Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Применение права как деятельность по обеспечению реализации права




Применение права - государственно-властная, организующая деятельности компетентных субъектов по обеспечению реализации права путем вынесения индивидуальных правовых предписаний.

Признаки правоприменения.

1. Применение права – это не нормы, акты, органы, какое-либо иное правовое средство. Это специфическая правовая деятельность, наряду с иными видами такой деятельности: правотворчеством, толкованием, реализацией.

2. Применение - государственно-властная деятельность. Это не деятельность по толкованию, разъяснению, вынесению рекомендаций. Это властная деятельность, результаты которой носят обязательный характер. Причем правоприменительная деятельность осуществляется от имени государства. В этом ее сходство с правотворчеством и официальным толкованием.

3. Это деятельность осуществляемая не любым субъектом, а лишь компетентными субъектами, наделенными властными полномочиями. Длительное время в литературе господствовала точка зрения, что правопримененние осуществляется исключительно государственными органами (или по уполномочению государства иными органами). В современных условиях положение изменилось. Правоприменительной деятельностью в соответствии с действующим законодательством занимаются и органы местного самоуправления (не входящими в структуру механизма государства) и даже работодатель. Поэтому при характеристике субъектов правоприменения мы используем термин «компетентные субъекты».

4. Это деятельность, осуществляемая в особом, установленном законом порядке (процессуальном порядке). В силу важности, значимости применения в правовом регулировании его порядок нормативно урегулирован. Причем, наиболее сложные формы правоприменения (например, судебная деятельность) объединены в комплекс норм, составляющих самостоятельную отрасль права (уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное право).

5. Применение – это деятельность по рассмотрению конкретного юридически значимого дела. Таковыми являются привлечение виновного к уголовной ответственности, рассмотрение судами имущественных споров, прием на работу, регистрация брака и т.д.).

6. Правоприменительная деятельность заканчивается принятием специального индивидуального государственно-властного правового акта – правоприменительного акта (акта применения права).

В литературе широкое распространение получила концепция, согласно которой применение - одна из форм реализации наряду с соблюдением, исполнением и использованием. Однако подобная трактовка представляется ошибочной, ибо не отражает сущности и назначения правоприменительной деятельности в правовом регулировании.

Остановимся на природе и необходимости правоприменения. Когда же появляется необходимость в применении права?

1. Оно необходимо в случае, когда без правоприменения не могут возникнуть правоотношения, не может определиться их содержание. Так, без приказа работодателя не может возникнуть трудовое правоотношение, без регистрации брака – брачно-семейное правоотношение. В данном случае правоприменительный акт играет роль специфического юридического факта. Однако его значение не сводится лишь к формальному «включению» в действие юридической нормы. Здесь правопрменительный акт выступает как средство индивидуального государственно-властного регулирования. Поскольку норма права – одинаковый масштаб к неодинаковым субъектам, для ее реализации необходима самостоятельная государственно-властная деятельность компетентных органов по уточнению, конкретизации общих нормативных предписаний применительно к конкретному субъекту и случаю. Следовательно, путем правоприменения государство подключается к процессу реализации правовых норм. И здесь роль применения чрезвычайно велика.

2. Применение необходимо и на стадии реализации субъективных прав и юридических обязанностей. В частности, оно необходимо, когда имеются затруднения в использовании прав. Подобное возможно в случае возникновения спора о праве. В правовом регулировании имеют место ситуации, когда субъекты, имея равные субъективные права, спорят об их содержании, объеме. Такое возможно в споре по воспитанию детей, при разделе совместно нажитого имущества, в иных имущественных спорах. В этих случаях компетентный орган в правоприменительном решении властно определяет пределы субъективных прав, «меру возможного поведения» сторон правоотношения, которые затем подлежат реализации.

3. Правоприменение необходимо и в случае нарушения (неисполнения) юридической обязанности. В этом случае компетентный орган властно определяет меру юридической ответственности правонарушителя, восстанавливает нарушенное право, принуждает к исполнению юридической обязанности.

Как видим, правоприменение не является формой реализации. Реализация предполагает деятельность по претворению идей, планов, норм в жизнь в собственном интересе. Именно так действует субъект в процессе исполнения, соблюдения либо использования своих прав или обязанностей. Правоприменитель же действует в чужом интересе. Его деятельность направлена на то, чтобы обеспечить практическую реализацию прав и обязанностей иных субъектов права на различных стадиях правового регулирования. Поэтому применение следует трактовать не как собственно реализацию, а как специфическую деятельность по обеспечению реализации правовых предписаний. По сути, это специфическая государственно-властная правовая деятельность, обеспечивающая «жизнь» права. Без нее функционирование права невозможно. Именно наличие правоприменительной деятельности вызвало к жизни специальную юридическую деятельность профессионалов-юристов. Ведь работа судей, следователей, нотариусов, работников прокуратуры, административных органов – правоприменительная деятельность.

Безусловно, правоприменитель осуществляет свою деятельность в рамках права, то есть проводит реализацию норм. Однако он так же, как и иные субъекты при этом, реализует конкретные процессуальные нормы: либо обязывающую (тогда он реализует норму в форме исполнения), либо запрещающую (реализация в форме соблюдения), либо управомачивающую (использование). То есть процесс применения представляет собой систему последовательно осуществляемых различных форм реализации, заканчивающуюся принятием правоприменительного акта. Его принятие (а следовательно, и само применение), является одновременно и правом, и обязанностью субъекта правоприменения. Следовательно, и с формально юридической стороны правоприменение нецелесообразно трактовать как форму реализации (пусть даже и как «специфическую»).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.