Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средства выражения логических связей




Лексические средства связи:

1. Специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие:

а) на последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем…);

б) на противоречивые отношения (однако, между тем, тем не менее, не смотря на это…);

в) на причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, кроме того …)

г) на переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к…, обратимся к, рассмотрим, необходимо остановиться на…);

д) на итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод…).

2. Лексические повторы, синонимы, местоимения, прилагательные и причастия, используемые в качестве средств связи (данный, этот, указанный, названный, такой, подобный).

Синтаксические средства связи:

3. Синтаксические средства связи: особенности построения предложений внутри фрагмента текста, обладающего смысловой законченностью:

Цепная (последовательная) связь – связь, при которой каждое последующее предложение соотносится прежде всего с отдельными словами или словосочетаниями предыдущего. Иными словами, в двух соседних предложениях речь должна идти об одном и том же субъекте. Теснейшая связь предложений выражается прежде всего в повторе. Повтор того или иного члена предложения (это и есть структурная соотнесенность) – главная особенность цепной связи: За лесом открывалось поле. Поле было недавно вспахано.

Я посмотрел фильм. Фильм был замечательный.

Я посмотрел фильм. Он был замечательный.

Я посмотрел фильм. Боевик был замечательный.

Во всех трех парах предложений одна модель связи: «подлежащее – дополнение». Но наполняется эта модель по-разному:

1) с помощью лексического повтора;

2) посредством местоимения (вместо повтора);

3) путем использования синонимов (фильм = боевик).

В ряде случаев возможно совмещение типов цепной связи в одном случае, например лексического повтора и местоименной связи: Батурин сон не рассказал. Враждебность к этому сну напугала его, он покраснел и перевел разговор на другую тему.

В сныон, конечно не верил. Но власть их нам ним была поразительна.

(К.Г. Паустовский)

 

Исходная часть → сообщаемая часть Исходная часть → сообщаемая часть Исходная часть → сообщаемая часть В аудитории / сидят студенты. Студенты / слушают лекцию. Лекцию / читает профессор.

Цепные связи используются во всех стилях речи. Это самый распространенный способ соединения предложений. Широкое распространение цепных связей объясняется тем, они в наибольшей степени соответствуют специфике мышления, особенностям соединения суждений. Там, где мысль развивается линейно, последовательно, где каждое последующее предложение развивает предшествующее, как бы вытекает из него, цепные связи неизбежны. Они встречаются и в описании, и в повествовании, и особенно в рассуждении, т.е. в текстах различных типов.

Несколько иначе дело обстоит со стилями. И все же для некоторых стилей цепные связи особенно характерны.

Прежде всего цепные связи характерны для научного стиля. Научному тексту характерна строгая последовательность и тесная связь отдельных частей текста, отдельных предложений, где каждое последующее вытекает из предыдущего. Излагая материал, автор последовательно переходит от одного этапа рассуждения к другому. И такому способу изложения в наибольшей степени соответствуют цепные связи.

Довольно часто используется в научной литературе цепная связь посредством лексического повтора. Необходимость ее нередко вызывается требованиями терминологической точности изложения. Повторение слова (или словосочетания), обозначающего описываемое специальное понятие, явление, процесс, является единственно возможным, так как в противном случае нарушится требование точности.

В официально-деловом стиле цепные связи (лексические повторы) также широко распространены, что обусловлено требованием точности, не допускающей разночтений:

2.1. Дилер покупает Товары у Продавца и продает их третьим лицам от своего имени и за свой счет. Дилер не может действовать от имени Продавца или какого-либо из его дочерних предприятий.

2.2. Дилер приобретает Товары, указанные в настоящем договоре, только у Продавца или из других источников, исключительно указанных Продавцом.

В публицистическом стиле представлены все виды цепной связи. Но наиболее полно соответствующими природе и задачам стиля следует признать цепную синонимическую, цепную местоименную и цепную местоименную синонимическую связи с их широкими возможностями комментирования и оценки содержания высказывания.

Параллельная связь – это связь, которая основывается на соотношении одинакового или сходного синтаксического строения предложений.

При параллельной связи, ее еще иногда называют синтаксический параллелизм, предложения не «сцепляются» одно с другим, а сопоставляются, при этом благодаря параллелизму конструкций, в зависимости от лексического «наполнения», сопоставление или противопоставление. Особенности этого вида связи — одинаковый порядок слов, члены предложения обычно выражены одинаковыми грамматическими формами или повторением первого слова предложений: Синюю лодку прибило к берегу. Потерявший управление катер разнесло в щепы.

Здесь структурная соотнесенность выражается в полном параллелизме предложений: предложения однотипны (оба безличные), имеют одинаковый порядок слов, члены предложений выражены одинаковыми грамматическими формами. То, что связь между предложениями имеет синтаксический характер, подтверждается возможностью разнообразного лексического «наполнения» структурно соотнесенных параллельных предложений, например: Маленькие ветви пригнуло к земле. Желтые листья унесло далеко в сторону.

Параллельная связь помогает максимально кратко нарисовать максимально полную картину происходящего и используется авторами обычно при описании:

Он долго сидел с Бергом у открытого окна. Звезды пламенели в просветах тяжелой листвы. Соленый воздух лился рекой. Пересыпь висела в ночи роем огненных, взлетевших и остановившихся пчел. Тепло и нежно пробасил в море пароход.

