системы, в других (Алжире, Сирии, Египте) сохранились лишь частично.

В целом же в современных условиях практически не сохранились особенности систем в чистом виде. В условиях глобализации происходит их сближение, обогащение. Это можно наблюдать на примере правовой системы Японии, США, иных государств.

Литература к теме

Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. - М.: Междунар.отношения, 1996.

Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. Общая часть. – М.: Зерцало, 2001.

Саидов А.Х. Введение в основные правовые системы мира. - Ташкент: Фан, 1988.

Сюкияйнген Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. - М.: Наука, 1986.

Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. - М.: Норма, 1996.

Лукьянова Е.Г. Глобализация и правовая система России (основные направления развития). – М.: Норма, 2006.

 

роявился в содержании права. метрдв и ти пы регулирования = от грубой прямолинейной императиваности к дисполитивному р Тема 13. Правовое регулирование и его механизм

1.Понятие правового регулирования. 2.Предмет правового регулирования. 3.Методы, способы и типы правового регулирования. 4. Виды и стадии правового регулирования. 5.Механизм правового регулирования.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.