Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV.5. Измерение экономического воздействия туризма




Реальный пример

На Лофотенских островах в северной Норвегии проживает около 20 000 жителей. Архипелаг ежегодно посещает 200–300 тысяч туристов. Около 50 гостиниц. Каждая в среднем принимает 4-6 тысяч туристов в год. В основном это небольшие 20-30-местные гостиницы. Общая емкость гостиниц архипелага составляет порядка 1000 - 1500 чел. Это те самые 5-7 % жилого фонда, которые, по нашим расчетам были необходимы для удвоения емкости местного рынка товаров и услуг с соответствующим увеличением объема продаж, деловой активности в целом.

Можно проинтерпретировать эти цифры иначе: тот же самый эффект мог бы быть получен при двойном увеличении населения архипелага.

Ясно, что достижение таким путем равноценного тому, что дает туризм, экономического эффекта в условиях Севера нереально. Следовательно, стратегия развития туризма для социального и экономического подъема регионов, исчерпавших обычные возможности экономического и демографического роста – едва ли не самая оптимальная. Стоит ли говорит, что таких регионов, как заполярные Лофотены в нашей стране много.

Туризм это тот резерв, который включается современной экономической системой для повышения деловой активности на такое количество процентов, которое недостижимо другими способами. Туризм - особого рода катализатор, позволяющий экономическим процессам многократно увеличивать свою интенсивность.

ЗАДАНИЕ: Проведите аналогичный вышеприведенному теоретический расчет экономического эффекта организации приема туристов в небольшом селе с численностью населения, допустим, 1000 человек.

Расчет экономического воздействия туризма производится с помощью мультипликаторов. Это коэффициенты, на которые умножаются расходы туристов для того, чтобы измерить прямо и косвенно связанные с ними изменения экономических процессов. Мультипликаторы могут использоваться при разработке и обосновании региональной политики, программ, проектов, бизнес-планов.

Мультипликатор туризма – это отношение изменений одного из ключевых экономических показателей (занятости, производства, продаж, доходов и др.) к изменению расходов туристов.

Эти расходы в первую очередь идут в организации, непосредственно оказывающие услуги путешественникам. Далее эти организации тратят полученные от туристов деньги. Часть их (У) неизбежно уходит из оборота на уплату внешних (например, федеральных) налогов и на импорт необходимых для обслуживания туристов товаров, продуктов, услуг. Эта часть уменьшает размер мультипликатора, поскольку далее не участвует в генерировании экономической деятельности в регионе.

Другая часть полученных доходов (Х) начинает циркулировать в местной экономике, используется для уплаты местных налогов и сборов, приобретения местных товаров и услуг. В каждой ветви этих расходов, т.е. в следующем цикле движения денег, часть денег вновь изымается из оборота (У*), а остаток (Х*) генерирует следующий цикл получения прибавочной стоимости и доходов. Таких циклов в течение года поступления средств от туристов может произойти несколько. В результате доходы территории преумножаются. Подсчитано, что 1 $, потраченный туристами, может привести к увеличению местного товарооборота на 7 $. В этом состоит феномен мультипликации, объясняющий экономическую эффективность туризма. Она выше, чем в других секторах экономики, поскольку изымаемая из оборота часть (У) во въездном туризме минимальна.

Для оценки воздействия расходов туристов на доходы и другие экономические показатели развития территории разработаны разные модели расчета мультипликатора. При необходимости они могут быть заимствованы из экономической литературы (Папирян Г.А., 1998). Мы ограничимся лишь перечнем типов мультипликаторов:

Мультипликатор продаж – измеряет дополнительные обороты бизнеса в результате увеличения расходов туристов.

Мультипликатор производства – измеряет объем дополнительного производства в экономике за счет увеличения расходов туристов.

Мультипликатор доходов измеряет дополнительные доходы (зарплата, арендная плата, проценты от ссуд и прибыли), образующиеся в экономике в результате увеличения расходов туристов.

Мультипликатор занятости характеризует количество рабочих мест, созданных за счет дополнительных расходов туристов.

ЗАДАНИЕ: Метод мультипликаторов может быть использован и для оценки экономического ущерба, наносимого региону ростом выездного туризма? Каким в идеале должно быть соотношение въездного и выездного туризма для того, чтобы местное производство товаров и услуг избежало кризиса вследствие развития туристкой деятельности?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 850; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.