(К. Паустовский)

А на дворе все еще, бог знает чего ради, злилась зима. Целые облака мягкого крупного снега беспокойно кружились над землей и не находили себе места. Лошади, сани, дере вья, бык, привязанный к столбу, — все было бело и каза лось мягким, пушистым.

(А. Чехов)

Очень часто некоторые члены соединяемых предложений (нередко первые, стоящие в начале предложения) имеют одинаковое лексическое выражение. В этом случае параллельная связь усиливается а н а ф о р о й, т.е. единоначатием, повторением первого слова предложений, и ее можно назвать параллельной анафорической:

Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как система ценностей? Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции?

(В. Непомнящий)

Не столп, воздвигнутый над тлением твоим, сохранит память твою в дальнейшее потомство. Не камень со иссечением имени твоего принесет славу твою в будущие столетия.

(А. Радищев)

Вот по улице в тени акаций, и рая хлыстиками, прошли два офицера в белых кителях. Вот на линейке проехала куча евреев с седыми бородами и в картузах. Вот гувернантка гуляет с директорскою внучкой... Пробежал куда- то Сом с двумя дворняжками... А вот в простеньком сером платье и в красных чулочках пошла Варя.

(А. Чехов)

Яркий пример параллельной анафорической связи – рассказ В. Драгунского «Что я люблю…»:

Я очень люблю лечь животом на папино колено, опустить руки и ноги и вот так висеть на колене, как белье на заборе. Еще я очень люблю играть в шашки, шахматы и домино, только чтобы обязательно выигрывать. Если не выигрывать, тогда не надо.

Я люблю слушать, как жук копается в коробочке. И люблю в выходной день к папе залезть в кровать, что бы поговорить с ним о собаке: как мы будем жить просторней и купим собаку, и будем с ней заниматься, и будем ее кормить, и какая она будет потешная и умная, и как она будет воровать сахар, а я буду за нею сам вытирать лужицы, и она будет ходить за мной как верный пес.

Я люблю также смотреть телевизор; все равно, что показывают, пусть даже только одни таблицы.

Я люблю дышать носом маме в ушко. Особенно я люблю петь и всегда пою очень громко.

Ужасно люблю рассказы про красных кавалеристов, и чтобы они всегда побеждали... и т.д.

Но анафора — не обязательное, хотя и частое условие параллельной связи. В описаниях часто используется такой вид параллельной связи, как соположенность предложений. В этом случае объединяется несколько предложений с одним и тем же типовым значением:

Была ночь. По всему лесу потрескивал мороз. Верхушки вековых елей, призрачно освещенные звездами, блестели и дьмились, словно были натерты фосфором.

(В. Катаев)

Телега въехала в станицу. Хаты и дома за палисадниками казались опустевшими. Дымилось пожарище. Валялось несколько трупов, до половины вбитых в грязь. Кое-где слышались отдельные выстрелы, – это приканчивали иногородних, вытащенных из погребов и сеновалов. На площади в беспорядке стоял обоз. Кричали с возов раненые. Откуда то со двора слышался животный крик и удары нагаек. Скакали верхоконные. У забора кучка юнкеров пила молоко из жестяного ведра.

Все ярче, все голубее светило солнце из голубой ветреной бездны. Между деревом и телеграфным столбом, на перекинутой жерди, покачивались на ветру… семь длинных трупов – коммунисты из ревкома и трибунала.

(А.К. Толстой)

Исходная часть → сообщаемая часть Исходная часть → сообщаемая часть Исходная часть → сообщаемая часть Студенты сидят в аудитории. Студенты слушают лекцию. Студентам об экономике рассказывает профессор.

Каждый из указанных типов текста выделяется в соответствии с целью и содержанием речи. Это определяет и некоторые типичные грамматические средства оформления текста.

Цель создания текста Содержание и форма текста Типичные грамматические средства оформления
Тип текста: Описание
1. перечисление признаков, свойств, элементов предмета речи; 2. указание на его принадлежность к классу предметов; 3. указание на назначение предмета, способы и области его функционирования. 1. представление о предмете в целом дается в начале и в конце; 2. детализация главного проводится с учетом смысловой значимости деталей; 3. структура отдельных частей текста (элементов описания) аналогична структуре текста в целом; 4. используются приемы сравнения, аналогии, противопоставления; 5. текст легко свертывается. Простое и сложное предложения: а) с прямым порядком слов; б) составным именным сказуемым; в) с глагольными формами одновременного действия; г) с глаголами настоящего времени во вневременном значении; д) с определительными характеристиками.
Тип текста: Повествование
Рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных (узловых) фактов и показом их взаимосвязи 1. соблюдается логическая последовательность; 2. подчеркивается динамизм, смена событий; 3. композиция хронологизирована. Простое и сложное предложения: а) с глагольным сказуемым совершенного вида; б) с видо-временными формами подчеркивающими характер и смену событий; в) с выражением причинно-следственной и временной обусловленности.  
Тип текста: Рассуждение
Исследование сущностных свойств предметов и явлений, обоснование их взаимосвязи. 1. имеются тезис (положение, которое доказывается), аргументы (суждения, которые обосновывают правильность тезиса) и демонстрация (способ доказательства); 2. используются размышления, умозаключения, пояснения; 3. смысловые части высказывания приводятся в логической последовательности; 4. все, не относящееся к доказательству, опускается. Простое широко распространенное и сложное предложения: а) с причастными и деепричастными оборотами; б)с обстоятельствами или обстоятельственными придаточными причины, следствия, цели; в) с глаголами разных видовых пар.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 7123; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.